Комментировать

Изменение сметы контракта при замене материалов на аналоги

Митяева Н.Б.,эксперт по ценообразованию и сметному нормированию
в области производственного строительства, объектов энергетики и ЖКХ

В предлагаемой статье рассмотрен вопрос о возможности изменения сметы контракта при внесении изменений в проектную документацию, связанную с заменой материалов на аналоги.

Изменение цены контракта при внесении изменений в проектную документацию, связанную
с корректировкой видов и объемов работ, заменой материалов на аналоги по «новой» цене
в соответствии с п.10.1 Методики по составлению сметы контракта, утвержденной приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр (ред. от 14.06.2022, далее – Методика № 841/пр) является достаточно частым явлением в современной строительной практике.

Замена материалов на аналоги у заказчиков и подрядчиков вызывает всегда много вопросов. Прежде чем рассмотреть факт замены необходимо определиться с понятиями.
Что такое «аналог» для материалов, кто определяет критерии, по которым материал признается аналогом? И допустима ли вообще замена материалов на аналоги?

Строительные материалы имеют основные технические свойства (характеристики): плотность, теплопроводность, огнестойкость, прочность, морозостойкость, звукопроводность и химическую стойкость.
В документации по описанию закупки в соответствии с статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ) не должны включаться требования или указания товарных знаков, фирменных наименований, наименования страны происхождения товаров. Допускается указание на товарный знак, при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент».
В сметной документации в соответствии с заданием на проектирование указывается только тип и основные характеристики по укрупненной номенклатуре. При разработке сметной документации могут быть использованы аналоги, соответствующие установленным в задании на проектирование характеристикам (письмо Минстроя России от 04.10.2022 № 51210-СМ/08 с приложением «Информационное письмо по вопросу использования в проектной документации характеристик материалов и оборудования без указания конкретных марок в случае, если при строительстве объекта могут быть использованы аналоги, соответствующие установленным характеристикам») или соответственно эквиваленты.

Закон № 44-ФЗ разрешает использовать эквивалент, а Минстрой России – аналоги материалов. Есть ли разница между аналогом и эквивалентом? Аналоги – это ресурсы, аналогичные по назначению, техническим, функциональным характеристикам. А эквивалент – это равноценный, равнозначный товар с характеристиками, аналогичными тем, что прописаны
в закупочной документации. То есть, аналог это и есть эквивалент.

А каковы критерии аналогов (эквивалентов)? Если заказчик указывает в описании закупки «эквивалент» то  именно он самостоятельно устанавливает требования, по которым материальные ресурсы или оборудование будут считаться эквивалентными (письмо Минфина России от 06.11.2020 № 24-02-06/96872).

В письме Минфина России от 20.10.2017 № 24-02-08/70126 разъясняется, что допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. Заказчик и в этом случае самостоятельно определяет критерии аналогов.

Перед заказчиком стоит сложная и очень ответственная задача – определить характеристики аналогичных (эквивалентных) материальных ресурсов. Следует обратить внимание на технические характеристики, потребительские свойства и качество товаров. Аналоги (эквиваленты) не должны ухудшать эксплуатационные и функциональные назначения объекта капитального строительства, определенные проектной документацией.

В письме Минпромторга России от 19.04.2024 № ЮМ-41100/13 приводится определение аналогичного товара в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2 Федерального закона
от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Аналогичный товар – это товар, который по своему функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристиками полностью идентичен другому товару, или в отсутствие такого полностью идентичного товара, товар, имеющий характеристики, близкие к характеристикам другого товара. При выборе аналогов (продукции другого производителя с теми же самыми характеристиками) заказчик должен учитывать критерии продукции: полное функциональное и классификационное подобие и частично конструктивно-технологическое сходство с исходным товаром.

Рассмотрим вопрос включения стоимости материальных ресурсов и оборудования в сметную документацию на этапе архитектурно-строительного проектирования и в смету контракта на этапе строительства.

В определении сметной стоимости используются сметные нормы или единичные расценки,
в составе которых включены материальные ресурсы. В соответствии с п. 22 Методики применения сметных норм, утвержденной приказом Минстроя России от 14.07.2022 № 571/пр (далее — Методика № 571/пр) сметные нормы не корректируются, в том числе в части применения (подпункт «г») материальных ресурсов, характеристики которых отличаются от учтенных сметными нормами, и их применение не меняет технологические и организационные схемы производства работ, не снижает эксплуатационные характеристики конструктивных решений, принятые в проектной документации, а также безопасность и потребительские свойства создаваемой продукции. То есть сметная стоимость определяется применительно
к проектной документации, в случае, когда материальный ресурс уже включен в норму или расценку. Если в норме указана технологическая группа материалов, то нужный материал подбирается по проектным данным. А для монтажных работ материальные ресурсы и оборудование включаются в смету по проектным данным в дополнение к монтажным нормам и расценкам.

Рассмотрим пример (рис.1) ГЭСН13-03-003-15 «Окраска огрунтованных бетонных и оштукатуренных поверхностей: эмалью двухкомпонентной битумно-полимерной с содержанием хлорсульфированного полиэтилена».
В ГЭСН уже учтен МР 14.4.04.06-0004 «Эмаль двухкомпонентная битумно-полимерная с содержанием хлорсульфированного полиэтилена для коррозийной защиты металлических конструкций, расход 0,3 кг/м2 при толщине слоя 0,13 мм». В проекте указана «Эмаль БЭП-610», поэтому подрядчик должен будет приобрести именно эту эмаль. Заменить учтенную в сметной норме эмаль мы не можем, так как «Общие положения» сборника 13 ГЭСН не содержат указание о возможности корректировки сметных норм. В примере мы видим разницу по стоимости, если бы в нарушение Методики № 571/пр была произведена замена ресурса.

Рис 1. Материальные ресурсы в локальной смете

Как учесть разницу в стоимости материалов и норму расхода? Для этого учитываем в сметной стоимости, в соответствии с п.179 Методики определения сметной стоимости строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр ((в ред. приказов Минстроя России от 07.07.2022 № 557/пр, от 30.01.2024 N 55/пр, от 23.01.2025 № 30/пр, далее — Методика № 421/пр) резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации и (или) в ходе строительства в результате уточнения проектных решений и (или) условий строительства, предусмотренных проектной документацией.

После проверки достоверности сметной стоимости заказчик формирует проект сметы контракта без применения сметных норм и расценок, таким образом окраска огрунтованных поверхностей будет частью комплекса строительных работ по устройству подпорных стен. А по результатам закупки формируется смета контракта с учетом тендерного коэффициента (рис. 2).

#стройматериалы #смета контракта #изменение цены контракта
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

392
#стройматериалы

«Северсталь» ожидает дальнейшего снижения цен на сталь на внутреннем рынке

"Северсталь" оценивает дополнительные расходы от введения с 1 августа экспортных пошлин на металлы приблизительно в $200-250 млн, при этом компания ожидает дальнейшего снижения цен на сталь на внутреннем рынке