Минстрой ответил ростовским строителям по взысканию неустоек
В июне текущего года Саморегулируемая организация Союз «Строители Ростовской области» (СРО-С-111-14122009, Союз «Строители Ростовской области») направила ряд обращений, в том числе Заместителю Председателя Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации Виктории Абрамченко о мере по взысканию со СРО неустоек (штрафов) за неисполнение членами обязательств по заключенным контрактам.
Напомним, что в настоящее время к Союзу «Строители Ростовской области» предъявлены требования на общую сумму 218 млн рублей, из которых требование о взыскании неотработанного аванса составляет 88,5 млн рублей, а требование о взыскании неустойки – 129,8 млн рублей. Таким образом, сумма требования по неустойкам составляет более 50% от общей суммы предъявляемых к СРО требований.
В направленных обращениях саморегулируемая организация обозначила свою позицию о том, что включение в ст.60.1. Градостроительного кодекса ответственность СРО о возмещении неустойки (пени, штрафа) является «некорректным», так как это является прямым «переложением» ответственности от лица, нарушившего обязательства по контрактам, на СРО. Кроме того, это противоречит принципам правового понятия «неустойки». Неустойка является стимулятором к исполнению договорных отношений подрядчиком. Также Союз предложил ряд изменений в законодательство.
В дальнейшем предложения саморегулируемой организации письмом от 1 сентября 2025 года № М1.9-8401 направлены в Минстрой. В ответе на письмо ведомство сообщило:
- При рассмотрении предложений в части отмены неустойки (штраф, пени) необходимо учитывать, что она не только выполняет компенсационную функцию, гарантируя заказчику возмещение понесенных убытков, но и стимулирующую, понуждая участника закупки (члена СРО) к надлежащему исполнению обязательств по конкурентные договора, а СРО к осуществлению контроля за ним в целях предупреждения наступления финансовой ответственности этой СРО. Причем пени начисляются за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного договором, а штраф — за их неисполнение или ненадлежащее исполнение (части 7 и 8 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
- Целью СРО является, в том числе, обеспечение исполнения ее членами обязательств по конкурентным договорам. Для достижения указанной цели за счет взносов членов СРО формируется компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (КФ ОДО). В этой связи законом предусмотрена обязанность СРО возместить из средств КФ ОДО из неустойки только штраф по конкурентному договору (пункт 3 части 5 статьи 55.16 ГрК РФ). Одновременно законом установлено ограничение размера компенсационной выплаты из средств КФ ОДО по одному случаю возмещения ущерба, которое распространяется и на штраф (часть 3 статьи 60.1 ГрК РФ).
- В части предложения об установлении обязанности заказчиков размещать информацию о банковских гарантиях в единой информационной системе в сфере закупок сообщаем, что c учетом принципов саморегулирования, предусмотренных Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», СРО в своих внутренних документах вправе предусмотреть обязанность ее членов уведомлять такую СРО о банковских гарантиях, предоставленных в качестве обеспечения исполнения конкурентного договора.
Источник: Правда о СРО
Комментарии