Комментировать

Вопросы изменения цены контракта в связи с ростом стоимости строительных ресурсов

С 2021 года все внимание строительного сообщества приковано к проблеме существенного повышения стоимости строительных материалов, которое началось осенью 2020 года. А начиная с февраля 2022 года эта проблема еще более стала ощутима для строительных компаний.

Несмотря на проводимое у нас в стране реформирование системы государственного ценообразования в строительстве, предстоящий переход на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости, проблема роста цен на строительные материалы, а также вопросы развития строительной отрасли в условиях санкций, введенных в отношении нашей страны, как никогда актуальны.

Минстроем России в 2016-2022 годах подготовлены нормативно-правовые акты и утверждены ключевые методики по формированию стоимости на разных этапах жизненного цикла объекта: строительства, реконструкции, капитального ремонта и ликвидации. Правительство Российской Федерации в марте нынешнего года также предложило ряд экстренных мер по поддержке строительного сообщества.

Методически разделены сметные расчеты:

расчет стоимости планируемого к строительству объекта выполняется на предынвестиционной стадии;

на этапе архитектурно-строительного проектирования определяется сметная стоимость строительства;

на этапе подготовки закупочной документации – начальная максимальная цена контракта (НМЦК) и формируется проект сметы контракта по укрупненным конструктивным элементам или комплексам работ, а смета контракта формируется с учетом ценовых предложений подрядчика с учетом коэффициент тендерного снижения. 

И хотя рассматриваемая тема связана с порядком изменения цены контракта в связи с ростом стоимости строительных материалов и оборудования, следует отметить, что корень проблемы кроется в ранних этапах реализации объектов капитального строительства.

Недостатки планирования, стремление «упаковать» стоимость проекта в выделенные бюджетные ассигнования, а также неприменение при формировании НМЦК индексов дефляторов для учета прогнозируемых инфляционных процессов по той же причине ограниченных рамок выделенного бюджета и значительное тендерное падение на этапе закупки уже самими подрядчиками, заведомо предвещают проблемы с реализацией государственных контрактов.

Даже в отсутствие скачкообразного роста цен на строительные материалы и оборудование в государственных контрактах имеется дефицит бюджетных средств на строительство в размере не менее 30%.

И если с такой заниженной ценой подрядчики мирились, выискивая разные пути получения прибыли, то убытки от резкого повышения цен на материальные ресурсы в 2021 и 2022 годах стали неразрешимой проблемой.

Существующие возможности

С выходом постановления Правительства РФ от 09.08.2021 № 1315 у строительных компаний появилась законная возможность получить компенсацию своих потерь от приобретения материалов и оборудования по значительно выросшим ценам.

Первая редакция постановления Правительства ограничивала круг подрядчиков, которые могут претендовать на изменение цены контракта. Рассчитывать на увеличение можно было только по контрактам, заключенным до 1 июля 2021 года. Последующими редакциями постановления период заключения контракта был увеличен: сначала до 1 октября 2021 года, затем до 1 января 2022 года, а далее вплоть до 31 декабря 2022 года.

Также Минстрой России представил механизм пересчета цены контракта, внеся изменения в Методику составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденную приказом от 23.12.2019 № 841/пр, предусмотрев порядок изменения не только с возможностью корректировки «остатков» работ, но и корректировку выполненных в течение 2021 года.

Кажущаяся на первый взгляд безусловной открывшаяся подрядчику возможность изменить цену контракта и компенсировать свои издержки только за счет подготовки расчета увеличения, на деле оказалась не такой радужной!

Для подготовки расчета подрядчику необходимо провести анализ выполненных работ, предоставить обоснование невозможности исполнения контракта по причинам существенного удорожания материалов, а также доказательства того, что на этапе заключения контракта он не обладал информацией об увеличении стоимости материальных ресурсов со стороны поставщиков1.

Подрядчик должен обладать информацией, на какие расходы, например, направлен предусмотренный контрактом аванс, или по каким причинам, даже если авансирование не было предусмотрено, подрядчик не осуществил закупку материалов и оборудования сразу после заключения контракта.  Может оказаться, что подрядчик не в состоянии обосновать необходимость увеличения цены контракта.                                

При наличии условий контракта о целевом авансировании, например, приобретения материалов, подрядчик должен был сразу после получения аванса озаботится приобретением материалов и оборудования. В этом случае надежды на получение компенсации вообще нет. Даже если заказчик такое увеличение допустит, то аудиторы и контроллеры укажут заказчику и подрядчику на нецелевое расходование бюджетных средств.

Если увеличение цены контракта обосновано, следующим шагом подрядчика должна стать подготовка расчета.

В зависимости от суммы договора законодательством предусмотрены следующие три алгоритма .

Первый касается контрактов до 30 миллионов рублей, второй – от 30 до 100 миллионов рублей, а третий аналогичен второму с разницей в порядке проведения проверки правильности расчетов органами государственной экспертизы, а не самим заказчиком.

Во всех трех случаях законодательством предусмотрена оговорка, которая заключается в том, что увеличение цены контракта возможно или в пределах лимитов выделенных бюджетов, или в случае их превышения только при наличии решения главного распорядителя бюджетных  средств (ГРБС) о выделении дополнительных средств бюджета.

Согласование увеличения

Опыт показывает, что как только подрядчик изъявляет намерение пересчитать цену контракта и предоставляет соответствующий расчет, заказчику целесообразно согласовать такое увеличение с ГРБС прежде чем приступить к проверке.

В июне 2021 года опубликовано трехстороннее мнение Минфина России, Минстроя России и ФАС о ситуации на рынке строительных материалов и оборудования, в котором ведомства подтвердили скачок цен и необходимость выработки механизмов пересмотра контрактов в сторону увеличения цены.

Этот документ активно обсуждался в строительном сообществе, включая органы власти. В рамках таких совместных совещаний и было представлено мнение Минфина России о том, что возможность выделения дополнительных бюджетных средств определяет ГРБС.

В связи с этим заказчику прежде, чем тратить время на проверку представленных подрядчиком расчетов, целесообразно в первую очередь обратится к ГРБС с запросом о наличии возможности увеличения цены контракта. В случае отсутствия возражений со стороны ГРБС заказчик может смело приниматься за тщательную проверку расчета, представленного подрядчиком. При этом нередко требуется большое количество времени в связи с незнанием сторонами контрактных отношений положений методик, утвержденных Минстроем России, и отсудившем опыта их применения.

Минстроем России не просто подготовлены методики, но и совместно с Главгосэкспертизой создан раздел на сайте федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС), полностью посвященный вопросам изменения цены контракта в связи с ростом стоимости строительных ресурсов с презентационными материалами и подробными примерами расчета.

Безусловно каждый процесс строительства или реконструкции уникален, в связи с чем при подготовке расчета могут возникать многочисленные вопросы.

Рассмотрим наиболее часто возникающие у заказчиков и аудиторов вопросы.

Алгоритм подготовки расчета для контрактов стоимостью до 30 миллионов рублей предполагает определение корректирующего коэффициента для изменения сметы контракта на основании увеличения стоимости ценообразующих материалов и оборудования.

Последовательность выполнения расчета

На первом этапе необходимо определить перечень ценообразующих материальных ресурсов, по которым цена по мнению подрядчика претерпела значительные изменения с учетом объема поставки в целом (как приобретенных, так и тех, закупка которых еще не была осуществлена).

И сразу по первому пункту возникают вопросы.

Во-первых, отсутствует точное понимание того, какое повышение стоимости является значительным. На сколько процентов должна увеличиться цена материалов и оборудования, чтобы такое увеличение могло объективно считаться существенным?

#цена контракта #рост стоимости #изменение цены контракта
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

25
#цена контракта

Верховный Суд: факт выполнения подрядчиком дополнительных работ — недостаточное основание для взыскания с заказчика их стоимости

Верховный Суд определением №303-ЭС22-20257 от 20.10.2022 поддержал позицию нижестоящих судов, которые указали что подрядчик по муниципальному контракту не вправе взыскивать с заказчика стоимость дополнительных работ, которые были оказаны в отсутствие согласия заказчика и в нарушение процедуры их согласования, установленной законом и договором