Искусственный интеллект в образовании: Казахстан обозначает приоритеты будущего
Председатель правления национального центра исследований и оценки образования «Талдау» имени Ахмета Байтұрсынұлы Мағжан Аманғазы выразил свое мнение касаемо развития искусственного интеллекта в сфере образовании Казахстана.
В послании народу президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что формирование компетенций в области искусственного интеллекта должно начинаться со школьной скамьи.
«Эта позиция отражает понимание глобальных вызовов, с которыми сталкиваются современные образовательные системы. Цифровая трансформация и масштабное внедрение технологий искусственного интеллекта (ИИ) уже меняют мировой рынок труда и предъявляют новые требования к подготовке человеческого капитала», — говорит Мағжан Аманғазы.
По словам Мағжана Аманғазы, международный опыт подтверждает актуальность этого курса. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) играет ведущую роль в формировании глобальной повестки по искусственному интеллекту. Принципы ИИ, представленные ОЭСР в 2019 году и обновленные в 2024 году, стали первым межправительственным соглашением в этой сфере, задавшим стандарты для ответственного использования ИИ. Эти принципы охватывают инклюзивный рост, устойчивое развитие, человекоцентричные ценности, прозрачность и подотчетность. Особое внимание уделяется развитию ИИ-грамотности – способности понимать, критически осмысливать и эффективно применять технологии в учебной и профессиональной деятельности.
Аналогичные подходы развивает ЮНЕСКО, разработав в 2024 году рамки компетенций в области ИИ, ориентированные на педагогов и обучающихся. В странах-членах ОЭСР внедрение ИИ в образование стало стратегическим приоритетом: более 2/3 государств уже приняли официальные документы и руководства по использованию ИИ в школах и университетах. Так, Австрия, Германия, Испания и Швеция разработали методические рекомендации для школ, Великобритания и Канада сосредоточились на вопросах генеративного ИИ в высшем образовании, Австралия приняла рамку для безопасного использования ИИ в школах. Сингапур и Южная Корея внедряют персонализированные платформы и цифровые учебники с элементами ИИ, перестраивая учебный процесс.
«Опыт этих стран показывает: искусственный интеллект становится важной частью образовательной экосистемы. Он используется для персонализации обучения, автоматизации рутинных задач педагогов, анализа образовательных данных и повышения качества образовательных услуг. Но ценность ИИ заключается не только в технологическом прогрессе, но и в том, каким образом он применяется. Ведущие международные организации в руководящих принципах по применению ИИ указывают: технологии должны оставаться инструментом, служащим человеку. Прозрачность алгоритмов, недопущение неравенства, защита данных и сохранение центральной роли педагога – ключевые условия ответственного внедрения ИИ в образование», — поделился мнением председатель правления национального центра исследований и оценки образования «Талдау» имени Ахмета Байтұрсынұлы Мағжан Аманғазы.
Казахстан, следуя этому подходу, по словам Мағжана Аманғазы, предпринимает шаги для постепенного внедрения ИИ в образовательную сферу. В рамках плана действий по реализации Концепции развития искусственного интеллекта на 2024-2029 годы предусмотрены инициативы, направленные на раннее знакомство школьников с ИИ.
«Таким образом, курс, обозначенный президентом, отражает общемировую тенденцию: страны активно ищут оптимальные пути применения ИИ в образовании и вырабатывают соответствующие этические и нормативные рамки. Казахстан делает важные шаги, опираясь на международный опыт и национальные приоритеты. Искусственный интеллект в образовании рассматривается как инструмент, который при ответственном и поэтапном использовании может стать ресурсом для повышения качества обучения и подготовки подрастающего поколения к жизни в цифровую эпоху», — подытожил Мағжан Аманғазы.
Источник: NUR.KZ
Комментарии