Риск-ориентированный подход при определении стоимости строительства объектов транспортной инфраструктуры ресурсно-индексным методом
Вишневецкая А.Ю., заместитель начальника управления экономики строительства –
главный экономист проекта, АО «Институт «Стройпроект»
Алексеев Н.А., заместитель начальника управления экономики строительства –
главный экономист проекта, АО «Институт «Стройпроект»
В связи с активным переходом отрасли на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства всё большую актуальность приобретают вопросы превышения стоимости строительства объектов транспортной инфраструктуры в условиях неопределённости и риска, а также перспективы развития системы управления рисками инвестиционно-строительных проектов на этапах предпроектных проработок, обоснования инвестиций, разработки проектной и рабочей документации.
В условиях постоянного роста рисковой напряжённости в экономике, влияние рисков на эффективность инвестиционных проектов постоянно растёт, а уровень риска и цена риска всё чаще становятся определяющими факторами при принятии проектных решений.
Согласно международной статистике, только 16,2% проектов признаются успешными, то есть выполняются вовремя и в рамках бюджета; 52,7% проектов реализуются с превышением бюджета; 31,1% проектов считаются нереализованными – отменяются либо поставленные цели не достигаются.
На сегодняшний день инвестирование в транспортную инфраструктуру России на сегодняшний день связано со следующими группами рисков:
- политические (смена стратегии в области инвестирования в транспортную инфраструктуру, что оказывает влияние на оценку стоимости и доходности инвестиций);
- финансовые (увеличение темпов инфляции, увеличение цен на строительные материалы и иные скрытые риски);
- технические (неточности в проектной документации, особенности импортозамещения);
- проектные риски (частично пересекаются с финансовыми и техническими).
Важной особенностью проектов автомобильных дорог является новизна цели и уникальность результатов каждого проекта. Вследствие этого проектное управление становится основой инновационной деятельности для проектных, строительных и эксплуатирующих организаций. Проектным риском в риск-менеджменте называется следствие влияния неопределённости на достижение цели проекта, на сроки, стоимость, результативность и / или эффективность его реализации.
Неопределённость как неполнота, неточность или случайность данных об условиях реализации проекта и ожидаемых результатах порождает возможность отклонения от цели проекта, наступления неблагоприятных последствий и характеризуется понятием «риск». В широком смысле неопределённость охватывает:
- полноту и достоверность ограничений и допущений;
- изменчивость параметров, на которых основывается принятие проектных решений;
- применимость или точность моделей, которые были созданы для прогнозирования процессов реализации проекта.
Основные методы учёта факторов риска приведены в таблице 1.
Таблица 1. Методы учёта факторов риска
№ | Наименование метода | Область применения | |
Стадия проектирования | Цель анализа | ||
1 | Корректировка нормы дисконта | Разработка концепции бизнес-плана | Укрупнённая оценка потенциального риска дорожного проекта |
2 | Экспертные оценки | Все стадии | Оценка предельных значений параметров и субъективных вероятностей |
3 | Анализ чувствительности | Все стадии | Оценка отдельных рисков проектов |
4 | Анализ сценариев | Разработка задания на проектирование | Укрупнённый ситуационный анализ рисков проекта |
5 | Расчёт предельных значений | Мониторинг проекта | Определение граничных значений факторов риска |
6 | Имитационное моделирование | Разработка ТЭО (бизнес-плана) | Интегральная оценка рисков проекта |
Комментарии