Комментировать

Качественное образование — как фактор достижения технологического суверенитета

Успешная реализация Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г.
№ 3268-р, достижима при формировании и поддержании возможностей постоянного профессионального дискурса по текущим  отраслевым задачам и проблемам. 
На форуме «Строим будущее России вместе» Руководитель Департамента строительства города Москвы Загрутдинов Р.Р. отметил: «Цифровизация сегодня является глобальным трендом в строительстве. Москва первой в мире реализовала задачу полного перехода к взаимодействию всех участников инвестиционно-строительного цикла в цифровом виде. А применение ТИМ и цифровых двойников объектов облегчает управление строительными процессами». Ценный практический опыт Департамента строительства города Москвы необходимо изучать и внедрять по всей стране. Редакция интернет-издания обратилась к Загрутдинову Р. Р. с вопросами, посвященными подготовке кадров в области цифровизации и использования технологий информационного моделирования в строительстве. Публикуем его ответы.

1. Разработка программы обучения «Цифровой инженер ПТО» для студентов НИУ МГСУ связана с необходимостью решения новых задач, возникших на практике. В чем уникальность и особенность данного курса? Какие основные тематические направления подготовки предусмотрены программой? Какие критерии оценки качества преподавания и результатов обучения установлены?

Ответ:

Действительно, «Цифровой инженер ПТО» возник из-за потребностей строительной сферы, необходимости решения новых задач, возникших на практике. В частности, потребности отрасли в квалифицированных кадрах, имеющих и строительную специальность, и цифровые компетенции. Это и легло в основу разработки различных направлений обучения и сформировало уникальность программы. Мы вышли к студентам старших курсов профильных ВУЗов и рассказали им про наш опыт цифровизации, о том, с какими проблемами столкнулись, как молодой специалист может встроиться в систему, чтобы быть востребованным, обладая действительно редким набором компетенций.

Важная практическая задача программы – научить студентов работать с цифровой исполнительной документацией и современными IT-продуктами для стройки. Например, Exon — облачной системой управления строительством, разработанной компанией Gaskar Group. Систему Exon сегодня используют при строительстве инфраструктурных, социальных и жилых объектов в Москве и за ее пределами.

Мы постоянно ищем людей как к себе в команду, так и в команды своих подведомственных организаций и к подрядчикам. И, наверное, основная стратегическая задача «Цифрового инженера ПТО» и всех образовательных программ в сфере цифрового строительства – это убрать разрыв, который неизбежно возникает между той картиной, которую специалист представляет, выпускаясь из ВУЗа, и реальным рабочим процессом. Поэтому в рамках учебной программы мы знакомим учащихся со строительным процессом непосредственно на объекте, рассказываем об актуальной нормативно-правовой базе строительства, объясняем, какие роли выполняют различные специалисты. Это очень важно. И результаты, на наш взгляд, говорят сами за себя, более 90% выпускников этих курсов трудоустроены, а сама программа тиражируется уже без нашего участия другими ВУЗами по всей стране.

Программа реализуется совместно Департаментом строительства г. Москвы, НИУ МГСУ и ГК «Аметист Групп», в контур которой входит ряд ИТ-решений для строительства, что уже свидетельствует о перспективах трудоустройства выпускников.

2. Проводится ли предварительное тестирование обучающихся? Каким образом происходит процесс обучения: лекционные, семинарские занятия; тестирование; на какой технологической базе проводятся практические занятия; предусмотрено ли тестирование после завершения обучения?

Ответ:

Целевая аудитория курса – это студенты старших курсов профильных специальностей. Столичные ВУЗы дают достаточно серьезный уровень подготовки студентам, в чем мы неоднократно убеждались, принимая их на работу, в том числе, в Центр компетенций Департамента. Кроме того, большое значение имеет стремление молодого специалиста погружаться в новую для него стихию и понимание степени влияния собственной инициативы на будущую профессию и уровень дохода. Сегодняшняя молодежь, на наш взгляд, к этому вопросу подходит со всей ответственностью.

После окончания обучения слушатели сдают экзамен и получают именные сертификаты, которые могут быть в дальнейшем представлены будущему работодателю. Знание программных продуктов, безусловно, будет конкурентным преимуществом для них.

3. В настоящее время наблюдается разрыв в цифровых компетенциях Заказчика и Подрядчика. Как обеспечить равные компетенции и практически решить данную задачу?

Ответ:

Есть такое понятие, как гомогенный уровень цифровых компетенций, которое означает, что
все участники процесса должны в равной степени владеть понятиями, знаниями и навыками, чтобы решать производственные задачи в условиях современной цифровой реальности.
И это действительно непростой вопрос, к его решению необходимо подходить комплексно.

С одной стороны, важно работать со службами Заказчика и Подрядчика, контактировать, получать обратную связь, отвечать на возникающие вопросы. Для этих задач Департаментом строительства сформирован штат сотрудников внедрения – это люди, обученные работать с возражениями и критикой, которые проводят разъяснительную работу столько раз, сколько требуется, чтобы наша цифровая среда действительно со временем стала гомогенной. Это небыстрый процесс, требующий определенной настойчивости и понимания целей цифровой трансформации руководителями направлений, но вместе с тем остро необходимый.

С другой стороны, важно растить молодые кадры, чем мы активно занимаемся в рамках различных образовательных программ: это программа «Цифровой инженер ПТО», вебинары, семинары, форумы, мастер-классы. Тематика разная – от технического документооборота до таких сложных тем как технологии информационного моделирования.

4. Планируете ли Вы запуск образовательных программ по использованию ТИМ в практике стоимостного инжиниринга, сметного и технического нормирования, проектно-сметной экспертизы?

Ответ:

Да, конечно, такие планы есть. Как пример — обучение программе Larix на 60 человек.

5. Можно ли сегодня говорить об экономической эффективности внедрения ТИМ в управление стоимостью строительства, и в каких случаях не всегда использование новых технологий экономически оправданно?

Ответ:

Преимущества технологии информационного моделирования (далее – ТИМ) приводят к ее повсеместному внедрению в мировую проектную практику и практику управления строительством. Процессы внедрения ТИМ активно идут и в России, однако на данный момент наблюдается некоторое отставание от стран с развитой экономикой, где практика применения ТИМ более широко распространена и позволяет делать выводы о достижении высокой скорости, объема и качества строительства в сочетании с повышением экономической эффективности.

Пока наблюдается и дефицит информации об экономических показателях по проектам с применением ТИМ. Эта информация является важным условием для ускорения внедрения ТИМ зданий и сооружений и вовлечения в этот процесс все большего числа представителей инвестиционно-строительной сферы.

6. Приоритетной задачей цифровой трансформации является управление жизненным циклом объекта с использованием ТИМ, что подразумевает формирование библиотек, базовых классификаторов, информационных реестров, форматов машиночитаемого обмена информацией, а также работа по созданию банка цифровых данных в форме, обеспечивающей их автоматическую и интеллектуальную обработку в информационных системах, иных данных, которые необходимо практически использовать. Рассматриваются ли данные вопросы в реализуемом образовательном проекте?

Ответ:

Одной из главных проблем на пути внедрения ТИМ в проектных организациях является недостаток электронных библиотек, нацеленных на поддержку бизнес-процессов, касающихся объектов строительства. На протяжении всего жизненного цикла объекта такие библиотеки могут быть полезны в процессах разработки, закупки, конструирования, эксплуатации и обслуживания.

Задачи, решаемые с помощью ТИМ на разных стадиях жизненного цикла объекта, отличаются друг от друга, а информационная модель, полученная на стадии, например, строительства по отношению к предшествующей ей стадии проектирования должна быть существенно дополнена. Следовательно, процесс внедрения информационных моделей на протяжении всего жизненного цикла объекта строительства должен быть непрерывный. Однако на практике мы видим, что между разными участниками проекта на пути «производитель-проектировщик-заказчик» встречаются значительные препятствия, связанные с несовершенством системы ТИМ проектирования. Унифицированные библиотеки знаний в этом смысле могут быть одинаково полезными для всех участников строительного сообщества.

В части использования классификаторов на текущий момент существует федеральный классификатор строительной информации (КСИ), в Москве —  региональный классификатор строительной информации (МССК).

Федеральный классификатор, в первую очередь, необходим для унификации информационных моделей объектов капитального строительства, что должно способствовать интенсификации процесса внедрения ТИМ в России. Подобные стандарты и подходы уже приняты во многих странах, где активно развиваются подобные технологии, и демонстрируют положительные результаты.

В процессе усложнения требуемых к вычислению задач, переход к машиночитаемым форматам данных, является неотъемлемой частью движения информации между информационными системами.

Основные преимущества машиночитаемых форматов:

  • появляется возможность собирать, обрабатывать, насыщать информационные системы структурированными взаимосвязанными данными об объекте капитального строительства;
  • исключается человеческий фактор из процесса обработки документов, минимизируются риски ошибок, которые всегда существуют при ручном вводе данных;
  • увеличивается скорость передачи информации между различными информационными системами.

7. Весьма актуальной является проблематика применения цифровых инструментов в целях разработки проектных решений и реализации работ на объектах культурного наследия (ОКН), формирования нормативно — правовой базы информационного моделирования экспертизы работ по сохранению ОКН. Будет ли создаваться соответствующая учебная программа?

Ответ:

Целенаправленно этого не было в планах. В настоящее время мы ориентируемся на все объекты, с общими инструментами и нормативной базой знакомим в рамках действующих программ.

8. Какие направления подготовки разрабатываются или будут разработаны для обеспечения соответствия образовательных программ потребностям строительной и архитектурной деятельности, развития инженерных, информационных, финансовых технологий, применяемых в строительстве и ЖКХ; внедрения результатов передовых технологических решений в образовательную деятельность, строительную практику, расширения взаимодействия с организациями строительного комплекса и ЖКХ?

Ответ:

Одной из центральных задач государственной программы «Строительство» является сокращение сроков проектирования и строительства объектов. В этой связи становится необходимым пересмотреть принципы организации системы строительного образования в целом. В результате вузы, колледжи и организации ДПО, осуществляющие подготовку кадров для строительной отрасли, должны стать не только устойчивой и современной площадкой кадрового и научно-технологического обеспечения строительной отрасли, но и генераторами новых идей и технологий, национальными и международными центрами компетенций в области строительства

Приоритетными задачами в сфере строительного образования являются:

  • поддержка научно-педагогических команд инженерных школ в области строительства;
  • вовлечение работодателей в управление качеством реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ и основных программ профессионального обучения;
  • модернизация образовательной деятельности, создание единой системы строительного образования;
  • расширение участия высокотехнологичных компаний отрасли в образовательном процессе, развитие проектной формы обучения;
  • цифровизация образовательной деятельности и других ключевых бизнес-процессов в профильных вузах;
  • инфраструктурное развитие, укрепление материальной базы профильных вузов и др.

9. Как практически решить, возникшую и своевременно не разрешенную, правоприменительную коллизию в формировании и ведении информационной модели объекта капитального строительства?

Ответ:

Прежде всего, следует сказать о том, что работа в части формирования нового нормативного правового акта взамен постановления Правительства РФ №1431 ведется в оперативном режиме. Необходимый проект изменений в Постановление Правительства РФ №1431 Минстроем разработан и находится на стадии межведомственного согласования. Затем обязательно последует процедура общественного обсуждения. Кроме того, Минстроем (Примечание редакции. В письмах от 07.04.2022 N 14710-КМ/16 «О типовых вопросах, в части применения положений Постановления Правительства РФ от 05.03. 2021 N 331» и от 27.03.2023 N16218-НП/14 «О порядке формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства после 1 марта 2023 года») рассмотрены вопросы преодоления правоприменительной коллизии в части формирования и ведения информационной модели капитального строительства. Помимо этого, продолжают действовать нормативные правовые акты в части состава документации, необходимой к формированию в течение жизненного цикла объекта капитального строительства, на которые ссылалось ранее действовавшее постановление, а также нормативные правовые акты, которые определяют состав документации для прохождения государственной экспертизы, такие как, например, постановление Правительства РФ №87, постановление Правительства РФ №145.

Также не следует забывать о документах по стандартизации в части применения информационного моделирования (СП 333.1325800.2020, СП 404.1325800.2018 и иных).
Таким образом, в части информационного обеспечения по вопросам формирования и ведения информационной модели в период ожидания нового постановления Правительства РФ, взамен утратившего силу постановления Правительства РФ №1431 можно пользоваться ГОСТами и Сводами правил в соответствующей части. Конечно, нет сомнений, что отрасль в данный момент находится в ожидании нового постановления, которое определит правила формирования и ведения и состав информационной модели объекта капитального строительства, однако говорить о том, что участники градостроительных отношений полностью лишились нормативного обеспечения нельзя.

Руководитель Департамента строительства города Москвы Загрутдинов Р.Р.

#цифровизация #образование #ТИМ
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

38
#цифровизация

«ДОМ.РФ» готов разрабатывать цифровые сервисы для застройщиков 10 стран СНГ

"ДОМ.РФ" готов разрабатывать цифровые сервисы для застройщиков 10 стран СНГ, анонсировал Директор подразделения "Единая информационная система в жилищной сфере" АО "ДОМ.РФ" Александр Лукьянов
33
#цифровизация

«Мозги» российской нейросети и триллионы рублей от ИИ. О чем говорил Мишустин в Алма-Ате

Председатель правительства РФ рассказал об экономическом эффекте от внедрения технологий ИИ в России, отличии российской нейросети от западной ChatGPT и российских предложениях для зарубежных партнеров
19
#цифровизация

«Ростелеком» представил технологии для «умного» кампуса в НГУ

"Ростелеком" представил инновационное комплексное решение по проектированию и строительству "умных" кампусов. Презентация состоялась в рамках рабочего визита министра экономического развития РФ Максима Решетникова в Новосибирский государственный университет (НГУ)