Вопросы внедрения параметрического метода нормирования в строительстве
Анисимов А.Е., к.т.н, с.н.с., член Комитета по
техническому регулированию, ценообразованию и экспертизе НОПРИЗ,
начальник отдела методологии СРО Ассоциации «Объединение генеральных подрядчиков в строительстве»
Баринова Л.С., к.х.н, с.н.с.,член Комитета по
техническому регулированию, ценообразованию и экспертизе НОПРИЗ,
председатель технического комитета по стандартизации «Производство работ в строительстве. Типовые технологические и организационные процессы» (ТК 400)
В статье рассмотрены структура нормативной базы, система технического нормирования и регулирования в строительстве, особенности функциональных требований технических регламентов, вопросы законодательного и методологического обеспечения перехода на параметрический метод технического нормирования, основанный на функциональных характеристиках.
В 2016 году по инициативе НОПРИЗ была разработана первая редакция «Концепции совершенствования технического нормирования и регулирования в строительстве» (далее – Концепция). Минстрой России принял документ к обсуждению, которое не состоялось по организационным причинам. В 2021 году по предложению РСПП актуализацию Концепции включили в дорожную карту по взаимодействию в сфере технического регулирования, утвержденную 09.03.2021г. министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Файзуллиным И.Э. и Президентом РСПП Шохиным А.Н.
В июне 2021 года Концепция была представлена в Минстрой России. Обсуждения и корректировки продолжались до настоящего времени, при этом часть положений Концепции уже учтены в Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022№ 3268-р) [1].
В Концепции представлены предложения по всем трем компонентам системы технического нормирования и регулирования.
Система технического нормирования и регулирования в строительстве является технической составляющей градостроительного законодательства и устанавливает технические нормы качества, надежности и безопасности для зданий и сооружений на всех этапах жизненного цикла, определяет механизмы оценки соответствия, контроля (надзора) за их исполнением.
Система состоит из трех взаимодополняющих компонентов, которые действуют на всех этапах жизненного цикла зданий и сооружений, строительных материалов, изделий, конструкций, технологий и включает:
- технические регламенты, устанавливающие обязательные требования к объектам технического регулирования;
- нормативную базу строительной отрасли, включающую, предусмотренные законодательством в области технического регулирования и стандартизации, нормативные технические документы, применяемые для обеспечения безопасности и качества зданий и сооружений на всех этапах их жизненного цикла;
- систему оценки соответствия требованиям технических регламентов, и другим нормативным техническим документам, в том числе систему строительного надзора и контроля соблюдения установленных технических требований.
Нормативная база строительной отрасли по признаку обязательности состоит из двух компонентов (рис. 1):
- законодательство в области строительства;
- добровольные нормативные технические документы.
Законодательство в области строительства включает три компонента:
- правовой компонент, устанавливающий основные принципы и регулирующие отношения субъектов (Гражданский кодекс Российской Федерации и Градостроительный кодекс Российской Федерации [2], иные федеральные законы);
- технический компонент, устанавливающий общие технические нормы безопасности строительной продукции (технические регламенты, включая технические регламенты таможенного союза и ЕАЭС, отдельные нормативные правовые акты, содержащие требования технического характера (СанПиН, ПУЭ, отдельные постановления Правительства Российской Федерации и другие);
- административный компонент, регулирующий процедуры деятельности субъектов системы технического регулирования (Градостроительный кодекс, законодательство о стандартизации, об обязательных требованиях, а также подзаконные нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти).
Рис. 1 Структура нормативной базы строительства
Комментарии