Комментировать

Тарифный разнобой: почему Минфин не поддержал идею ограничить плату за участие в закупках по 223-ФЗ

ФАС России выступила с инициативой запретить операторам электронных площадок взимать плату за участие в закупках по 223-ФЗ. Однако Минфин России отказался поддержать предложение, сославшись на невозможность регулирования тарифов в условиях рыночной конкуренции.

Инициатива исходила от Общественного совета при ФАС России, заседание которого состоялось 22 августа 2024 года. Один из пунктов повестки — обеспокоенность участников рынка отсутствием ограничений на размер платы, которую электронные площадки (ЭТП) взимают с поставщиков при участии в закупках, проводимых в рамках Федерального закона № 223-ФЗ.

Общественный совет рекомендовал ФАС обратиться в Минфин с предложением закрепить на законодательном уровне запрет на взимание платы за участие (оставив её только для победителя тендера, как это предусмотрено в 44-ФЗ), а также ввести единый тариф для ЭТП. Служба направила соответствующее письмо в Минфин 20 февраля 2025 года ( № ДФ/15106/25 ).

Позиция Минфина: регулирование невозможно

Минфин в ответе от 13 марта 2025 года категорически не поддержал инициативу ( № 24-07-06/24920 ). Главное обоснование: деятельность ЭТП по 223-ФЗ носит коммерческий характер и не подпадает под государственное регулирование цен. Электронные площадки — это юридические лица, работающие в форме ООО или АО, а не субъекты естественных монополий.

Кроме того, в отличие от жёстко регламентированной контрактной системы по 44-ФЗ, закупки по 223-ФЗ проводятся по индивидуальным положениям заказчиков, которые включают в себя широкий круг юрлиц, в том числе коммерческие компании. Это делает невозможным единообразие условий и тарифов.

Минфин также поставил под сомнение сам тезис об ограничении конкуренции в связи с отсутствием тарифного регулирования. По мнению ведомства, неясно, на каком рынке и со стороны каких субъектов нарушается конкуренция, что делает невозможным применение антимонопольных норм.

Коммерция против регулирования

На практике это означает, что ЭТП продолжат устанавливать плату за участие в закупках по собственному усмотрению. Введение единого тарифа или запрета на оплату участия расценивается как вмешательство в хозяйственную деятельность — без предложенного механизма компенсации затрат операторам.

ФАС, таким образом, не удалось добиться продвижения своей инициативы. При этом дискуссия выявила фундаментальную проблему: закупки по 223-ФЗ всё ещё находятся на грани между публичными и коммерческими механизмами, и любые попытки унификации встречают сопротивление со стороны защитников рыночных принципов.

Что дальше?

В краткосрочной перспективе участникам закупок по 223-ФЗ придётся продолжать работать в условиях нерегулируемых и зачастую непрозрачных тарифов со стороны ЭТП. Однако вопрос о доступности процедур для малого и среднего бизнеса и о равных условиях участия, очевидно, будет подниматься вновь — как минимум, в рамках дальнейших дискуссий между регуляторами и рынком.

Источник: Гражданский контроль государственных закупок

#Минфин #закупки
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

28
#закупки

38 предложений по корректировке федеральных законов отправлено в Правительство РФ

В Екатеринбурге озвучены инициативы по совершенствованию норм строительства и проектирования бюджетных (школ, детских садов, стадионов, дворцов культуры, спорта и т.п.)и государственных объектов. Все предложения о том, какие нормы строительства, законодательства о закупках (возведение муниципальных, гос.объектов) важно изменить, чтобы заказчики и подрядчики смогли работать еще выгоднее и эффективнее, направлены в адрес Минфина России и Минстроя России
29
#экология

Абрамченко жестко раскритиковала проекты мусоросжигательных заводов

Мусоросжигательные заводы слишком дороги и полученная таким образом энергия будет "золотой", поэтому пока правительство не будет поддерживать строительство десятков МСЗ в России, отметила вице-премьер Виктория Абрамченко в своем Инстаграме.