Комментировать

Особенности ценообразования в строительстве в странах бывшего Советского Союза

Как отмечалось ранее в предыдущих публикациях сметные нормы и нормативы в разных странах мира построены примерно по одному принципу, хотя и отличаются степенью детализации и некоторыми другими особенностями. Данное утверждение полностью проецируется на страны бывшего Советского Союза, на территории которого сейчас функционируют такие экономико-политические образования как СНГ и ЕврАзЭС.                                          

В этой связи следует отметить что основные принципы и система нормирования ценообразования в строительстве сложились к середине 50-х годов прошлого века, когда были впервые разработаны ЭСН на строительные конструкции и работы, единичные расценки, сметные цены на ресурсы. Действовавшая в бывшем Советском Союзе система ценообразования в строительстве была основана на фиксированных ценах на строительную продукцию, т. е. ориентировалась на сохранение стабильного уровня сметной стоимости и не требовала уточнения вследствие текущих изменений ценовых факторов.                                                                                                                                                                       

В период плановой экономики при формировании стоимости строительства использовались исключительно затратные методы, основанные на последовательном суммировании всех общественно-необходимых затрат на производство единицы строительной продукции в денежном выражении. Переход к рыночным отношениям и децентрализации политической власти и управления в начале 90-х годов предопределили пересмотр методологических подходов к формированию стоимости строительной продукции.          

На протяжении 1991 – 2010 годов осуществлен переход от плановой централизованной системы к рыночной системе ценообразования в строительстве, когда цены на строительную продукцию формируются под влиянием спроса и предложения, меняющихся ценовых факторов, финансовых возможностей инвесторов, конкурентной борьбы между подрядными организациями. При этом отличия в интенсивности экономических преобразований и применении тех или иных подходов и методов в ценообразовании стали предопределять различия в национальных системах ценообразования в строительстве  стран бывшего Советского Союза. 

В Республике Беларусь при Минстройархитектуры создан хозрасчетный орган – Республиканский научно-технический центр по ценообразованию в строительстве (РНТЦ), который осуществляет нормативную и методическую работу в этом направлении.

Цена в строительной отрасли Республики Беларусь формируется исходя из усредненных нормативов, которые разрабатываются исходя из способов, условий производства работ и группируются в специальных сборниках.

Для определения стоимости строительства используются ресурсно-сметные нормы. Порядок применения этих норм определяется в одном из основных документов – Методических указаниях по определению стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений и составлению сметной документации с применением ресурсно-сметных норм.

В соответствии с Методическими указаниями при проектировании и составлении сметной документации стоимость строительства определяется в двух уровнях цен:

  • в базисном уровне, в качестве которого приняты цены 2006 г.;
  • в текущем (прогнозном) уровне, рассчитываемом с помощью специальных индексов изменения стоимости отдельных элементов затрат к их базисной стоимости или цен, сложившихся на отчетную дату.

Определение цены строительства объекта начинается с разработки основного документа, определяющего стоимость строительства, которым является сводный сметный расчет в ценах 2006 г. с переводом их в текущие цены. На основании его данных устанавливается сметный лимит средств, необходимых для полного завершения строительства (сумма итога по сводному сметному расчету должна быть увеличена на величину оборотных налогов).

С 1 января 2012 г. ценообразование в строительстве в отношении объектов строительства, на которые сметная документация и (или) архитектурно-планировочное задание на проектирование получено после 1 января 2012 г., регулируют Указ Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 361 «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» и постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 361».

Минстройархитектуры ежегодно публикует письма с прогнозом цен, порядок составления сметы – в инструкциях РНТЦ по ценообразованию в строительстве.

Стоимость строительства на Украине определяется ресурсным методом, который базируется на нормативно-расчётных показателях и текущих ценах на трудовые и материально-технические ресурсы. Нормативным показателем является расход трудовых и материально-технических ресурсов, который определяется на основании государственных ресурсных элементных сметных норм. На основании этих норм и текущих цен на трудовые и материально-технические ресурсы определяются прямые затраты. Остальные затраты определяются не по нормам, а расчетом.

Накладные расходы и сметная прибыль определяются не по нормам в процентах от ФОТ, а рассчитываются также ресурсным методом по всей структуре затрат. Этот факт требует детальной разработки проекта организации строительства и более квалифицированных инженеров-сметчиков. Также несколько отличается структура затрат, включаемая в НР и СП, от подобной структуры в РФ. Система индексации так же отсутствует. Вместо индексов Министерство регионального развития Украины на регулярной основе обновляет стоимость чел.-часа.

Обновления происходят в виде приказа Министерства, которое вносит изменения в ДБН Д.1.1-1-2000. Существует аналог реестра сметных нормативов. Отсутствует система укрупненных расценок. Сейчас ДБН в Украине заменен на расценки ДСТУ с 1 января 2014 г.

В Республике Армения за основу нормативной базы проектирования приняты нормативы, разрабатываемые в рамках соответствующих программ стран СНГ, а также старые советские строительные нормы и правила.

При строительстве за счет средств госбюджета используются Методические указания «Порядок расчета стоимости разработки градостроительной документации». Укрупненные нормативы стоимости разработки проектной документации включают в себя:

  • стоимость разработки программной градостроительной документации;
  • стоимость разработки архитектурно-строительной проектной документации.

Разработка нормативов велась на основе мониторинга рынка спроса и предложений, совместно с проектировщиками и Союзом строителей, крупными подрядными организациями, осуществляющими программы застройки столицы, с применением современных методов и технологий строительства. Все вышеуказанные документы имеют рекомендательный характер при строительстве, финансирование которого осуществляется за счет частных средств.

В Армении 75-80 % объема строительства ведется за счет собственных средств различных организаций и населения. Остальные 20-25 % проектов в основном финансируются за счет средств международных займов и банковских средств (например, программы Азиатского банка развития) и, в меньшей степени, бюджета. Именно поэтому стоимость проектных работ в настоящее время определяется, как правило, договорными ценами, или с учетом стоимостных критериев международных финансовых институтов.

В Республике Казахстан в 2015 году Приказом Председателя Комитета по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами Министерства национальной экономики Республики Казахстан были утверждены следующие нормативы:

1) Государственный норматив по определению сметной стоимости строительства в Республике Казахстан;

2) Государственный норматив по определению величины накладных расходов в строительстве;

3) Государственный норматив по определению дополнительных затрат, связанных с решениями проекта организации строительства;

4) Государственный норматив по мониторингу текущих цен и расчету сметных цен строительных ресурсов;

5) Государственный норматив по определению величины транспортных расходов при перевозке грузов для строительства;

6) Государственный норматив по разработке ресурсных сметных норм и определению сметных цен на эксплуатацию строительных машин, механизмов и автотранспортных средств;

7) Государственный норматив по расчету сметной заработной платы в строительстве.

Государственный норматив по определению сметной стоимости строительства в Республике Казахстан является нормативной основой для определения стоимости строительства и содержит методические положения по ценообразованию в строительстве и составлению смет (сметных расчетов) на строительство объектов. Нормативно-методические положения этого документа составлены на основе ресурсного метода определения стоимости строительства в текущих ценах.

Таким образом, сметная стоимость строительства определяется в текущих ценах, ресурсным методом, на основе прямого калькулирования выделяемых по проекту и сметным нормам ресурсных показателей: затрат труда, времени использования строительных машин, расхода материалов, изделий, конструкций, оборудования, данных о расстояниях и способах их доставки на место строительства, расхода энергоносителей на технологические цели строительства, и текущих цен на эти ресурсы.

Для обеспечения оперативности расчета (пересчета) сметной документации на требуемый период при изменяющихся ценах, ресурсные и ценовые показатели в ресурсных сметах приводятся раздельно. Сметно-нормативная база Республики Казахстан выпускается в печатном виде и в электронном формате. Сборники текущих цен строительных ресурсов формируются в виде электронных каталогов, обновляемых ежеквартально.

Формирование сметной стоимости строительства объектов в Республике Казахстан обеспечивается на основе  системы ценообразования в строительстве, в состав которой входят :

1) ресурсная база, включающая элементные сметные нормы расхода ресурсов, нормы затрат труда, времени эксплуатации машин и механизмов, производственные нормы расхода материальных ресурсов, регулярно обновляемая с включением новых либо актуализированных норм по технологиям строительного производства;

2) Единый государственный реестр новых технологий в строительстве, систематически пополняемый новыми технологическими картами по перспективным строительным технологиям и периодической актуализацией существующих технологических карт;

3) укрупненные сметные нормы расхода ресурсов;

4) Единый государственный электронный банк предпроектной и проектной (проектно-сметной) документации на строительство объектов, финансируемых за счет государственных инвестиций в строительство или за счет средств субъектов  предпринимательского сектора;

5) мониторинг текущих цен по всем регионам Республики Казахстан со сбором и автоматизированной обработкой информации в едином центре;

6) комплекс нормативных организационно–методических документов, устанавливающих общетехнические требования, необходимые для разработки, учета, хранения и применения проектно-сметной документации для строительства объектов различного назначения, применения современных программных средств комплексного проектирования.

Кроме того, в соответствии с Приказом Председателя Комитета по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 24 июня 2015 года также утверждены нормативно-технические документы сметно-нормативной базы – 2015 г.:

1. СТС РК 8.04-07-2015 «Сборник сметных тарифных ставок в строительстве»;

2. СЦЭМ РК 8.04-11-2015 «Сборник сметных цен в текущем уровне на эксплуатацию строительных машин и механизмов»;

3. СЦПГ РК 8.04-12-2015 «Сборник сметных цен в текущем уровне на перевозки грузов для строительства»;

4. ССЦ РК 8.04-09-2015 «Сборник сметных цен в текущем уровне на инженерное оборудование объектов строительства»;

5. ССЦ РК 8.04-08-2015 «Сборники сметных цен в текущем уровне на строительные материалы, изделия и конструкции» в количестве 16 (шестнадцати) сборников. 

#ценообразование
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

660
#Минстрой

«Ротенберг, ты не прав!» — Минстрой объяснил Путину пустоту претензий дорожников

Минстрой России в лице министра Ирека Файзуллина в ответ на поручение президента Владимира Путина разобраться в жалобе 19 крупнейших дорожно-строительных компаний на перекосы в ценообразовании в строительстве дорог, рассказал президенту, что жаловаться дорожникам не на что
Главгосэкспертиза России
332
#ценообразование

12 плюс: новые методики готовятся к выходу в 2023 году

10 проектов новых методик и два проекта изменений к ранее принятым методическим документам планируются к утверждению Минстроем России в текущем году. Разработка и актуализация методических документов, а также сметно-нормативной базы ФСНБ-2022 проводятся с участием Главгосэкспертизы для обеспечения поэтапного перехода субъектов Российской Федерации на ресурсно-индексный метод с I квартала 2023 года. База вступает в действие уже 25 февраля. К этой дате ФСНБ-2022 будет включать более 53 000 норм и более 40 000 строительных ресурсов

43
#Минстрой

3478 новых и актуализированных сметных норм планируется включить в ФСНБ-2022

Минстрой России утвердил второй и третий пакеты изменений и дополнений в План утверждения (актуализации) сметных нормативов на 2023 год. Соответствующие приказы № 369/пр от 24 мая и № 400/пр от 5 июня 2023 года подписал Министр строительства и ЖКХ Российской Федерации Ирек Файзуллин.