Эксперты ВШЭ назвали проблемы обучения в сфере искусственного интеллекта
Сколько студентов изучало ИИ в прошлом году
В 2023 году обучение студентов технологиям искусственного интеллекта (ИИ) в России организовали 497 вузов и их филиалов, в 166 из них преподавание велось по профильным программам, а в 469 — по модульным. На 600 профильных образовательных программах в прошлом году обучались 42,3 тыс. человек. Число модульных программ значительно выше — 8,5 тыс., через которые прошли 689,2 тыс. человек, подсчитали эксперты Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ в докладе «Подготовка высококвалифицированных кадров в области искусственного интеллекта».
В 2023 году каждый пятый принятый студент должен был в рамках своей образовательной программы изучить дисциплины модуля по ИИ. Модуль проще внедрить в уже существующую образовательную программу, объясняют авторы разницу в числе обучавшихся на программах по профилю и по модулю.
Большая часть программ по профилю ИИ (61,8%) реализуется в магистратуре. Специалисты ВШЭ пришли к выводу, что доля магистерских ИИ-программ почти вдвое выше, чем на остальных этапах обучения, а численность обучающихся по ним в магистратуре выше почти втрое. Освоение профилей по искусственному интеллекту на поздних этапах обучения в университете — распространенная практика не только в России, но и в большинстве европейских стран, отмечают эксперты.
Исследование НИУ ВШЭ проводилось в 2023 году, были проанализированы программы 1100 вузов и их филиалов. В рамках исследования учитывали формы образовательных программ, численность обучающихся, прием и выпуск по таким программам, наличие и уровень квалификации преподавателей дисциплин, связанных с искусственным интеллектом, а также обеспеченность специализированной инфраструктурой для освоения современных технологий.
Эксперты ВШЭ прогнозируют существенный рост выпуска молодых специалистов, обучающихся по профильным программам, — до 8,7 тыс. бакалавров в 2027 году и 6 тыс. магистров в 2025 году. В 2023 году общее число выпускников составило 3,8 тыс. человек. В том же году на эти программы приняли уже 20,7 тыс. человек, а их доля в общем приеме составила 1,6%.
Бoльшая часть студентов программ по профилю ИИ (70,1%) обучаются по специальностям и направлениям подготовки в области «Инженерное дело, технологии и технические науки»; примерно четверть (27,2%) — приходится на «Математические и естественные науки»; почти 1,5% — на «Науки об обществе».
Среди регионов в число лидеров по охвату студентов (по всем типам программ по ИИ) вошли Москва, Санкт-Петербург, Ростовская, Вологодская, Архангельская, Челябинская, Самарская, Пензенская и Московская области.
На ситуацию с обучением технологиям искусственного интеллекта в регионах непосредственно влияет степень проникновения ИИ в их экономики, указали авторы исследования. Неравенство возможностей по обеспечению изучения технологий они также объясняют неравномерным территориальным распределением IТ-организаций. В то же время в некоторых регионах развитие образования в области искусственного интеллекта заметно отстает от уровня внедрения ИИ в экономике региона.
Дефицит кадров
Обеспеченность преподавателями в области ИИ в абсолютном большинстве вузов превышает 90%, следует из доклада ВШЭ. В то же время авторы исследования отметили, что кадров не хватает в вузах, которые проводят обучение по ИИ в рамках модулей, а не полноценных профильных программ.
Не везде есть и необходимая для преподавания цифровая инфраструктура. Причем в первую очередь нехватка в оснащении вычислительными мощностями на базе графических ускорителей, которые, отмечают авторы доклада, имеют ключевое значение для задач, связанных с ИИ.
Вузы, которые имеют опыт подготовки специалистов по профильным программам, обеспечены цифровым контентом (программным обеспечением, датасетами и т.д.) лучше, чем оборудованием. В то время как организации, которые готовят студентов только в рамках модуля по ИИ, недостаточно оснащены как оборудованием, так и контентом.
«Вузы, только начинающие осваивать направление ИИ, имеют настолько выраженный дефицит необходимых для этого цифровых ресурсов, что он практически не позволяет им развивать программы по соответствующему профилю и существенно осложняет ориентированную на практику подготовку в рамках модулей по ИИ», — указывают авторы доклада. По их мнению, недостаток специализированной цифровой инфраструктуры, может стать основным препятствием для развития подготовки специалистов в области искусственного интеллекта в вузах.
Источник: РБК
Комментарии