Комментировать

Дорожная разметка: что еще не считали?

Бобков А. В., заместитель начальника отдела разработки
отраслевых сметных нормативов Департамента ценообразования ФАУ «РОСДОРНИИ»

Вопросы отраслевого ценообразования по разработке нормативов на ремонт и содержание автомобильных дорог остаются одними из самых важных на данный момент. Их пытаются решить Правительство Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральное дорожное агентство, включая его подведомственные организации.

Проблема разработки и переработки отраслевых нормативов возникла недавно.
Первые нормативы по ремонту автомобильных дорог, если посмотреть историю, появились только в 80-х годах 20-го века, а последнее уточнение этих норм было осуществлено в 2017 году. Первые нормативы по содержанию автомобильных дорог появились только в 2013 году.

В ФАУ «РОСДОРНИИ» проводится большая работа в области отраслевого ценообразования.

Основными направлениями являются:

– актуализация отраслевых сборников сметных нормативов по ремонту и содержанию автомобильных дорог;
– разработка отраслевых сметных нормативов по диагностике автомобильных дорог
при проведении работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог;
– разработка методических рекомендаций по определению сметной стоимости работ
по ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В актуализацию отраслевого сборника по содержанию автомобильных дорог вошло 1066 отраслевых сметных норм (ОСН), из которых 570 ОСН по нанесению дорожной разметки и 496 ОСН по прочим работам по содержанию автомобильных дорог.

Актуализированные сметные нормы были собраны в 3 сборника:

– сборник № 1 «Автомобильные дороги»;
– сборник № 2 «Искусственные дорожные сооружения»;
– сборник № 3 «Обустройство».

В актуализацию отраслевого сборника по ремонту вошло 138 ОСН.

В 2022-2023 году ФАУ «РОСДОРНИИ» впервые приступило к разработке ОСН по диагностике автомобильных дорог для работ, выполняемых на стадии ремонта и содержания автомобильных дорог. Планируется разработать 83 ОСН. Кроме этого, разрабатываются:

– Методические рекомендации по определению сметной стоимости работ по ремонту
и содержанию автомобильных дорог;
– Порядок разработки и утверждения отраслевых сметных нормативов по ремонту
и содержанию автомобильных дорог;
– Методические рекомендации по разработке отраслевых сметных норм по ремонту
и содержанию автомобильных дорог.

Разработка методических рекомендаций вызвана тем, что действующие в Минстрое Российской Федерации аналогичные документы не полностью отражают специфику работы дорожных организаций и требуют доработки, исходя из потребностей отрасли. Это большая
и очень ответственная работа, требующая скрупулёзного подхода к вопросам формирования методологии отраслевого ценообразования.

Работу по актуализации ОСН по содержанию автомобильных дорог специалисты
ФАУ «РОСДОРНИИ» начали в 2022 году рассмотрели наиболее критичные отраслевые нормы и технологии, разделили их на те, которые требуют минимальной доработки и те, которые необходимо полностью переработать. Нормы, которые требуют полной переработки, были разосланы в дорожные организации, выполняющие работы на федеральных дорогах,
и территориальные дорожные организации, чтобы специалисты дали свои предложения
и замечания по их изменениям, включая состав работ и применяемую дорожную технику
и оборудование.

Процесс разработки или уточнения ОСН начинается с уточнения технологии работ и разработки технологической карты для целей нормирования. На этой стадии определяется состав работ
по ОСН, перечень нормативно-технических документов, действующих в дорожной отрасли. 

По вопросам нанесения горизонтальной разметки действуют следующие основные нормативно-технические документы:

  • ТР ТС 014/2011 Технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог»;
  • Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденная приказом Минтранса России от 16.11.2012 г. № 402;
  • Отраслевые сметные нормативы, применяемых при проведении работ по содержанию автомобильных дорог федерального значения и дорожных сооружений, являющихся технологической частью этих дорог, утвержденные приказами Минтранса России от 04.12.2013;
  • ГОСТ Р 51256-2018 Технические средства организации дорожного движения.
    Разметка дорожная. Классификация. Технические требования;
  • ГОСТ Р 52289-2019 Технические средства организации дорожного движения.
    Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств;
  • ГОСТ Р 58350-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Технические средства организации дорожного движения в местах производства работ. Технические требования;
  • ОДМ 218.6.020-2016 Методические рекомендации по устройству дорожной разметки.

В соответствии с составом работ и требованиями нормативно-технических документов разрабатывается технологическая карта для целей нормирования технологического процесса.

Параллельно с разработкой технологической карты для целей нормирования технологического процесса подбираются объекты для проведения хронометражных работ непосредственно
на объектах ремонта и содержания автомобильных дорог. После чего специалисты Института выезжают на место проведения дорожных работ, проводят хронометражные наблюдения, уточняют состав и технологию выполнения работ для разрабатываемой нормы.

Так, в ходе работ по актуализации и переработке ОСН на разметку автомобильных дорог возникли определенные сложности. К примеру, организации, занимающиеся нанесением дорожной разметки, сообщают , что их не устраивают нормы по нанесению разметки,
но сформулировать что конкретно их не устраивает в отраслевых нормах – не могут.

В процессе изучения технологического процесса выяснилось, что в 2016 году вышел ОДМ 218.6.019-2016 «Рекомендации по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ», а в 2019 году ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». В этих документах было установлено изменение схемы ограждения мест производства работ и необходимость обеспечить наличие (в процессе выполнения работ) одной или двух машин прикрытия, в зависимости от вида выполняемых работ, что существенно увеличило затраты дорожных организаций при содержании автомобильных дорог, включая затраты по нанесению дорожной разметки. Раньше не было четких требований по ограждению, и дорожники минимально защищали места проведения работ при ремонте и содержании автомобильных дорог. С появлением ГОСТ, появились жесткие требования, что привело к удорожанию работ.

Кроме этого, в 2018 году вышли ГОСТ Р 51256-2018 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования» и ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

Переход производителей разметочного материала на более тугоплавкие материалы увеличил время разогрева разметочного материала в котлах.

В результате изучения технологического процесса и оптимизации ОСН удалось сократить количество актуализированных ОСН по нанесению разметки с 570 шт. до 81шт.

Нормы по разметке были актуализированы для следующих материалов:

  • термопластика;
  • холодного пластика;
  • спрей-пластика горячего;
  • спрей-пластика холодного;
  • краски;
  • предварительной разметки краской.

Кроме этого, была актуализирована норма по удалению горизонтальной разметки гидравлическим способом.

Отдельно разработаны ОСН на предварительную разметку, выполняемую вручную и машинами. Нормы, в отличие от предыдущего сборника, приведены к единице измерения квадратный метр, как обычно делают проектировщики при разработке проектов организации дорожного движения. За ширину линии взяты размеры 0,1 м, 0,15 м, 0,20 м и 0,40 м. Также учтено время
на разогрев горячего термопластика и спрей-пластика в маточных котлах, машины для перевозки маточных котлов и машины прикрытия.

По желанию разметчиков разогрев материалов при работе с термопластиком и горячим спрей-пластиком был включен в норму, т.к. разогрев является неотъемлемой частью технологического процесса по нанесению горизонтальной разметки. При определении расхода материалов учитывался усредненный расход на объектах производства работ и рекомендации ОДМ 218.6.020-2016.

Расход материалов при нанесении линий дорожной разметки приведен к разметке типа 1.1,
за исключением ОСН по нанесению вертикальной разметки.

При определении затрат по нанесению линий дорожной разметки расход материалов рассчитывается с использованием корректирующих коэффициентов, учитывающих тип разметочного материала, тип покрытия и категорию дороги в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1

* расход разметочных материалов только для покрытий имеющих поверхностную обработку

Все ОСН разрабатываются с учетом перехода строительных и эксплуатационных организаций на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости. Это значит, что те ресурсы, которые заложены в отраслевые нормы, должны в обязательном порядке быть включены
в классификатор строительных ресурсов, который утверждает Минстрой Российской Федерации.

При разработке норм выяснилось, что многие ресурсы, используемые дорожниками,
не включены в Классификатор строительных ресурсов. Например, по нанесению разметки, там содержатся не все цвета разметочного материала, отсутствуют многие машины и механизмы.
В связи с этим ФАУ «РОСДОРНИИ» работает в тесном контакте с Минстроем Российской Федерации и готовит предложения по включению материалов, машин и оборудования
в классификатор строительных ресурсов. Также предстоит большая работа по включению
в классификатор диагностических лабораторий и другого оборудования по диагностике, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Сметные цены материальных ресурсов и оборудования определяются по номенклатуре строительных ресурсов, учтенной классификатором строительных ресурсов, формируемым Минстроем Российской Федерации.

С 2024 года РОСДОРНИИ предлагает выполнить работы по разработке ОСН для нанесения разметки со структурной и профильной поверхностью, штучными формами, полимерными лентами. Предполагается начать работу по дополнению сборников ОСН по ремонту и содержанию автомобильных дорог новыми нормами актуальными для дорожных организаций.

Примеры расчетов сметных нормативов, разработанные сборники отраслевых норм по ремонту и содержанию, разъяснения на часто задаваемым вопросам можно посмотреть на сайте Консультационного центра для работников дорожного хозяйства. Также на этом портале можно записаться на вебинары, на которых рассматриваются вопросы, связанные с реализацией мероприятий по совершенствованию системы ценообразования и сметного нормирования
в дорожном хозяйстве.

#ценообразование #дорожное строительство
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

40
#стройматериалы

«Евроцемент» предложил расширить использование ресурсосберегающих технологий в дорожном строительстве

«Евроцемент», крупнейший российский производитель цемента и строительных материалов, представил дорожникам преимущества технологии укрепления грунтов с использованием цемента и извести