Суды подтвердили позицию ФАС: объединение в один лот несопоставимых видов работ и укрупнение лота ограничивают конкуренцию
Арбитражные суды рассматривали спор между ФКУ «Упрдор “Приуралье”» и ФАС России о законности отказа антимонопольного органа согласовать заключение контракта с единственным поставщиком на реконструкцию участка федеральной трассы в Башкортостане.
ФАС отказала в согласовании, указав, что заказчик неправомерно объединил в один лот работы по строительству автомобильной дороги и переустройству магистральных газопроводов ПАО «Газпром». По мнению службы, эти работы относятся к разным товарным рынкам, не имеют родовых и технологических признаков общности и потому приводят к необоснованному ограничению числа участников закупки (п. 1 ч. 2 ст. 42, ст. 8 Закона № 44-ФЗ).
Суды первой и апелляционной инстанций признали решение ФАС незаконным: они посчитали, что переустройство газопроводов является необходимой частью комплексных работ по реконструкции дороги и предусмотрено проектной документацией, прошедшей государственную экспертизу.
Однако АС Московского округа отменил эти акты. Суд округа указал, что нижестоящие суды не учли правовую дифференциацию, закреплённую в Постановлении № 2571, где отдельно определены требования к опыту работ по строительству автомобильных дорог и по линейным объектам (в том числе газопроводам). Общая стоимость переустройства трубопроводов составила почти половину цены контракта, что свидетельствует об укрупнении лота и ограничении конкуренции.
Верховный Суд РФ отказался передавать жалобу заказчика на рассмотрение, фактически подтвердив вывод кассационной инстанции: объединение несопоставимых по предмету видов работ противоречит принципам контрактной системы и создаёт барьеры для участников закупки.
Документ: Определение ВС РФ от 01.11.2025 № 305-ЭС25-10936 по делу № А40-229973/2024
Комментарии