Комментировать

Риск-ориентированный подход при определении стоимости строительства объектов транспортной инфраструктуры ресурсно-индексным методом

Вишневецкая А.Ю., заместитель начальника управления экономики строительства –
главный экономист проекта, АО «Институт «Стройпроект»
Алексеев Н.А., заместитель начальника управления экономики строительства –
главный экономист проекта, АО «Институт «Стройпроект»

В связи с активным переходом отрасли на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства всё большую актуальность приобретают вопросы превышения стоимости строительства объектов транспортной инфраструктуры в условиях неопределённости и риска, а также перспективы развития системы управления рисками инвестиционно-строительных проектов на этапах предпроектных проработок, обоснования инвестиций, разработки проектной и рабочей документации.

В условиях постоянного роста рисковой напряжённости в экономике, влияние рисков на эффективность инвестиционных проектов постоянно растёт, а уровень риска и цена риска всё чаще становятся определяющими факторами при принятии проектных решений.

Согласно международной статистике, только 16,2% проектов признаются успешными, то есть выполняются вовремя и в рамках бюджета; 52,7% проектов реализуются с превышением бюджета; 31,1% проектов считаются нереализованными – отменяются либо поставленные цели не достигаются.

На сегодняшний день инвестирование в транспортную инфраструктуру России на сегодняшний день связано со следующими группами рисков:

  • политические (смена стратегии в области инвестирования в транспортную инфраструктуру, что оказывает влияние на оценку стоимости и доходности инвестиций);
  • финансовые (увеличение темпов инфляции, увеличение цен на строительные материалы и иные скрытые риски);
  • технические (неточности в проектной документации, особенности импортозамещения);
  • проектные риски (частично пересекаются с финансовыми и техническими).

Важной особенностью проектов автомобильных дорог является новизна цели и уникальность результатов каждого проекта. Вследствие этого проектное управление становится основой инновационной деятельности для проектных, строительных и эксплуатирующих организаций. Проектным риском в риск-менеджменте называется следствие влияния неопределённости на достижение цели проекта, на сроки, стоимость, результативность и / или эффективность его реализации.

Неопределённость как неполнота, неточность или случайность данных об условиях реализации проекта и ожидаемых результатах порождает возможность отклонения от цели проекта, наступления неблагоприятных последствий и характеризуется понятием «риск». В широком смысле неопределённость охватывает:

  • полноту и достоверность ограничений и допущений;
  • изменчивость параметров, на которых основывается принятие проектных решений;
  • применимость или точность моделей, которые были созданы для прогнозирования процессов реализации проекта.

Основные методы учёта факторов риска приведены в таблице 1.

Таблица 1. Методы учёта факторов риска

Наименование метода Область применения
Стадия проектирования Цель анализа
1 Корректировка нормы дисконта Разработка концепции бизнес-плана Укрупнённая оценка потенциального риска дорожного проекта
2 Экспертные оценки Все стадии Оценка предельных значений параметров и субъективных вероятностей
3 Анализ чувствительности Все стадии Оценка отдельных рисков проектов
4 Анализ сценариев Разработка задания на проектирование Укрупнённый ситуационный анализ рисков проекта
5 Расчёт предельных значений Мониторинг проекта Определение граничных значений факторов риска
6 Имитационное моделирование Разработка ТЭО (бизнес-плана) Интегральная оценка рисков проекта
#стоимость строительства #транспортная инфраструктура #РИМ
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

80
#ФГИС ЦС

«Дайте право!»: СРО готовы помочь регионам наполнить ФГИС ЦС

Строительным СРО следует предоставить право прямого внесения во ФГИС ЦС информации о ценах на строительные ресурсы, — таким правом сегодня наделены региональные центры мониторинга и ценообразования в строительстве, считает президент НОСТРОЙ Антон Глушков. Кроме того, своевременность перехода регионов на ресурсно-индексный метод определения стоимости строительства должна отражаться на оценке эффективности деятельности глав регионов
78
#НОСТРОЙ

37 регионов не готовы к новому ценообразованию в стройке

К переходу на ресурсно-индексный метод ценообразования по строительным госконтрактам не готовы 37 российских регионов, рассказал глава Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков
849
#сметная стоимость

Анализ стоимости строительства объектов в дорожной отрасли, определённой ресурсно-индексным методом  с использованием ФСНБ-2022. Сравнение стоимости СМР и структуры затрат при определении стоимости базисно-индексным и ресурсно-индексным методами

В предлагаемой статье Алексеев Н.А. и Вишневецкая А.Ю. рассмотрели методологические вопросы определения стоимости строительства объектов в дорожной отрасли на основе РИМ с использованием ФСНБ-2022, выполнили пересчёт сметной стоимости строительства объектов дорожной инфраструктуры (в рамках объектного сметного расчёта) двумя методами - БИМ и РИМ с целью анализа и сравнения величины отклонений в стоимости, изменений в структуре затрат, определения процента накладных расходов и сметной прибыли в общей стоимости СМР