Подготовку кадров для технологического лидерства обсудили на Совете по науке и образованию при президенте РФ
Чтобы Россия стала конкурентоспособной в ключевых направлениях технологического развития, необходимы специалисты, способные генерировать уникальные решения для формирующихся индустрий. Подготовка таких кадров ― важнейшая задача современного образования на всех уровнях. О подготовке инженеров и других квалифицированных специалистов в приоритетных для России направлениях говорили 6 февраля в преддверии Дня российской науки на заседании Совета по науке и образованию, которое провел президент РФ Владимир Путин.
Глава государства отметил, что в настоящее время ситуация в экономике и глобальной конкуренции быстро меняется, а учитывая чувствительный для предприятий дефицит кадров, нужно предпринимать нестандартные и экстраординарные шаги.
«Важно наладить постоянный обмен наиболее эффективными практиками. Прежде всего, речь о шагах по созданию единой, сквозной системы подготовки технических кадров ― от школы до университета. Такой позитивный, востребованный опыт есть у значительной части регионов с высокой концентрацией промышленности. Надо его активно распространять. <…> Помимо решения задач сегодняшнего дня, ближайшего будущего нужно формировать задел в компетенциях на годы вперед, чтобы нынешние школьники, студенты, аспиранты, наши учреждения ― школы, колледжи, вузы ― и через 15–20 лет были готовы отвечать на вызовы времени, бурных технологических изменений, были среди лучших в глобальной конкуренции. Это требование нужно обязательно закладывать в логику наших действий, ставить такую задачу при разработке новой стратегии развития образования до 2040 г.», ― сказал Владимир Путин.
Президент также отметил, что техническое образование должно быть прежде всего фундаментальным, а необходимая база знаний математики и естественных наук формируется еще в 5–9 классах. Потому качество преподавания этих предметов должно быть высоким во всех школах страны, а не только в лидирующих. Для этого требуется увеличить количество учителей по приоритетным дисциплинам и качество их подготовки. Глава государства поручил Российской академии наук и Российской академии образования комплексно обновить программы по математике и естественно-научным дисциплинам, сделать учебный материал доступным, понятным и интересным для школьников.
Владимир Путин обратил внимание на то, что совмещение учебы и работы становится нормой для многих студентов, и это требует поддержки: «Прежде всего, считаю необходимым вводить индивидуальные учебные планы для студентов, работающих по будущей специальности, и использовать гибридные форматы обучения, которые не должны сказываться на основательности, фундаментальности образования, разумеется, не в ущерб качеству. Также предлагаю при разработке нормативной базы новой модели отечественной высшей школы предусмотреть возможность поэтапного профессионального образования. Это означает, что при завершении определенного цикла студент вправе пройти аттестацию с присвоением ему определенной квалификации, при желании пойти работать, а затем продолжить обучение по программам базового или специализированного высшего образования. Такие же возможности должны быть и у выпускников техникумов, колледжей, которые захотят стать инженерами, получить высшее образование в будущем».
В конце заседания глава государства Владимир Путин отметил, что в России необходимо разработать эталонные учебные программы по инженерным специальностям, создать своего рода интеллектуальный фонд России в области инженерного образования.
«В этой сфере нельзя действовать вразнобой. Я согласен с теми, кто говорил, что нужно объединять усилия, формировать такую среду, в которой постоянное развитие будет нормой и жизненной необходимостью для каждого студента и специалиста. А соответствующие возможности для этого нужно создавать, в частности, выстраивать систему стажировок в реальном секторе экономики, организовывать по всей стране специальные площадки, чтобы у инженеров, специалистов-практиков была возможность встречаться, находить пути для решения сложных технологических задач», ― подвел итоги Владимир Путин.
Источник: Научная Россия
Комментарии