Комментировать

Закупка без конкуренции обернулась ничтожностью: Верховный суд подтвердил позицию нижестоящих инстанций

Верховный суд окончательно поставил точку в громком споре о благоустройстве магаданского парка «Маяк». Контракт на 310 млн рублей, заключённый с единственным подрядчиком по распоряжению регионального правительства, признан недействительным: доказательств срочности и непреодолимых обстоятельств для отказа от конкурентных процедур заказчик не представил.

Как всё начиналось

В сентябре 2023 года правительство Магаданской области определило ООО «Швабе-Урал» единственным подрядчиком для выполнения работ по IV очереди парка «Маяк». Ссылаясь на региональное постановление № 203-пп и санкционное давление, власти заявили о необходимости ускорить процесс.

Прокуратура региона посчитала, что такой подход нарушает принципы конкурентности, закреплённые в ст. 8 и 24 Закона № 44-ФЗ, и обратилась в суд.

Аргументы сторон

  • Ответчики настаивали: действовали в рамках ч. 2 и 6 ст. 15 Закона № 46-ФЗ, которая разрешает закупки у единственного поставщика в особых условиях.
  • Прокурор указывал: никаких чрезвычайных обстоятельств, препятствующих проведению аукциона, не доказано.

Судебный марафон

  1. Арбитраж Магаданской области – контракт признан недействительным и прекращён на будущее время.
  2. Шестой ААС – решение поддержано: ссылки на санкции и региональное постановление не освобождают от требований 44-ФЗ.
  3. Арбитраж Дальневосточного округа– кассация оставила акты без изменений.

Верховный суд не стал пересматривать дело..

Правовой акцент

Суды указали: в отсутствие внезапных, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств заключение контракта с единственным поставщиком нарушает принципы конкурентности. Применён п. 3 ст. 167 ГК РФ — сделка прекращена на будущее время с момента вступления решения в силу.

Почему это важно

Решение подчёркивает: даже в условиях санкционного давления ссылки на «особый порядок» не освобождают от конкурентных процедур. Для практики госзакупок это сигнал: региональные постановления и распоряжения не могут подменять требования 44-ФЗ без реальных доказательств форс-мажора.

«Само по себе наличие регионального акта не свидетельствует о законности закупки у единственного поставщика», — отмечено в судебных актах.

Вывод для заказчиков: попытка ускорить работы без прозрачного подтверждения исключительных обстоятельств рискует завершиться признанием контракта ничтожным и прекращением его действия на будущее время — независимо от стадии исполнения.

Документ: Определение ВС РФ от 18.09.2025 г № 303-ЭС25-9088 по делу А37-1623/2024

Источник: Гражданский контроль государственных закупок

#закупки #судебная практика
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

21
#судебная практика

«Обратная засыпка» претензий: суд отказал Архангельскому ГКУ в иске о переплате подрядчику

Арбитражный суд Северо-Западного округа оставил в силе решения нижестоящих инстанций, отказавших Государственному казенному учреждению Архангельской области «Главное управление капитального строительства» (ГКУ ГУКС) в удовлетворении иска к акционерному обществу «Архангельскгражданреконструкция». Предметом спора стало требование о взыскании более 4,5 млн руб. как неосновательного обогащения подрядчика за якобы завышенные объемы обратной засыпки котлована
33
#закупки

38 предложений по корректировке федеральных законов отправлено в Правительство РФ

В Екатеринбурге озвучены инициативы по совершенствованию норм строительства и проектирования бюджетных (школ, детских садов, стадионов, дворцов культуры, спорта и т.п.)и государственных объектов. Все предложения о том, какие нормы строительства, законодательства о закупках (возведение муниципальных, гос.объектов) важно изменить, чтобы заказчики и подрядчики смогли работать еще выгоднее и эффективнее, направлены в адрес Минфина России и Минстроя России