Кассация отменила «дорожные» доптребования: строительный контроль не приравнен к капремонту
АС Северо-Кавказского округа поставил точку в споре между муниципалитетом Сочи и краевым УФАС по закупке услуг строительного контроля за ремонтом дороги.
МКУ «Управление автомобильных дорог» в 2024 году включило в извещение о закупке дополнительные требования к подрядчикам по позиции 17 постановления правительства № 2571, которая применяется при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте дорог. Заказчик ссылался на приказ Минтранса № 402, где строительный контроль отнесён к видам работ по капитальному ремонту, и на этом основании настаивал на правомерности своих условий.
Первая и апелляционная инстанции поддержали муниципалитет: они посчитали, что по классификации Минтранса строительный контроль действительно входит в «капремонт» и значит заказчик вправе требовать подтверждённый опыт.
Однако кассация заняла противоположную позицию. Суд указал, что:
- позиция 17 постановления № 2571 содержит исчерпывающий перечень работ — строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильной дороги;
- строительный контроль в этом списке не упомянут, а норма не подлежит расширительному толкованию;
- приказ Минтранса 2012 г. имеет меньшую юридическую силу, чем правительственное постановление 2021 г.
В итоге акты нижестоящих судов отменены, а решение Краснодарского УФАС о нарушении заказчиком ч. 2 ст. 8 и ст. 31 Закона № 44-ФЗ признано законным.
Практика по таким закупкам неоднородна: встречаются противоположные выводы (Решение Челябинского УФАС России от 13.05.2025 по делу N 074/06/105-1058/2025 (204-ж/2025).
Документ: Постановление АС Северо-Кавказского округа от 09.09.2025 № Ф08-4908/2025 по делу № А32-50425/2024
Комментарии