Три важные задачи в нацрежиме для заказчиков по 44-ФЗ
С 1 января 2025 года действуют новые правила национального режима в закупках. И на первый взгляд, немного изменили условия и унифицировали: теперь для 223-ФЗ такие же требования, как и по 44-ФЗ. Однако начиная с начала года вопросов много у всех заказчиков.
1.Унификация нормативной базы
Ранее действовало 9 нормативных актов в рамках ст.14 44-ФЗ. Но не все заказчики их все знали детально, достаточно было знать документы, которые касались их деятельности. Каждый документ имел свой механизм и сферу применения: промышленная продукция, питание, медизделия, лекарства и т.д. В 2025 году вместо них появилось объединенное постановление Правительства РФ №1875. В нем уже нет деления на сферы применения, но появились общие перечни для механизмов нацрежима, порядок работы с ними, исключения из общих правил и др. В приложениях №1 и №2 к постановлению указаны запреты и ограничения, а если товар не вошел в приложения, применяется механизм преимущества. Также внесли изменения в 44-ФЗ. Поправки в законе затронули:
- новые положения нацрежима (ст.14 44-ФЗ) об унификации требований; здесь также перечислены все механизмы, как и в каких закупках они применяются,
- обоснование цены (ст.22 44-ФЗ),
- описание объекта закупки (ст.33 44-ФЗ),
- отклонения заявок (ст. 48 44-ФЗ),
- исполнение контракта (ст.95 44-ФЗ),
- закупки с полки (ч.12 ст.93 44-ФЗ)
2.Новая логика установления преимуществ в закупке
Ранее для каждого механизма в зависимости от категории объекта закупки были свои перечни, и это было привычно для заказчиков. С 2025 года правила изменились. И если с запретами и ограничениями все более-менее понятно, с трактованием преимуществ оказалось много сложностей.
Главное правило: преимущество включают в закупку, если есть хотя бы один товар, не указанный в приложениях №1 и №2, и для такого товара ставится преимущество. Но оно влияет не на цену договора, а на выбор победителя, т.к. полностью российской заявке дают преференцию в 15% по сравнению с иностранной на этапе оценки заявок. Также в одной закупке можно смешивать товары (работы, услуги) с разными механизмами. И по этому пункту больше всего вопросов. Чтобы не запутаться, поможет сервис проверки закупки на ограничения/запреты/преимущества. Уточните, есть ли он на электронной площадке. В РТС-тендер он доступен бесплатно в личном кабинете заказчика и автоматически определяет особенности закупки для выбранного кода ОКПД2/КТРУ.
3.Новые положения 44-ФЗ, связанные с импортозамещением
Практика показывает, что ряд новых правил выполнить очень сложно. Прежде всего, это касается описания объекта закупки (ч.1.1. ст. 33 44-ФЗ): при описании товара, в отношении которого установлены запрет, ограничение и преимущество, надо указывать характеристики российского товара. При этом не всегда можно исполнить данные требования, а исключений из правил практически нет. Похожая проблема и с обоснованием цены: обосновывать необходимо, используя цены от производителей, поставщиков стран ЕАЭС.
Другими словами, правила понятны, если просто установить запрет, когда есть аналогичное российское производство. Но как быть, если к товару требуется установить ограничение или преимущество, а схожего производства в России нет? На эти и многие другие вопросы попытался ответить Минфин РФ, который опубликовал информационное письмо № 24-01-06/8697 от 31.01.2025. В нем ведомство объясняет, каким именно товарам и услугам даются преференции, как применяются защитные меры при определении поставщика, что подтверждает страну происхождения товара и т.д. И хотя документ не является нормативным актом, о чем в нем прямо сказано, на сегодня это единственное информационное письмо по применению ПП РФ №1875, поэтому рекомендуем его изучить. При этом уже начинают поступать жалобы, а значит, будет формироваться новая антимонопольная и судебная практика, особенно по самым острым и не имеющим однозначного толкования вопросам.
Комментарии