Минстрой: право запроса обусловлено функциями
«Маленькими шагами — быстро к цели» — эта китайская поговорка (аналог русского «тише едешь-дальше будешь») наилучшим образом отражает функциональное развитие национальных объединений СРО строительной сферы (НОСТРОЙ и НОПРИЗ).
Отвечая на обращение неизвестного энтузиаста от юриспруде́нции, в письме от 13 июня 2024 года N 15279-ОГ/02 «О национальных объединениях саморегулируемых организаций» Минстрой России подтвердил правомочность действий Национального объединения строителей и Национального объединения изыскателей и проектировщиков по запросу у своих членов — саморегулируемых организаций сведений о движении средств компенсационных фондов на специальных счетах в уполномоченных банках.
Таким образом, всего пара строк появившихся в Градостроительном кодексе в 2017 году (о праве ведения реестра членов СРО и праве направлять в СРО обязательные к исполнению запросы), шесть лет активной политически непростой работы, и, конечно, бюджет (на два объединения — почти полуторамиллиардный!), превратили национальные объединения СРО из коммуникационной аппаратной надстройки в ключевой элемент системы отраслевого саморегулирования. Сегодня НОСТРОЙ и НОПРИЗ не только являются держателями единых реестров членов СРО и реестров ключевых специалистов членов СРО, но и выявляют нарушения в деятельности своих членов — действующих СРО и утверждают заключения о необходимости лишения статуса СРО ассоциаций и союзов, допускающих особо грубые нарушения. Направление в СРО уведомлений и запросов является существенным элементом контрольной деятельности нацобъединений.
«В целях реализации своих функций национальные объединения саморегулируемых организаций вправе направлять соответствующим саморегулируемым организациям обязательные к исполнению запросы и уведомления, а саморегулируемая организация обязана представить соответствующие документы, сведения и (или) исполнить содержащиеся в уведомлении предложения об устранении нарушения (часть 8.1 статьи 55.20 Кодекса).
В случае неисполнения саморегулируемой организацией содержащегося в уведомлении о выявленных нарушениях предложения об устранении нарушения, предусмотренного в пункте 1 части 5 статьи 55.2 Кодекса, национальное объединение саморегулируемых организаций утверждает заключение об исключении и направляет его в орган надзора за саморегулируемыми организациями (часть 11 статьи 55.20 Кодекса).
Таким образом, национальные объединения саморегулируемых организаций вправе запрашивать документы, подтверждающие соблюдение соответствующей саморегулируемой организацией требований статей 55.16 и 55.16-1 Кодекса, в том числе в части размера средств компенсационных фондов, размещенных на специальных банковских счетах саморегулируемой организации», — констатировал правовой департамент Минстроя России (письмо от 13 июня 2024 г. N 15279-ОГ/02)
В подтверждении своей позиции ведомство указало на имеющуюся по этому вопросу судебную практику. К июню текущего года право запрашивать у саморегулируемых организаций банковскую выписку о движении средств компенсационных фондов СРО на основании части 8.1 статьи 55.20 ГрК РФ успешно просудили и НОСТРОЙ (дело А40-71377/22-33-530 (кассация 15 мая 2024 года), дело А40-135874/23), и НОПРИЗ (дело А40-24393/24-117-191, (первая инстанция 22 апреля 2024 года).
Ранее в аналогичных письмах правовой департамент Минстроя уже подтверждал обязанность СРО отвечать на запросы, поступающие от НОСТРОЙ и НОПРИЗ, но избегал прямой правовой оценки запроса у СРО сведений о средствах размещенных на специальных банковских счетах по форме банка.
Выпущенный в свет, не имеющий правового веса, но вполне знаковый ответ Минстроя, в котором он признает правомочность контрольной деятельности НОСТРОЙ и НОПРИЗ, в том числе, осуществляемой в инициативном порядке в рамках мониторинга деятельности СРО, имеет особое значение в силу ряда обстоятельств.
Позиция ведомства конкретизирована практически сразу после того, как крайние противники системы саморегулирования в строительстве потерпели ряд неудач (кто-то не смог доказать наличие морального ущерба, кто то внезапно покинул профильный комитет Государственной думы РФ, и т.д.). Кроме того, именно сейчас начинает обретать предметность и видимые контуры ранее анонсированная дискуссия о будущем системы контроля над СРО изыскателей, проектировщиков и строителей. Другими словами, данное письмо даёт возможность уверенно предположить на чьей стороне будет Минстрой в ходе аппаратных обсуждений возможности передачи полномочий Ростехнадзора по контролю деятельности СРО — НОСТРОЙ и НОПРИЗ.
В завершение напомним, что в рамках собственных полномочий Минстрой России осуществляет контроль соответствия деятельности национальных объединений СРО требованиям, установленным в градостроительном законодательстве.
Источник: Правда о СРО
Комментарии