В Центре взаимодействия и коммуникаций в строительстве состоялось совещание, посвященное анализу работы проектировщиков в 2023 году и формированию рейтинга
17 января 2024 года на площадке Центра взаимодействия и коммуникаций в строительстве (ЦВК) с участием представителей Минстроя России, ФАУ «Главгосэкспертиза России», НОПРИЗ и ФБУ «РосСтройКонтроль» состоялось совещание, посвященное анализу работы проектировщиков в 2023 году и подготовке на основе анализа рейтинга («светофора») проектировщиков. От Министерства строительства и ЖКХ участие в совещании приняли заместитель министра Сергей Музыченко, от ФАУ «Главгосэкспертиза России» — глава ведомства Игорь Манылов, первый заместитель Вадим Андропов, руководители служб и управлений, от ФБУ «РосСтройКонтроль» — генеральный директор Владимир Щербинин и руководители управлений.
Сергей Музыченко подчеркнул, что работа над формированием рейтинга проектировщиков на основе анализа допущенных проектировщиками ошибок в проектных решениях, выявленных в ходе экспертизы, проводится по поручению министра строительства и ЖКХ Ирека Файзуллина. Анализ деятельности проводился НОПРИЗ в тесном взаимодействии с ФАУ «Главгосэкспертиза России» и Минстроем России.
Президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров выступил с докладом, в котором представил аналитические данные, сформированные в результате взаимодействия НОПРИЗ, ФАУ «Главгосэкспертиза» и региональных государственных экспертиз по вопросам деятельности юридических лиц и их специалистов, допустивших ошибки в проектных решениях при подготовке проектной документации, а также при выполнении инженерных изысканий.
Всего в 2023 году в адрес НОПРИЗ со стороны ФАУ «Главгосэкспертиза» направлены сведения о 852 юридических лицах и их специалистах, ведущих подготовку проектной документации и работы по инженерным изысканиям с использованием бюджетных средств. В отношении 69% от общего количества специалистов, о которых была представлена информация, невозможно принять юридически обоснованные меры. В подавляющем числе случаев это была проектная документация, направляемая в учреждения экспертизы государственными заказчиками регионального уровня, которые допустили нарушения требований Гражданского и Градостроительного кодексов РФ при отборе на конкурсной основе исполнителей работ, а также требований к оформлению проектно-сметной документации.
При этом, в 27% случаев в отношении лиц, утвердивших проектную документацию, отсутствуют сведения в национальном реестре специалистов.
В 42% случаев не представляется возможным идентифицировать данные специалистов, подписавших документацию, так как в оформлении материалов допущены нарушения требований законодательства по идентификации этих физических лиц.
Таким образом, НОПРИЗ имел возможность рассмотреть для принятия мер материалы в отношении 112 специалистов проектных и изыскательских организаций, допустивших ошибки и нарушения.
При рассмотрении установлено:
– что в 9% случаев задержка в прохождении государственной экспертизы связана с неисполнением государственным заказчиком обязательств в части предоставления исходно-разрешительной документации в установленные сроки и необходимого качества,
– в 8% случаев проектную документацию утверждал специалист субподрядной организации, а не генерального проектировщика, что является грубым нарушением требований статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ.
На сегодняшний день была возможность детального рассмотрения 35 обращений, по результатам которых по 27 специалистам принято решение об отказе в исключении сведений о них из НРС, по 4 специалистам прекращено рассмотрение по различным основаниям. Советом НОПРИЗ приняты решения об исключении из Национального реестра 4 специалистов. Кроме того, в результате заседания комиссии НОПРИЗ по рассмотрению заявлений об исключении сведений о физических лицах из Национального реестра специалистов 17 января 2024 года, было принято решение рекомендовать Совету к исключению сведения из НРС еще об одном специалисте.
Исходя из анализа указанных данных, можно сделать вывод, что некомпетентность проектировщика подтверждается менее чем в 1% поступивших в НОПРИЗ материалов.
Данные сведения были переданы в Минстрой России, в результате чего министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин направил в региональные органы власти письмо, разъясняющее обязанность при направлении документации на экспертизу и ее проведении устанавливать наличие у лиц, обеспечивших подготовку документации, членства в саморегулируемой организации соответствующего вида, а также идентифицировать утвердивших ее специалистов по сведениям, содержащимся в национальном реестре специалистов, который ведет НОПРИЗ.
Анвар Шамузафаров отметил, что в настоящее время органы государственной экспертизы стали выполнять требования законодательства в этой части, о чем свидетельствует постепенное снижение количества обращений в НОПРИЗ со стороны учреждений госэкспертизы субъектов России.
Президент НОПРИЗ обратил внимание на тот факт, что основной причиной ошибок в проектных решениях является недостаточный уровень компетенций лиц, осуществляющих предпроектные работы и подготовку исходных данных для проектирования от лица государственного заказчика.
Для улучшения ситуации по данному вопросу НОПРИЗ был доработан и направлен на имя министра в Минстрой России проект Плана мероприятий по повышению производительности труда, совершенствованию системы технического регулирования и развития саморегулирования в строительной отрасли, который содержит ряд конструктивных предложений по улучшению качества подготовки технических заданий на проектирование и, как следствие, качества проектной документации, подаваемой на экспертизу.
Анвар Шамузафаров подчеркнул важность реализации Плана НОПРИЗ совместно с Главгосэкспертизой России. В настоящее время документ направлен в адрес ведомства.
Игорь Манылов отметил, что проведенная аналитика дала положительные результаты и стала началом масштабной совместной работы всех участников профессионального сообщества над повышением качества проектирования в целом. Главгосэкпертиза обращает внимание на наличие членства ГИПа, подписавшего проектную документацию, в национальном реестре специалистов и фильтрует поданную проектную документацию по данному критерию. Начальник Главгосэкспертизы России предложил рассмотреть возможность создания системы управления качеством проектирования внутри НОПРИЗ, при этом наделив профессиональное сообщество правом разрабатывать базовые стандарты и критерия качества, требования к системе оценки качества проектной документации и системе рейтингования. Также он согласился с утверждением Анвара Шамузафарова о необходимости внесения определенных изменений в законодательство, включая ужесточение требований к госзаказчикам в части подготовки предпроектной документации и выбора субподрядчиков.
Сергей Музыченко отметил, что генеральный подрядчик может оставить за собой право выбирать субподрядчиков, но ответственность за исполнение заказа должна лежать полностью на генподрядчике. Замминистра подчеркнул, что в настоящий момент уже формируются законодательные изменения, которые, в том числе, предусматривают наделение ГИПа большими полномочия и ответственностью, увязку стадии разработки рабочей документации с проектной документацией, а также синхронизацию результатов субъектовых экспертиз с федеральной. Кроме того, замминистра обратил внимание на то, что в Федеральном законе № 44-ФЗ заложен тезис о том, что критерии качества устанавливает отрасль, что означает, что профессиональное сообщество вправе разработать и принять законодательные изменения, влияющие на повышение качества строительства.
Генеральный директор ФБУ «РосСтройКонтроль» Владимир Щербинин отметил, что многие ошибки идут от заказчика, часто не обладающего достаточными компетенциями для разработки технического задания на проектирование. Необходимо добиться того, чтобы ответственным за предпроектную и проектную стадии было одно лицо. Также Владимир Щербинин подчеркнул, что хорошие качественные результаты дают экспертное сопровождение и авторский надзор, и предложил подумать над возможностью сделать авторский надзор обязательным. Кроме того, прозвучало предложение поработать над качеством типовой проектной документации, которая может использоваться для реализации большинства объектов госзаказа, предусмотренных национальными проектами России.
Комментарии