Комментировать

Разработка сметных норм, применяемых для определения сметной стоимости строительства автомобильных дорог: формирование и обоснование подходов с целью их актуализации

Попова Н. М., эксперт отдела методологии ценообразования
Федерального дорожного агентства (Росавтодор)

Общие положения планирования сметных норм

Правила планирования сметных норм, применяемых для определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства установлены в соответствии с Порядком утверждения сметных нормативов, утвержденным приказом Минстроя Российской Федерации от 13.01.2020 №2/пр (далее – Порядок).

Планирование разработки сметных норм осуществляется ежегодно Минстроем Российской Федерации на основании предложений об утверждении (актуализации) сметных норм, поступающих от инициатора. Предложения направляются инициатором в Минстрой
Российской Федерации в срок до 1 сентября, на основании которых формируется и утверждается План утверждения (актуализации) сметных нормативов на последующий год.

С января 2023 года Федеральное дорожное агентство является Инициатором разработки сметных норм, применяемых для определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог (далее – объекты капитального строительства) федерального значения.

Начиная с 2023 года ФАУ «РОСДОРНИИ» перешло в ведение Федерального дорожного агентства и на основании им выданного технического задания осуществляет подготовку предложений по разработке (актуализации) сметных норм.

Разработка предложений для включения в План утверждения (актуализации) сметных нормативов в предшествующие периоды

До 2022 года предложения разработки сметных норм формировались для отдельных видов работ относительно конкретной ситуации при производстве дорожных работ, с которой федеральные казенные учреждения, подведомственные Федеральному дорожному агентству, сталкивались на своих объектах.

Недостатки такого подхода в том, что он в целом не отражал особенности и характеристики технологии (разновидность конструкций и их размеры, технологии приготовления материалов
и др.), а также не учитывал требование пункта 6е Порядка утверждения сметных нормативов, утвержденным приказом Минстроя Российской Федерации от 13.01.2020 № 2/пр в части соблюдения параметрических рядов для соответствующей технологии при разработке новых
и актуализации действующих сметных норм.

В результате некоторые технологии, для которых предложения разрабатывались в предыдущие периоды, не подтверждались на практике или более не применялись на объектах капитального строительства автомобильных дорог в период разработки сметной нормы. Например, если производится актуализация сметной нормы и по Плану технология, которой предусматривает одну толщину или одну конструкцию, то необходимо актуализировать оставшиеся нормы на остальные толщины и конструкции.

Формирование подходов при подготовке предложений по разработке (актуализации) сметных норм

С 2022 года разработка и формирование предложений для дальнейшего направления
в Минстрой Российской Федерации осуществляется с учетом анализа проектной документации
и наличия подтверждения технологий на объектах при наличии хотя бы одного из факторов, определенных требованиями Порядка утверждения сметных нормативов (приказ Минстроя Российской Федерации от 13.01.2020 № 2/пр), а именно:

  •  технологии, в том числе новые, применяемые на объектах капитального строительства автомобильных дорог, но сметные нормативы в Федеральной сметно-нормативной базе отсутствуют, которые определялись на основе анализа проектной документации;
  •  проведен анализ полученной информации от федеральных казенных учреждений
    о подтверждении их применения на объектах капитального строительства автомобильных дорог.

Впервые сформирован банк данных предложений на последующие периоды. Начиная с 2023 года Росавтодором совместно с ФАУ «РОСДОРНИИ» был выработан подход к разработке предложений для дальнейшего направления их в Минстрой Российской Федерации с целью включения в План разработки сметных нормативов на очередной период. Новый подход разработки предложений позволяет учитывать всю линейку предлагаемой технологии
в соответствии с ее характеристиками, то есть соблюдать параметрические ряды.

Основной принцип данного подхода заключается в том, что на основе разработанных обоснований целесообразности разработки сметных норм формируется Банк данных предложений (технологий), который состоит из групп однородных технологий.

Формирование отдельных групп однородных технологий производится на основе следующих признаков, характеризующих предложения:

  • способ реализации технологии, например, устройство слоя из готовой смеси или смешением материалов на месте;
  • вид конструкции или материала;
  • вид машин;
  • толщина конструктива;
  • ширина конструктива.

В однородную группу, при необходимости, включаются предложения по приготовлению материалов, в случае устройства конструктивного элемента или сооружения из готовой смеси, если она не является товарным на рынке материалом и не внесена в Базисные (сметные) цены на строительные ресурсы в Федеральную сметно-нормативную базу, например, приготовление цементогрунтовой смеси.

Таким образом, однородная группа состоит из комплекса технологически детализированных видов работ, которые представляют собой подлежащие к разработке отдельные сметные нормы. По мере разработки новых предложений происходит пополнение каждой из групп и (или) формирование новых групп однородных технологий.

Окончательное формирование однородной группы завершается после учета всех характеристик и особенностей технологий и конструкций, соответствующих этой группе.

Формирование и направление в Минстрой предложений для включения в План утверждения (актуализации) сметных норм

Решение вопроса о направлении предложений в Минстрой Российской Федерации
для включения в План разработки нормативов осуществляется после завершения формирования однородной группы технологий. Принятие решения о направлении очередной группы осуществляется после анализа применения технологии по всем включенным в нее видам работ на объектах капитального строительства автомобильных дорог.

Группы однородных технологий ранжируются по критерию применения данных технологий
на объектах капитального строительства автомобильных дорог, который определяется количеством объектов применения.

Первоочередной для отправки является группа с наибольшим значением показателя применения на объектах капитального строительства автомобильных дорог. При этом,
если для какого-либо вида работ, входящего в группу, отсутствует его применение на объекте,
то он не включается в перечень, подлежащий отправке.

Возможно направление двух групп, например, в тех случаях, когда одна технология (нормы, которые будут для нее разработаны) не может применяться без другой. Так, отдельная норма
на устройство защитных лотков в водопропускных металлических гофрированных трубах на болтовом соединении (была разработана в 2022 году и не включена в ФСНБ) не может быть использована без наличия сметной нормы на устройство такого вида водопропускных труб. Поэтому в 2022 году было разработано предложение для устройства водопропускных гофрированных металлических труб на болтовых соединениях, на основании которого
в План на 2023 год была включена разработка комплекса проектов сметных норм, которая осуществляется в настоящее время.

Также необходимо отметить, что окончательный перечень предложений для направления
в Минстрой Российской Федерации формируется после рассмотрения и согласования созданной на базе Федерального дорожного агентства и ФАУ «РОСДОРНИИ» рабочей группы «Экономика и ценообразование».

Рабочая группа «Экономика и ценообразование» состоит из 21 эксперта, которые являются представителями дорожных организаций, входящих в профессиональное дорожное сообщество. На рабочей группе рассматриваются и выносятся на согласование разрабатываемые проекты сметных нормативов и предложений, при необходимости дорабатываются в соответствии с представленными замечаниями экспертов.

Окончательное решение о включении в План разработки сметных нормативов принимается после проверки предложений в ФАУ «Главгосэкспертиза России» и получения положительного заключения о целесообразности разработки соответствующих сметных норм.

#сметная стоимость #дорожное строительство #сметные нормы
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

39
#стройматериалы

«Евроцемент» предложил расширить использование ресурсосберегающих технологий в дорожном строительстве

«Евроцемент», крупнейший российский производитель цемента и строительных материалов, представил дорожникам преимущества технологии укрепления грунтов с использованием цемента и извести