Комментировать

Говорит и показывает Минстрой

вопросы заместителю председателя

Планом заседаний Правительства Российской Федерации на январь-июнь 2022 года предусмотрено рассмотрение 5 мая Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ, которая должна определить новый этап в развитии не только строительства, но и информационных технологий и экономики страны в целом. Редакция интернет-издания «СметаНа» направила на имя заместителя Председателя Правительства России Марата Шакирзяновича Хуснуллина девять вопросов, касающихся подготовки Стратегии, развития индустрии в условиях нового технологического уклада, применения новейших строительных и информационных технологий, ценообразования и нормирования в строительстве, перспектив развития профессиональной строительной деятельности.

Публикуем содержание письма в адрес нашей редакции от лица заместителя Министра строительства и ЖКХ Музыченко Сергея Григорьевича, на чьи плечи была возложена почетная миссия подготовки ответов на поставленные зампреду вопросы.

Проектом Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года, подготовленной в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 г. № 1697-р, наряду с ориентированностью на гражданина в качестве принципов развития отрасли обозначены такие принципы, как компетенции, кастомизация, завершенность, алгоритмизация, типизация, достоверная статистика, консервативный подход к скорости изменений и профессионализм. Какие принципы определены нынешним Правительством при подготовке новой редакции Стратегии, которая должна задать вектор развития строительства и жилищно-коммунального хозяйства до 2035 года? Как  планируется их реализовывать на практике?

Строительная отрасль стремительно развивается. Вместе с тем Правительством признается наличие проблем, вызванных незавершенностью и торможением реформ в направлении ликвидации административных барьеров и совершенствования института проектирования, системы ценообразования и экспертизы проектной документации, подрядных торгов, технического регулирования, подготовки кадров, контрольно-надзорной деятельности. Определена ли основная причина затруднений и как в целом в этой связи планируется реализация основных направлений федеральной градостроительной политики: формирование комфортной и безопасной среды для жизни граждан, обеспечение современного, качественного и экономически эффективного архитектурно-строительного проектирования, инженерных изысканий и строительства, а также условий для повышения производительности труда и успешного предпринимательства?

Реализация Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года (далее — Стратегия) направлена на:

1) повышение комфорта, качества и уровня жизни граждан;

2) формирование высокотехнологичных, конкурентоспособных отраслей строительства и жилищно-коммунального хозяйства;

3) минимизация негативного воздействия на окружающую среду.

Стратегия включает подходы, направленные на защиту окружающей среды, социально-ориентированную политику и устойчивого развития отраслей.

Сбалансированный и комплексный подход к планированию застройки городских территорий позволит полноценно реализовать градостроительный потенциал городов и населенных пунктов и достигнуть к 2030 году объема ввода жилья не менее чем 120 млн кв. метров ежегодно, улучшая при этом общественное пространство для удобства и комфорта жителей.

Обновление застроенных и создание новых территорий позволит качественно изменить облик городов, сформировать точки притяжения граждан путем обеспечения их доступным жильем, необходимой транспортной, социальной и коммунальной инфраструктурой, удовлетворяющей трудовые, социальные и культурные потребности населения. Результат реализации указанных мероприятий к 2030 году позволит ежегодно улучшать жилищные условия не менее 5 млн семей и окажет мультипликативный эффект на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации: будут созданы новые рабочие места, увеличен рост доходов населения и предпринимательской активности, снижен уровень безработицы, увеличены налоговые отчисления в бюджеты всех уровней.

Правительство проводит реформу контрольно-надзорной деятельности и унификации законодательной базы: количество обязательных требований сокращено на 33 процента. Не приведет ли «регуляторная гильотина» к снижению качества проектной документации и инженерной подготовки строительства, а также к технологическим проблемам в процессе строительства и эксплуатации объектов?

Реформирование контрольно-надзорной деятельности включает создание единой информационной среды для внедрения удаленных форм контроля и дистанционного мониторинга состояния подконтрольных объектов, включая аналитическую обработку данных в режиме реального времени. Могли бы Вы конкретизировать контуры и структурные элементы такой системы применительно к градостроительной сфере, и на какой эффект от ее внедрения можно рассчитывать?

Движение в направлении цифровизации государства, внедрение киберфизических систем, искусственного интеллекта, замена человека машинами и алгоритмами и, как следствие, изменение уровня развития и эффективности производства свидетельствуют о начале нового экономического цикла и формировании иного технологического уклада. В градостроительной сфере процессы информатизации также находят свое отражение. Какой технологический уклад планируется достичь в строительной отрасли к 2035 году?

Основной блок реформ строительной отрасли в рамках Стратегии предусмотрен разделом 7 «Новый ритм строительства». Указанный раздел включает четыре основных подраздела – «Сокращение инвестиционно-строительного цикла», «Кадровое, научное, ресурсное обеспечение», «Совершенствование контрольно-надзорной деятельности в строительстве, развитие института экспертизы проектной документации и СРО», «Энергоэффективность и «Зеленое» строительство».

Согласно Стратегии, в настоящее время требуется принципиально новый подход в реализации инвестиционно-строительных проектов, предусматривающий минимизацию количества административных процедур, унификацию таких процедур, взаимодействие участников таких проектов в электронном машиночитаемом формате. В строительной отрасли также недостаточно эффективно внедряются новые методы управления. Специфичность строительной отрасли заметно осложняет процесс их внедрения.

В данной связи в рамках Стратегии сформулированы задачи и запланированы мероприятия, направленные на оптимизацию процедур, сроков и стоимости строительства объектов капитального строительства, снижение административной нагрузки, внедрение современных подходов к управлению строительным производством. Стратегией также запланированы мероприятия по широкому внедрению информационных технологий (в том числе технологий информационного моделирования) для создания единой, бесшовной «цифровой среды».

Традиционно совершенствование нормативно-технической базы в строительстве связано в первую очередь с обеспечением безопасности зданий и сооружений. Вместе с тем, ключевым для строительной отрасли в 2021 году стал вопрос оптимизации обязательных требований в строительстве.

В связи с этим принято постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2021 г. № 815 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», которое вступило в силу с 1 сентября 2021 г. В 2021 году в рамках Перечня № 815, при сохранении всех необходимых требований, было сокращено 3800 обязательных требований в сфере строительства.

Разделом 9 Стратегии также предполагается создание инструментов и системы мониторинга за состоянием инженерных сетей в многоквартирных домах.

Вышеуказанные мероприятия запланированы с учетом сохранения и повышения качества и безопасности строительства, и достижение результатов Стратегии предполагается за счет оптимизации процедур, синхронизации процессов, повышения эффективности работы за счет внедрения современных технологий и выстраивания высокотехнологичной системы обмена информацией.

В каком направлении развивается методология и практика сметного нормирования и формирование государственной модели ценообразования в строительстве? Какие учреждения являются интеллектуальным локомотивом в области подготовки, повышения квалификации и аттестации специалистов инженерно-экономической сферы: сметчиков, методологов, экспертов и работников научно-методического и образовательного направлений?

Поручениями Президента Российской Федерации от 21 января 2015 г. № Пр89 и от 17 мая 2016 г. № Пр-1138ГС поставлена задача по совершенствованию системы ценообразования, ключевым элементом которой является переход на ресурсную модель определения сметной стоимости строительства, с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также госкомпаний.

В соответствии Планом мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли Российской Федерации, утвержденным Правительством Российской Федерации от 10 декабря 2020 г. № 117789п-П16, с II квартала 2022 года запланирован переход на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства, при использовании которого источником формирования сметной стоимости строительства объектов в текущем уровне цен одновременно будет являться информация о сметных ценах из ФГИС ЦС (агрегированная и рассчитанная по данным от производителей и поставщиков строительных ресурсов, с увеличением объема информации по мере роста наполняемости ФГИС ЦС) и сметные цены в базисном уровне цен (с учетом перехода в уровень цен 2021 года) с индексами изменения сметной стоимости строительства к группам однородных строительных ресурсов для остальных позиций.

В части сметного нормирования необходимо отметить, что, в том числе, в рамках проекта Стратегии запланированы к реализации мероприятия по дальнейшему развитию и совершенствованию сметно-нормативной базы в строительстве, включая пересмотр и разработку новых норм, учитывающих современные материалы и технологии, а также перевод процедур планирования и разработки сметных норм в электронный вид с созданием единой цифровой среды, содержащей нормы времени и технологические рабочие операции.

Как цифровизация отрасли и использование информационных технологий, включая технологии BIM, BEM и CFD моделирования на этапах проектирования и строительства, повлияют на профессии инженерно-экономического профиля: специалистов в области ценообразования, сметного и технического нормирования? Какое место и роль отводится интеллектуальному труду специалистов, их знаниям, опыту и профессиональным навыкам?

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 5 марта 2021 г. № 331 «Об установлении случая, при котором застройщиком, техническим заказчиком, лицом, обеспечивающим или осуществляющим подготовку обоснования инвестиций, и (или) лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства, обеспечиваются формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства», вступающим в силу 1 января 2022 года, для всех договоров о подготовке проектной документации для строительства, реконструкции объекта капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и заключаемых после 1 марта 2022 г., застройщиком, техническим заказчиком, лицом, обеспечивающим или осуществляющим подготовку обоснования инвестиций, и (или) лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства, обеспечивается формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства.

Также с 1 декабря 2022 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 1558 «О государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Российской Федерации», при этом целью ведения государственной информационной системы является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц актуальными и достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.

Таким образом, цифровизация отрасли обеспечивается на всех уровнях, включая законодательный, что вызывает необходимость в освоении работниками инженерно-экономического профиля специализированных аппаратных и программных средств, таких, к примеру, как BIM-конвертеры.

Наряду со сметными программами, остающимися основным инструментом BIM-сметчика, потребуются умения по использованию информационных моделей и классификаторов строительной информации, обеспечивающих возможности для получения максимально точных данных об объекте строительства, что вкупе с формированием среды общих данных позволяет повысить достоверность определения стоимости строительства.

Рассматривает ли Правительство строительные университеты как центры формирования необходимых отрасли компетенций? Или необходима коренная реконструкция и модернизация системы подготовки кадров для нужд строительного производства, внедрение принципиально новых образовательных программ и технологий? Сформированы ли базовые модели необходимых знаний, умений и навыков, которыми должен обладать кадровый состав для эффективного развития строительной индустрии?

Стратегия призвана способствовать достижению национальных целей и реализации стратегических национальных приоритетов, определенных в указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», а также документах стратегического планирования в сферах научно-технологического, социально-экономического и информационного развития, обеспечения национальной безопасности, региональной и миграционной политики.

К концу 2024 года будет завершена переориентация системы высшего и среднего профессионального образования на профессиональные стандарты в качестве основы для образовательных программ и процедур оценки образовательной деятельности. В системе государственной аккредитации профессионального образования будет обеспечен учет оценки качества подготовки выпускников в соответствии с профессиональными стандартами и иными требованиями рынка труда в качестве одного из ведущих показателей.

Основа современной национальной системы квалификаций Российской Федерации была определена указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

В настоящее время в реестре профессиональных стандартов в сфере строительства насчитывается 68 стандартов, которые определяют знания, умения и навыки к соответствующим специалистам с учетом трендов экономики и рынка труда, требований основного общего, среднего и высшего профессионального образования. Также раздел 7.2.1 «Развитие научной деятельности в строительстве» предусматривает мероприятия по созданию новых и развитию сформированных отраслевых научных школ на базе ведущих архитектурно-строительных вузов страны, включающих кадры высшей квалификации (аспирантура, магистратура, докторантура).

Учитывая значимость выполняемых работ специалистами в области ценообразования и сметного нормирования, а также ее отражение в нормативных правовых актах Российской Федерации, поручениях Президента и Правительства Российской Федерации, в адрес Минстроя России направлены предложения об установлении в Российской Федерации профессионального праздника «Всероссийский День Сметчика». Могут ли специалисты инженерно-экономического профиля рассчитывать на поддержку такой инициативы со стороны Правительства?

Направленные предложения в настоящее время находятся на рассмотрении. (Прим. ред.письмо с предложениями направлено 27 мая 2021 года)

Какие практические мероприятия реализуются Правительством по профилактике и контролю нарушений нормативов производственной и экологической безопасности при осуществлении строительства, а также в целом стимулированию повышения производственной культуры на предприятиях строительной отрасли?

В настоящее время соблюдение законодательства о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, об охране труде, об охране окружающей среды обеспечивается деятельностью контрольно-надзорных и правоохранительных органов, законодательством, устанавливающим административную, уголовную ответственность

Источник: СметаНа

#стратегия отрасли
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

480
#Минстрой

Непрошенное обсуждение проекта Стратегии развития строительной отрасли до 2035 года

Анализ положений проекта «Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года» с учетом реальной ситуации в стране - тактика за вами
9
#стратегия отрасли

Последний вариант Стратегии развития стройотрасли-2030 представлен к Госсовету

Последний проект Стратегии строительной отрасли-2030 разрабатывается уже около 4  лет при участии и финансировании со стороны Национальных объединений СРО строительной отрасли
51
#стройматериалы

Почему дорожают стройматериалы и строительное оборудование: как решить проблему замещения их импорта?

Проект Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, представленный 21 июня на заседании Президиума Государственного Совета, затронул в том числе и проблему импортозамещения в строительной отрасли