РИМ и БИМ в помощь ОКН: как правильно применить сметные нормы для работ с памятниками архитектуры?
Вопрос: Правомерно ли применение ССН-84 для определения стоимости капитального ремонта выявленного объекта культурного наследия, не имеющего предмета охраны объекта? 2. Прошу разъяснить в каких случаях применятся базисно-индексный метод с использование ССН-84, а в каких случаях ресурсно-индексный с применением ГЭСН-2022. 3. Возможно ли применение справочников базовых цен на проектные и изыскательские работы (СБЦП и СБЦ) для определения стоимости проектно-изыскательских работ по выявленным объектам культурного наследия?
Ответ: Определение сметной стоимости строительства на этапе архитектурно-строительного проектирования по объектам, финансируемым в порядке, установленном частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), осуществляется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов (далее – ФРСН), и сметных цен строительных ресурсов. В иных случаях сметная стоимость строительства определяется с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН, и сметных цен строительных ресурсов, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно пункту 30 статьи 1 ГрК РФ сметной стоимостью строительства является расчетная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежащая определению на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства и применению в соответствии со статьей 8.3 ГрК РФ.
Согласно пункту 12 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр, выбор сметных нормативов, единичных расценок и составляющих единичных расценок для определения стоимости строительно-монтажных и пусконаладочных работ осуществляется исходя из соответствия технологии производства работ, принятой в проектной и (или) иной технической документации, состава работ, перечня, характеристик и расхода строительных ресурсов, учтенных сметными нормами.
Пунктом 35 Методики № 421/пр установлено, что сметные расчеты разрабатываются на основании проектной и (или) иной технической документации, результатов инженерных изысканий, ведомостей объемов работ с указанием наименований работ, их единиц измерения и объемов работ, ссылок на чертежи и спецификации, расчета объемов работ и расхода материальных ресурсов (с приведением формул расчета), а также иных исходных данных, необходимых для определения сметной стоимости строительства.
В соответствии с пунктами 193 и 197 Методики № 421/пр определение сметной стоимости работ по сохранению объектов культурного наследия на этапе архитектурно-строительного проектирования базисно-индексным методом осуществляется с применением сборников сметных норм и единичных расценок на реставрационно-восстановительные работы по памятникам истории и культуры, составленных в уровне цен 1984 года, сведения о которых включены в ФРСН (далее – Сборники ССН-84), и федеральных (территориальных) единичных расценок.
При этом стоимость реставрационно-восстановительных работ по памятникам истории и культуры определяется с применением Сборников ССН-84, а затраты на работы по сохранению объекта культурного наследия, не относящиеся к реставрационным (строительные работы, ремонтно-строительные работы, работы по монтажу оборудования, пусконаладочные работы), определяются в соответствии с пунктами 12 и 35 Методики № 421/пр с применением федеральных (территориальных) единичных расценок, сведения о которых включены в ФРСН.
В соответствии с Правилами мониторинга цен строительных ресурсов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 1452, с I квартала 2024 года всеми субъектами Российской Федерации осуществлен переход к применению ресурсно-индексного метода определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства.
Следовательно, начиная с I квартала 2024 года определение сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в рамках реализации всех новых проектов на территории Российской Федерации, финансируемых в порядке, установленном частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, должно выполняться с применением ресурсно-индексного метода.
Приказом Минстроя России от 30.01.2024 № 55/пр утверждены изменения в Методику № 421/пр, содержащие уточнение порядка формирования сводного сметного расчета стоимости строительства при определении сметной стоимости работ по сохранению объектов культурного наследия, в том числе, когда производятся работы, относящиеся к капитальному ремонту или реконструкции такого объекта, определяемые ресурсно-индексным методом.
Согласно изменениям, в случае если при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия производятся в том числе работы, относящиеся к капитальному ремонту или реконструкции, при которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности таких объектов, и определение сметной стоимости работ по капитальному ремонту и реконструкции такого объекта выполняется ресурсно-индексным методом, определение сметной стоимости ремонтно-реставрационных работ осуществляется в порядке, установленном разделом XII Методики № 421/пр, а разработка сводного сметного расчета стоимости строительства выполняется в текущем уровне цен.
Следует отметить, что согласно приказу Минстроя России от 06.08.2019 № 448/пр Сборники ССН-84 действуют до включения в ФРСН сведений о соответствующих утвержденных сметных нормативах на работы по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Затраты на работы по подготовке проектной и рабочей документации согласно подпункту «д» пункта 171 Методики № 421/пр включаются в главу 12 сводного сметного расчета.
В соответствии с пунктом 172 Методики № 421/пр затраты на проведение инженерных изысканий, подготовку проектной и рабочей документации, в том числе предусматривающей проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, определяются расчетами на основании сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН.
Приказом Минстроя России от 01.10.2021 № 707/пр утверждена Методика определения стоимости работ по подготовке проектной документации, (далее – Методика № 707/пр), которая устанавливает порядок определения сметной стоимости работ по подготовке проектной и (или) рабочей документации для строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия на основании сметных нормативов на работы по подготовке проектной и (или) рабочей документации – методик определения нормативных затрат на работы по подготовке проектной документации (далее – НЗ на проектные работы), а также порядок разработки НЗ на проектные работы.
При этом, до внесения в ФРСН НЗ на проектные работы при определении сметной стоимости указанных работ следует руководствоваться соответствующими справочниками базовых цен и Методическими указаниями по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве, утвержденными приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2009 № 620, сведения о которых включены в ФРСН.
Вопросы, касающиеся разъяснений положений Федерального закона от 25.06.2022 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ), не относятся к компетенции Учреждения.
Справочно сообщается, что в соответствии со статьей 40 Федерального закона № 73-ФЗ в перечень мер по сохранению объектов культурного наследия входят консервация, ремонт, реставрация, приспособление объекта культурного наследия для современного использования.
Перечень реставрационных работ, как одной из мер по сохранению объектов культурного наследия, приведен в статье 43 Федерального закона № 73-ФЗ и включает в себя: научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия.
Одновременно, согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 18 Федерального закона № 73-ФЗ описание особенностей составляющих историко-культурную ценность объекта культурного наследия является его предметом охраны.
Таким образом, реставрационные производственные работы – это работы, затрагивающие предмет охраны объекта культурного наследия.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ не разрешено проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен.
Вопрос: Просьба разъяснить метод пересчета сметной стоимости создания произведений изобразительного искусства, рассчитанной в соответствии с МДС 81-42.2008, из базисного уровня цен 2001 года в текущий уровень цен. Согласно пункту 5.1.14 Методики определения стоимости создания произведений изобразительного искусства на территории Российской Федерации (МДС 81-42.2008), введенной в действие письмом Росстроя от 8 апреля 2008 № ВБ-1381/02-1, для пересчета сметной стоимости создания произведений изобразительного искусства из базисного уровня цен 2001 года в текущие и прогнозные цены применяются индексы на создание произведений изобразительного искусства, публикуемые Федеральным центром ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов. Сведения о вышеуказанных индексах изменения сметной стоимости создания произведения изобразительного искусства в ФРСН отсутствуют. Учитывая изложенное, возможно ли применение МДС 81-42.2008 при определении сметной стоимости создания произведений изобразительного искусства, в том числе в текущих ценах?
Ответ: Определение сметной стоимости строительства на этапе архитектурно-строительного проектирования по объектам, финансируемым в порядке, установленном частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов (далее – ФРСН), и сметных цен строительных ресурсов. В иных случаях сметная стоимость строительства определяется с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН, и сметных цен строительных ресурсов, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно пункту 5.1.14 Методики определения стоимости создания произведений изобразительного искусства на территории Российской Федерации (МДС 81-42.2008), введенной в действие письмом Росстроя от 08.04.2008 № ВБ-1381/02-1, для пересчета сметной стоимости создания произведений изобразительного искусства из базисного уровня цен 2001 года в текущие и прогнозные цены применяются индексы на создание произведений изобразительного искусства, публикуемые Федеральным центром ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов.
Сведения о вышеуказанных индексах изменения сметной стоимости создания произведения изобразительного искусства в ФРСН отсутствуют.
Учитывая изложенное, применение МДС 81-42.2008 при определении сметной стоимости создания произведений изобразительного искусства не представляется возможным.
Единые методы формирования сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства установлены Методикой определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр (далее – Методика № 421/пр).
Особенности определения затрат на выполнение работ, связанных с созданием произведений изобразительного искусства, установлены главой X Методики № 421/пр.
Согласно пункту 182 Методики № 421/пр затраты на выполнение работ, связанных с созданием произведений изобразительного искусства, по назначению и характеру согласованных с архитектурной средой (пространством), предназначенных для конкретного объекта социально-культурного назначения (например, театра, музея, выставочного центра, картинной галереи, филармонии) и (или) объектов культурного наследия и образующих с ним нерасторжимое единство, и с созданием произведений изобразительного искусства самостоятельного характера и идейно-художественного значения, определяются на основании отдельно разрабатываемых локальных сметных расчетов (смет).
При этом согласно пункту 183 Методики № 421/пр сметная стоимость указанных в пункте 182 Методики № 421/пр затрат определяется на основании конъюнктурного анализа в соответствии с положениями пунктов 13–22 Методики № 421/пр
Источник: ФГИС ЦС
Комментарии