Комментировать

Расчет начальной (максимальной) цены строительных контрактов «под ключ»

Бычков А. В.,
Председатель подкомитета по ценообразованию,
Комитет по техническому регулированию, ценообразованию и экспертизе НОПРИЗ

Вопросы реализации государственных инвестиционно-строительных проектов (далее – ИСП)
на сегодняшний день регулирует система государственных закупок, которая представляет собой ключевой механизм, обеспечивающий баланс интересов государства, как заказчика,
и коммерческого исполнителя.

Соблюсти принцип справедливости взаимоотношений сторон, в условиях экономических и финансовых санкций, с которыми столкнулась страна в настоящее время, становится достаточно затруднительно, но тем не менее, существуют механизмы, которые позволяют
не только сдерживать негативные последствия, но при этом еще и обеспечивать рост экономической эффективности строительного производства.

Одним из таких эффективных механизмов является процедура комплексной закупки с целью заключения строительных контрактов «под ключ».

Юридически, формулировки «строительство под ключ», в настоящее время не существует, однако большинству Заказчиков и Подрядчиков понятно, что речь идет о «непрерывном комплексном процессе создания готовой строительной продукции (проектирование — выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием, — ввод в эксплуатацию)», именно так трактовало подобные контракты «Положение об организации строительства объектов
«под ключ» утвержденное Постановлением Государственного Строительного Комитета
СССР от 10.11.1989 №147.

Либо, те кто сталкивался с зарубежной нормативной базой, сразу вспоминают международную практику так называемых EPC — контрактов (Engineering, procurement and construction), международной федерации инженеров-консультантов (FIDIC):

  • Engineering (Инжиниринг) – в данный блок входят как правило, изыскательные работы, разработка проекта, согласование документации;
  • Procurement (Снабжение) – включает в себя выбор, закупка и поставка оборудования и материалов, необходимых для выполнения всех строительных работ;
  • Construction (Возведение объекта) – комплекс работ включающий строительство, выполнение сборочных и пусконаладочных работ и ввод объекта в эксплуатацию.

В современной истории первым документом, для легализации подобных контрактов,
стал Федеральный закон от 03.07.2016 № 365-ФЗ, который внес в 34 статью «Контракт» Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» само понятие,
что «Предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства…».
Этот же нормативно-правовой акт делегирует Правительству РФ полномочия по разработке порядка и оснований заключения таких контрактов.

Менее чем через год вышло Постановление Правительства Российской Федерации №563
от 12.05.2017 «О порядке и об основаниях заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — Постановление Правительства РФ №563).

Положения Постановления Правительства РФ № 563 предусматривают необходимые
в совокупности два условия, для заключения подобного Контракта.

Первое – это обязательное наличие заключения по результату проведенного технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционный проект
по созданию объекта капитального строительства, в отношении которого планируется заключение контракта.

Второе – это решение о заключении контракта, которое принимается Правительством Российской Федерации или главным распорядителем средств бюджета (в отношении объектов федеральной собственности), высшим должностным лицом субъекта РФ (в отношении государственной собственности субъектов РФ) или главой муниципального образования
(в отношении объектов муниципальной собственности).

Следующим шагом стал Федеральный закон от 27.12.2019 № 449-ФЗ, который дополняет статью 112 № 44-ФЗ частями 55 – 63, устанавливающие, что в целях реализации национальных проектов, предметом которых может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства и,
перечень которых должен быть утвержден либо Указом Президента Российской Федерации, либо Правительством Российской Федерации или высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, при определении начальной (максимальной) цены контракта, подобных ИСП, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методика составления сметы такого контракта, порядок изменения цены такого контракта должны утверждаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

В настоящее время необходимые полномочия, согласно пункту 1 Положений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 №1038 (ред.
от 28.06.2023) «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» (вместе с «Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации») имеет Минстрой Российской Федерации. Следует заметить, что нормативно – правовая база для легализации подобного способа реализации ИСП, активно пополнялась необходимыми документами, такими как:

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.10.2020 № 2788-р «О перечне объектов капитального строительства, в целях архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта которых применяются особенности осуществления закупок и исполнения контрактов, предусмотренные ч. 56-63 ст. 112 ФЗ
    «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.06.2021 № 1659-р
    «Об утверждении перечня главных распорядителей средств федерального бюджета, которые как получатели и подведомственные им получатели предусматривают в заключаемых государственных контрактах, не содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и информация о которых подлежит включению в реестр контрактов, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, для формирования и оплаты денежных обязательств при исполнении государственных контрактов положения о возможности формирования и подписания документов о приемке товара, выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельного этапа исполнения контракта в форме электронного документа в единой информационной системе в сфере закупок».
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.11.2022 № 3514-р
    «Об утверждении перечня федеральных органов исполнительной власти, которые могут осуществлять закупки товаров, работ, услуг в соответствии с пунктом 56 части 1 статьи 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и др.

На региональном уровне, практически в каждом субъекте Российской Федерации были изданы Постановления/Распоряжения органов исполнительной власти об утверждении Перечней объектов капитального строительства, в целях архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, в отношении которых применяются особенности осуществления закупок и исполнения контрактов, предусмотренных частями 55 — 63 статьи 112 Федерального Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Важнейшим методологическим документом стал Приказ Минстроя Российской Федерации от 21.08.2023 № 604/пр «Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, предметом которого может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методики составления сметы такого контракта и порядка изменения цены такого контракта в случаях, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 и пунктом 2 части 62 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее -Приказ № 604/пр).

Положения Приказа № 604/пр устанавливают общие правила определения государственным или муниципальным заказчиком начальной (максимальной) цены контракта, методику составления сметы контракта, а также порядок изменения цены контракта «под ключ».

Рис. 1 Положения Приказа Минстроя №604/пр

Принимая во внимание то обстоятельство, что на момент подготовки к проведению закупочных процедур «под ключ» проектирование объекта еще не выполнено, соответственно, нет сводного сметного расчета, локальных смет, стандартный для строительства вариант обоснования НМЦК проектно-сметным методом не может использоваться.

Дополнительно установлен прямой запрет в части 59 статьи 112 №44-ФЗ — не применять проектно-сметный метод.

Согласно п. 5 Правил заключения контрактов «под ключ» НМЦК определяется и обосновывается посредством применения методов, установленных ст. 22 Закона № 44-ФЗ, после получения заключения по результатам обоснования инвестиций.

Таким образом, фактически НМЦК рассчитывается и обосновывается еще на стадии подготовки к технологическому и ценовому аудиту проекта, до получения заключения по результатам аудита. При подаче документов на аудит, предполагаемая цена проекта «под ключ» уже должна быть посчитана.

Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, предметом которого может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденному приказом Минстроя Российской Федерации от 21.08.2023 №604/пр предлагает три способа определения МНЦК.

Рис.2. Способы определения НМЦК

При проведении необходимых расчётов следует учитывать некоторые особенности, например, при определении НМЦК с использованием показателей НЦС затраты заказчика
на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, не учитываются, в связи с тем, что данные затраты уже учтены в структуре ценовых показателей используемых нормативов цены.

А в случае определения НМЦК с использованием стоимостных показателей конструктивных решений-аналогов необходимо в обязательном порядке проводить сравнительный анализ условий идентичности (сопоставимости) состава затрат, используемых строительных ресурсов, условий выполнения работ конструктивных решений-аналогов и соответствующих затрат, строительных ресурсов, условий выполнения работ на планируемом объекте капитального строительства.

Напоминаем, 27 марта вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 25.03.2023 № 474 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Документ устанавливает критерии, которым должно соответствовать типовое проектное решение, а также устанавливает порядок принятия решения о признании проектного решения типовым для дальнейшего использования в проектной деятельности.

Приказ Минстроя Российской Федерации от 21.08.2023 № 604/пр внес ясность при разработке основополагающего приложения к контракту «под ключ», а именно сметы контракта.

Рекомендует использовать образец сметы контракта, приведенный в приложении № 1
к Методике составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденной Приказом Минстроя Российской Федерации от 23.12.2019 № 841/пр «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства».

Рис.3 Алгоритм формирования сметы контракта.

Необходимо помнить, что смета контракта составляется на основании ведомости объемов технологически законченных элементов, включающих определенные в соответствии
с проектной документацией, рабочей документацией (при наличии), необходимые для их возведения (устройства) комплексы работ (строительные конструкции, в том числе подземную часть, несущие конструкции, наружные стены, полы, внутренние стены, заполнение оконных и дверных проемов, перекрытия, покрытие, кровля, отделочные работы и тому подобное;
системы инженерно-технического обеспечения, в том числе водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, газоснабжение, вентиляцию, кондиционирование, электроосвещение, электроснабжение) и работ, связанных между собой и необходимых в соответствии с проектной документацией, рабочей документацией (при наличии) для возведения (устройства) технологически законченного конструктивного решения (элемента), оборудования
(далее соответственно — конструктивные решения (элементы), комплексы (видов) работ, оборудования).

Ведомость должна предусматривать детализацию объекта капитального строительства по основным конструктивным решениям (элементам), комплексам (видам) работ и определение объемов работ и единиц измерения конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ. Отдельной строкой учитывается количество и стоимость оборудования, мебели, инвентаря с отражением страны их происхождения (далее — оборудование), поставляемых
в рамках контракта, в случае, если оборудование в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете подлежит принятию к бухгалтерскому учету
в качестве отдельного объекта основных средств.

Детализация (группировка) работ и затрат выполняется с учетом объемно-планировочных
и конструктивных особенностей объекта таким образом, чтобы в отдельные позиции были сформированы технологически законченные элементы объекта, включающие комплекс работ
и затрат, в том числе, вспомогательных, сопутствующих основному виду работ и затрат.

Третий блок Приказа Минстроя Российской Федерации от 21.08.2023 № 604/пр устанавливает правила изменения государственным или муниципальным заказчиком заключённого ранее контракта «под ключ».

Рис. 4 Условия изменения цены контракта «под ключ».

Во-первых, изменение цены контракта осуществляется после выполнения обязательств
по контракту, связанных с подготовкой проектной документации и (или) выполнением инженерных изысканий, а также получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции и (или) капитального ремонта объекта капитального строительства.

Во-вторых, изменение цены контракта в обязательном порядке оформляется дополнительным соглашением к контракту.

В-третьих, Порядок предусматривает изменения в составных частях, на основании которых формировалась НМЦК, таких как:

  • Затраты на проектно-изыскательские работы;
  • Затраты на выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту;
  • Затраты на оборудование (в случае, если затраты на оборудование предусмотрены контрактом).

Пунктом 4 Приложения №3 к Приказу №604/пр предусмотрена следующая формула изменения цены контракта:

где:

Цк — цена контракта, рублей;

СПИР — сметная стоимость работ по подготовке проектной документации (за исключением стоимости работ по подготовке рабочей документации) и (или) сметной стоимости изыскательских работ в уровне цен на дату получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, рублей;

Кф ПИР — индекс фактической инфляции работ по подготовке проектной документации
(за исключением работ по подготовке рабочей документации) и (или) изыскательских работ, рассчитываемый как произведение индекса фактической инфляции, устанавливаемого нарастающим итогом от даты окончания выполнения работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий на дату первого месяца квартала, указанного в положительном заключении экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, и индекса фактической инфляции, определенного на середину периода выполнения работ по подготовке проектной документации (за исключением работ по подготовке рабочей документации) и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии со сроками, установленными в контракте при его заключении.

В случае, если период от даты окончания выполнения работ по подготовке проектной документации (за исключением работ по подготовке рабочей документации) и (или) выполнению инженерных изысканий до даты первого месяца квартала, указанного
в заключении экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, составляет менее трех месяцев,
то индекс фактической инфляции рассчитывается на середину периода выполнения работ;

СРД — стоимость работ по подготовке рабочей документации, рублей;

КпРД — индекс прогнозной инфляции работ по подготовке рабочей документации, рассчитываемый аналогично показателю Кинфл.пер. в соответствии с формулой, приведенной в подпункте «б» пункта 8 Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования), утвержденного приказом Минстроя России от 23.12 2019 № 841/пр.

При расчете показателя КпРД показатель «n» рассчитывается как период от даты начала разработки рабочей документации до даты окончания работ по разработке рабочей документации;

ССМР1 — сметная стоимость подрядных работ (за исключением стоимости выполнения работ
по подготовке проектной и рабочей документации, изыскательских работ, а также стоимости подготовительных работ, выполненных до даты получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства) в уровне цен утвержденной сметной документации, входящей в состав проектной документации объекта капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы.
Сметная стоимость подрядных работ включает в себя затраты на работы и услуги, относящиеся к предмету закупки, предусмотренные сводным сметным расчетом стоимости строительства в составе утвержденной проектной документации, за исключением стоимости оборудования, рублей;

ССМР2 — сметная стоимость подготовительных работ, входящих в перечень видов подготовительных работ, не причиняющих существенного вреда окружающей среде и ее компонентам, которые могут выполняться до выдачи разрешения на строительство объекта федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2020 № 1798, выполненных до даты получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, рублей;

Кп СМР — индекс прогнозной инфляции подрядных работ (за исключением затрат на выполнение работ по подготовке проектной и рабочей документации, изыскательских работ), рассчитываемый аналогично показателю Кинфл.пер. в соответствии с формулой, приведенной
в подпункте «б» пункта 8 Порядка № 841/пр. При этом при расчете показателя Кп СМР показатель «n» рассчитывается как период от даты утверждения проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, до даты окончания работ в случае, если срок выполнения подрядных работ не превышает календарного года, или до декабря первого года выполнения работ в случае, если срок выполнения подрядных работ превышает календарный год;

Кф СМР — индекс фактической инфляции подготовительных работ, рассчитываемый как произведение индекса фактической инфляции, устанавливаемого нарастающим итогом от даты окончания выполнения подготовительных работ на дату первого месяца квартала, указанного
в положительном заключении экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, и индекса фактической инфляции, определенного на середину периода выполнения подготовительных работ
в соответствии со сроками, установленными в контракте при его заключении;

Собор — стоимость оборудования (при наличии в контракте обязательств по поставке такого оборудования) в уровне цен утвержденной сметной документации, входящей в состав проектной документации объекта капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы, рублей;

Кп обор — индекс прогнозной инфляции изменения стоимости оборудования, рассчитываемый
в отношении оборудования аналогично порядку расчета индекса прогнозной инфляции, рассчитываемый аналогично показателю Кинфл.пер. в соответствии с формулой, приведенной в подпункте «б» пункта 8 Порядка № 841/пр.;

Ксниж — коэффициент снижения начальной (максимальной) цены контракта (при наличии), определенный по результатам закупочных процедур.

По мнению автора, в предложенную формулу вкралась ошибка в части невключения затрат
на инженерные изыскания, которые неправомерно забыты.

Согласно приведенному шаблону для расчета НМЦК в Приложении №1 к Приказу № 604/пр затраты на выполнение инженерных изысканий необходимо выделять в отдельный вид работ (затрат). И проводить пересчет подобных затрат также необходимо.

Для этих целей в формулу необходимо добавить еще две переменные:

СИИ — сметная стоимость работ на инженерные изыскания в уровне цен на дату получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, рублей;

КфИИ — индекс фактической инфляции работ на инженерные изыскания, рассчитываемый как произведение индекса фактической инфляции, устанавливаемого нарастающим итогом от даты окончания выполнения работ по инженерным изысканиям на дату первого месяца квартала, указанного в положительном заключении экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, и индекса фактической инфляции, определенного на середину периода выполнения работ по инженерным изысканиям в соответствии со сроками, установленными в контракте при его заключении.

Соответственно формула изменения цены контракта должна выглядеть следующим образом:

Отметим, изменение условий контракта также предусмотрено частью 62 статьи 112 Федерального Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по соглашению сторон если при исполнении контракта сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, определенная по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, превышает цену такого контракта. Предусмотренное настоящим пунктом изменение существенных условий осуществляется с учетом такой сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение существенных условий не приведет к увеличению цены контракта более чем на тридцать процентов.

И в обязательном порядке в случае, если при исполнении указанного контракта цена такого контракта превышает сметную стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, определенную по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, цена такого контракта должна быть уменьшена с учетом указанной сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства.

 Напомним, что для заключения непосредственно контракта, Заказчику, согласно части 58 статьи 112 № 44-ФЗ необходимо осуществить закупку либо путем проведения электронного аукциона, либо путем электронного конкурса.

  • под аукционом понимается способ определения исполнителя, при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта (часть 4, статьи 24 №44-ФЗ);
  • под конкурсом понимается способ определения исполнителя, при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта (часть 3, статьи 24 №44-ФЗ).

Оптимальной процедурой, несомненно, является конкурс, т.к.  при проведении электронного аукциона решающим критерием является наименьшая цена контракта, в то время как проведение конкурса позволяет заказчику помимо цены контракта установить дополнительные критерии оценки потенциального поставщика, такие как наличие финансовых ресурсов, наличие материально-технической базы, опыта работы, связанного с предметом контракта, а также деловой репутации, как компании в целом, так и конкретных специалистов, имеющихся в штате, но решение о выборе конкретной процедуры находится в компетенции государственного Заказчика.

#НМЦК #контракт
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

12
#строительство

«Моспроект-3» займется строительством метро в Красноярске

Группа "Моспроект-3", реализующая инфраструктурные проекты в Москве и регионах, проведет работы по созданию в Красноярске линии скоростного подземно-наземного легкорельсового транспорта
43
#НОСТРОЙ

Айхал Габышев: Для дальнейшего развития стройотрасли необходим переход на тарифную систему оплаты труда

Координатор НОСТРОЙ по ДФО Айхал Габышев уверен, что в стране необходимо кардинально менять градостроительную политику. Бесконечные корректировки устаревшей системы не способны избавить отрасль от негативных тенденций, где корень зла – формирование начальной максимальной цены госконтракта на основе бюджетных лимитов и экономия бюджетных средств, вовлечённых в стройку, за счёт фонда оплаты труда строительных компаний