Минфин России: направление заказчиком требования об уплате неустойки (штрафа, пени) должно осуществляться с учётом сроков внесения информации об исполнении контракта в реестр контрактов
Что указал Минфин
Согласно п. 10 ч. 2 и ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ, заказчик направляет в Казначейство России сведения об исполнении контракта, включая информацию о начислении неустоек, не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днём исполнения контракта (или его этапа).
Подпункт «е» п. 11 Правил ведения реестра контрактов (утв. Постановлением № 60 от 27.01.2022) уточняет, что в реестр включается само требование об уплате неустойки, направленное поставщику, и сумма начисленной пени или штрафа.
Вывод Минфина
Поскольку сведения о начислении неустоек должны быть направлены в реестр контрактов в течение пяти рабочих дней, заказчик обязан успеть выставить претензию поставщику до истечения этого срока.
Таким образом, претензионная работа становится частью срока исполнения контракта, как это следует из ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ.
Что это значит на практике
Ранее заказчики исходили из того, что направление претензии возможно и спустя длительное время — в пределах срока исковой давности. Теперь же, исходя из позиции контролирующих органов и логики 44-ФЗ, затягивание с выставлением требований может расцениваться как нарушение порядка ведения реестра контрактов.
Комментарий экспертов
По сути, Минфин поддержал новую тенденцию правоприменения: дата направления претензии должна приходиться на период исполнения контракта или этапа, а не спустя месяцы после его завершения. Это требует от заказчиков оперативного ведения претензионной работы и пересмотра внутренних процедур контроля сроков.
Документ: Письмо Минфина России от 03.10.2025 г № 24-06-09/95869
Комментарии