Комментировать

Особенности ценообразования в строительстве в странах Средней Азии

Продолжим освещение особенностей ценообразования в строительстве в среднеазиатских странах бывшего Советского Союза.

В Республике Узбекистан, государственным комитетом по архитектуре и строительству (Госархитектстрой), являющимся уполномоченным государственным органом, осуществляющим государственную политику в области градостроительства и градостроительной деятельности, установлен порядок определения стоимости строительства объектов в договорных текущих ценах на основе норм ШНК.

Стоимость строительства объекта в договорных текущих ценах – это сумма денежных средств, определяемых на основе:

  • калькулирования стоимости всех затрат, необходимых при строительстве;
  • стоимости объектов-аналогов или удельных затрат на единицу мощности, необходимых для его осуществления в соответствии с проектом (рабочим проектом).

Основанием для определения стоимости строительства служат действующие сметные нормативы (нормы), разрабатываемые на основе Четвертой части  Градостроительных норм и правил (ШНК) «Сметные нормы и правила», а также отпускные, лимитные и разовые цены на оборудование, мебель и инвентарь.

Стоимость строительства в соответствии со структурой капитальных вложений подразделяется по следующим видам работ и затрат:

  • общестроительные и специальные строительные работы;
  • работы по монтажу оборудования (монтажные работы);
  • затраты на оборудование, мебель и инвентарь;
  • прочие затраты производственного характера (временные здания и сооружения, зимнее удорожание, вахтовый метод и т. п);
  • прочие затраты подрядчика и заказчика.

Прочие затраты подрядных организаций и прочие затраты заказчика определяются согласно «Методических рекомендаций по определению «прочих затрат» заказчика и подрядчика при расчете стоимости строительства объектов в договорных текущих ценах», утвержденных Госархитектстроем Республики Узбекистан в установленном порядке.

На ранних стадиях осуществления проекта (ПТЭО, ПТЭР, ТЭО, ТЭР) стоимость строительства объекта в текущих ценах рекомендуется определять с использованием данных о стоимости реализованных проектов-аналогов.

В соответствии с действующим положением стартовая стоимость объекта в текущих ценах рассчитывается заказчиками или по их поручению проектной или специализированной организацией ресурсным методом, основанным на калькулировании затрат в прогнозируемых текущих ценах и тарифах на ресурсы.

При ресурсном методе определяются следующие затраты:

  • затраты труда рабочих-строителей;- затраты по эксплуатации строительных машин и механизмов;
  • затраты на приобретение материалов, конструкций и изделий с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов;
  • затраты на приобретение оборудования, мебели, инвентаря с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов;
  • прочие затраты производственного характера;- прочие затраты подрядчика;- прочие затраты заказчика (затраты заказчика, которые в соответствии с приложением № 2 постановления Кабинета Министров от 12.09.2003 года № 395 несет подрядчик при строительстве «под ключ»).

Прочие затраты производственного характера (перевозка рабочих, вахтовый метод строительства и т. п.), не учтенные в прямых затратах, определяются по данным ПОС и усредненных затрат подрядной организации с учетом конъюнктуры рынка подрядных работ (услуг), согласно приложения № 4 «Перечень статей прочих затрат производственного характера и порядок их определения» Методических рекомендаций по определению «прочих затрат» заказчика и подрядчика при расчете стоимости строительства объектов в договорных текущих ценах», утвержденных Госархитектстроем Республики Узбекистан в установленном порядке. Затраты на временные здания и сооружения, зимнее удорожание определяются согласно ШНК 4.09-06 «Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений» и ШНК 4.07-06 «Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время».

Прочие затраты заказчика включают в себя затраты на:

  • проектно-изыскательские работы:
  • экспертизу проектной (градостроительной) документации, включая экологическую экспертизу;
  • авторский надзор;
  • разработку и экспертизу конкурсной документации, организацию и проведение конкурсных торгов;
  • содержание службы заказчика, включая осуществление технического надзора;
  • содержание органов государственного архитектурно-строительного надзора (ГАСН);
  • отвод земельного участка;- компенсацию за сносимые строения и садово-огородные насаждения, перенос зданий и сооружений или строительство новых зданий и сооружений, взамен сносимых;
  • другие расходы, связанные со строительством объекта при наличии соответствующего обоснования, согласно пункта 18, приложения 1 «Временное положение о порядке определения стоимости строительства объектов в договорных текущих ценах» к постановлению Кабинета Министров от 11.06. 2003 г. № 261 «О переходе на договорные текущие цены при реализации инвестиционных проектов, осуществляемых за счет централизованных капитальных вложений».

В указатель нормативных документов по строительству, действующих на территории Республики Узбекистан включены:

  • своды градостроительных правил (актуализированные строительные нормы и правила) – ШНК;
  • своды строительных правил (строительные нормы и правила в стадии актуализации) – КМК;
  • межгосударственные стандарты – ГОСТ;- Строительные нормы и правила – СНИП;
  • руководящие документы Системы РДС;- нормативные документы, утвержденные Госстроем Республики Узбекистан – РСН;
  • нормативные документы, утвержденные Госстроем СССР (СН и др.) и (ВСН) утвержденные соответствующими ведомствами, применяемые в качестве рекомендуемых документов.

В  Республике Кыргызстан действуют «Методические указания определения стоимости строительства на территории Кыргызской Республики», утвержденные в 2016 году и обеспечивающие методологическое единство в определении сметной стоимости строительства и расчетах за выполненные строительные работы.

Приказом  Государственного  агентства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики от 28 марта 2016 года № 2-нпа утверждены национальные сборники единичных расценок на строительные, ремонтно-строительные, монтажные, пусконаладочные работы, сборники цен на проектные работы, сборников цен на строительные материалы, автомобильную перевозку, сборников цен на эксплуатацию строительных машин.

Действующая система ценообразования и сметного нормирования в строительстве Кыргызской Республике включает в себя государственные сметные нормативы и другие сметные нормативные документы, необходимые для определения сметной стоимости строительства.

В стране разрабатываются кыргызские республиканские единичные расценки (КРЕР), предназначенные для определения состава и потребности в материально-технических и трудовых ресурсах, необходимых для выполнения строительных, монтажных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ. КРЕР используются для определения сметной стоимости выполняемых работ базисно-индексным методом, разработки единичных расценок сметных нормативов.

В состав государственных элементных сметных норм входят:

  • сборники государственных элементных сметных норм на строительные и специальные строительные работы (КРЕР);
  • сборники государственных элементных сметных норм на ремонтно-строительные работы (КРЕРр);
  • сборники государственных элементных сметных норм на монтаж оборудования (КРЕРм);
  • сборники государственных элементных сметных норм на пусконаладочные работы (КРЕРп).

Для специального технологического оборудования, министерствами, ведомствами и другими отраслевыми структурами разрабатываются ведомственные элементные нормы на пусконаладочные работы (КРЕРп).

На основании КРЕР разрабатываются сметные расценки на строительные работы и конструкции, монтаж оборудования, а также на ремонтно-строительные и пусконаладочные работы, которые объединяют в сборники единичных расценок (ЕР). В тех случаях, когда отсутствуют необходимые сметные нормативы в действующей сметно-нормативной базе или технология работ и потребность в ресурсах существенно отличаются от предусмотренных в сборниках действующих элементных сметных норм КРЕР, возможна разработка индивидуальных норм и расценок.

В Республике Таджикистан установлен порядок определения стоимости строительства объектов в договорных текущих ценах ресурсным методом на основе элементной сметно-нормативной базы ЭСН РТ-2007. Метод распространяется на строительные, монтажные, специальные строительные работы и является обязательным для всех участников инвестиционного процесса, финансируемых за счет централизованных капитальных вложений.

Утверждение градостроительных норм и правил Республики Таджикистан ведет Комитет по архитектуре и строительству при Правительстве республики.

В сборниках ЭСН приведен средний разряд работы, который характеризует средний разряд звена рабочих-строителей, выполняющих полный комплекс работ. Это основной инструмент для определения величины оплаты труда рабочих-строителей посредством почасовой тарифной ставки.

Ежеквартально фиксируются текущие цены на основные строительные ресурсы, которые приводятся в ежеквартальных сборниках средних сметных цен.

Комитет по архитектуре и строительству при Правительстве республики занимается систематизацией текущих цен, отслеживая их по данным Госкомстата республики, подрядных организаций, НИИ «Наклиёт» Минтранспорта республики, по данным рынков стройматериалов, строительных  магазинов, предприятий-производителей строительной продукции и т. д. Сборники цен значительно облегчают работу инженеров-сметчиков по определению сметной стоимости строительства объектов ресурсным методом, используются также подрядными организациями, заказчиками, международными организациями и др.

#ценообразование
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

659
#Минстрой

«Ротенберг, ты не прав!» — Минстрой объяснил Путину пустоту претензий дорожников

Минстрой России в лице министра Ирека Файзуллина в ответ на поручение президента Владимира Путина разобраться в жалобе 19 крупнейших дорожно-строительных компаний на перекосы в ценообразовании в строительстве дорог, рассказал президенту, что жаловаться дорожникам не на что
Главгосэкспертиза России
332
#ценообразование

12 плюс: новые методики готовятся к выходу в 2023 году

10 проектов новых методик и два проекта изменений к ранее принятым методическим документам планируются к утверждению Минстроем России в текущем году. Разработка и актуализация методических документов, а также сметно-нормативной базы ФСНБ-2022 проводятся с участием Главгосэкспертизы для обеспечения поэтапного перехода субъектов Российской Федерации на ресурсно-индексный метод с I квартала 2023 года. База вступает в действие уже 25 февраля. К этой дате ФСНБ-2022 будет включать более 53 000 норм и более 40 000 строительных ресурсов

41
#Минстрой

3478 новых и актуализированных сметных норм планируется включить в ФСНБ-2022

Минстрой России утвердил второй и третий пакеты изменений и дополнений в План утверждения (актуализации) сметных нормативов на 2023 год. Соответствующие приказы № 369/пр от 24 мая и № 400/пр от 5 июня 2023 года подписал Министр строительства и ЖКХ Российской Федерации Ирек Файзуллин.