Бизнес предложил поддержать стройку изменениями контрактов и депозитами
Ассоциация инфраструктурного строительства предложила правительству разрешить в 2025 году направлять авансы на закупку стройматериалов, изменять существенные условия контрактов и размещать авансы на банковских депозитах.
Какие меры поддержки предлагает бизнес
Предложения ассоциации предусматривают как продление уже существующих мер поддержки, так и новые инициативы. В частности:
- Ассоциация предложила продлить разрешение для подрядчиков по госконтрактам перечислять авансовые платежи со своих лицевых счетов, открытых в территориальных органах Федерального казначейства, напрямую на расчетные счета поставщиков оборудования и стройматериалов, открытые в банках. Такая возможность появилась у подрядчиков в 2024 году (и ее действие завершится в конце года) в рамках плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления. Если продления этой меры не будет, то с 2025-го платить авансы можно будет только на лицевые счета. Как объясняют в ассоциации, «большинство поставщиков строительных материалов работают по предоплате, не открывают лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства в связи с отсутствием целесообразности, требуя осуществлять оплату на расчетный счет»: «Они собственники реализуемых товаров, им не требуется закупать материалы для изготовления конкретного заказа, поэтому в случае размещения средств на лицевом счете они не могут воспользоваться денежными средствами до полного изготовления, например, металлоконструкции. Средства на лицевом счете не ликвидны для поставщика, и он не может ими распорядиться».
- Также до конца 2025 года предлагается продлить возможность для государственных и муниципальных заказчиков не устанавливать требования обеспечения контракта и гарантийных обязательств по нему в извещении о закупке и другой закупочной документации. Норма была введена в 2022 году в рамках комплекса антикризисных мер, она активно применяется при реализации закона № 44 («О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), говорится в обращении. «Имеет место динамика роста ключевой ставки Центрального банка, что ведет к росту стоимости банковских продуктов, в том числе банковских гарантий, предоставляемых поставщиками. <…> Затраты на обеспечение исполнения контрактов зачастую не включаются в сводный сметный расчет стоимости строительства. В таком случае подрядные организации несут данные расходы за счет своей прибыли. Принимая во внимание тенденцию сокращения объемов строительства для государственных нужд и, как следствие, уменьшение доходности компаний в сфере строительства, а также рост цен на строительные ресурсы, для сохранения финансовой устойчивости организаций отрасли целесообразно продление действия нормы», — говорится в письме.
- В НАИК также считают необходимым разрешить менять по соглашению сторон существенные условия контрактов, заключенных до 2026 года, если в ходе работ по контракту возникли не зависящие от сторон обстоятельства, которые привели к невозможности их исполнения. Мера введена решением федерального правительства в 2022 году и действует до конца 2024 года для контрактов, заключенных до 1 января 2025 года. «В настоящее время зачастую отсутствует ритмичное финансирование из бюджета выполняемых по контракту работ, в связи с чем переносятся сроки выполнения работ не по вине подрядчика. Кроме того, имеют место проблемы импортозамещения. Предлагаемые изменения позволят сторонам контракта избежать не только его расторжения, но и негативных последствий, например возникновения объектов незавершенного строительства или убытков государства или подрядной организации», — аргументирует НАИК.
Среди новых мер, которые предлагает рассмотреть бизнес, — разрешить инфраструктурным подрядчикам размещать часть авансовых платежей на отдельных (обособленных) банковских счетах в кредитных организациях для извлечения подрядчиком дополнительных доходов, что позволит покрывать расходы на исполнение контракта. Сейчас авансы хранятся на лицевых счетах подрядных компаний. «Мера необходима для минимизации привлекаемых кредитных средств при реализации инфраструктурных проектов в рамках госконтрактов и снижения стоимости строительства. С учетом высокой ключевой ставки Банка России данная мера позволит компенсировать расходы подрядчиков на оплату процентов по кредитам и займам. Для этого требуется изменение Бюджетного кодекса и издание отдельного правового акта правительства», — говорится в документе.
Источник: РБК
Комментарии