Комментировать

Сметная прибыль как результат деятельности строительных организаций

Журавлев П. А., к. т. н., доцент
Марукян А.М., к. т. н., доцент
Сборщиков С.Б., д. э. н., профессор

В статье рассматривается вопрос определения сметной прибыли, которая сейчас не отражает фактического состояния и не соизмерима с реальной прибылью строительных организаций. Изменение в сторону увеличения сметной прибыли и накладных расходов будет способствовать, развитию предприятий строительной сферы и внедрению новых форм хозяйствования, включая импортозамещение..

Основные средства являются базой производственного процесса строительной организации – характеризуют техническую оснащенность, непосредственно связаны с производительностью труда, трудоемкостью, механизацией, себестоимостью, качеством производимых (реализуемых) товаров, работ, услуг, прибыльностью и уровнем рентабельности.

Исходя из того, что в инвестиционно-строительном процессе при государственном заказе используется проектно-сметный метод, размер компенсируемых средств за выполненные работы, связан (соотносится, рассчитывается) при подготовке сметной документации с применением сметных нормативов, в том числе утвержденных норм сметной прибыли и накладных расходов. Одновременно размер компенсируемых средств напрямую влияет на фактическое финансовое состояние подрядных строительных организаций.

Основой для формирования начальной (максимальной) цены контрактов является сметная стоимость объектов капитального строительства, прошедшая проверку достоверности определения сметной стоимости органами государственной экспертизы.

Соответственно цена строительства, скорректированная в процессе заключения инвестиционно-строительных контрактов, непосредственно при выполнении строительных работ и сдаче работ заказчику, должна обеспечивать подрядчику возврат (компенсацию)
затрат на строительное производство и прибыль в минимальном объеме сметной нормы.

Политика экономии при выполнении строительных работ обусловлена ситуациями
со снижением начальной максимальной цены на десятки процентов, имеющими место при проведении электронных аукционов с участием строительных организаций. Как следствие, победа за счет значительного снижения цены создает для заказчика повышенные риски снижения качества строительства и в итоге неисполнения или ненадлежащего исполнения государственного контракта, а также неосвоения финансовых средств.

При составлении сметной документации стоимость строительно-монтажных работ определяется путем суммирования затрат на материалы, эксплуатацию строительных машин,
и расходов на заработанную плату рабочих (прямых расходов).

При расчете сметной стоимости строительной продукции, кроме стоимости прямых расходов определяется также величина сметной прибыли и накладных расходов.

Исходя из того, что цена, устанавливаемая государственными строительными контрактами формируется в процессе архитектурно-строительного проектирования, разработки сметной документации, конкурсных процедур, заключения инвестиционно-строительных контрактов, выполнения строительных работ и сдачи работ заказчику, размер компенсируемых средств, рассчитанных с применением норм сметных нормативов (норм сметной прибыли, накладных расходов), напрямую влияет на фактическое финансовое состояние подрядных строительных организаций.

Сметные нормы накладных расходов должны компенсировать расходы строительных организаций, связанные с организацией производства, управлением и обслуживанием.
При этом, базой для исчисления размера накладных расходов и сметной прибыли
принимается величина оплаты труда рабочих строителей и механизаторов в текущих
ценах в составе сметных прямых затрат.

Утвержденная Минстроем России методика по разработке и применению нормативов накладных расходов при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (приказ Минстроя России от 21.12.2020 № 812) относит налоги, сборы, платежи (расходы строительных организаций
по оплате транспортного налога, платежей по обязательному страхованию гражданской ответственности транспортных средств (ОСАГО), по налогу на землю) и другие обязательные отчисления (включаемые в себестоимость продукции) к «прочим накладным расходам», которые учитываются в составе норм накладных расходов, без увеличения нормы.

Следует отметить, что нормативы в области сметного нормирования и ценообразования,
а также налоговое законодательство не содержат ответа на вопрос, включаются ли расходы
по транспортному налогу, ОСАГО, налогу на земельный участок, на котором имеются основные производственные фонды, участвующие в производстве и реализации, в себестоимость строительной продукции.

Особенностью организации схемы учета финансового результата строительной организации
за отчетный период, является содержание (сущность) договоров строительного подряда, заключенных между участниками процесса строительства (подрядчиком, заказчиком, застройщиком, инвестором и др.). При этом важными вопросами являются: предмет договора строительного подряда, момент перехода права собственности на готовую строительную продукцию и сроки осуществления расчетов по договору строительного подряда.

В сметном ценообразовании, в соответствии с Методикой по разработке и применению нормативов накладных расходов при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (приказ Минстроя России от 21.12.2020 № 812/пр), расходы в отношении основных средств строительных организаций на проведение всех видов ремонта, на содержание и эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, занимаемых и используемых административно-хозяйственным персоналом, а также расходы, связанные с платой за землю, отнесены (компенсируются) за счет накладных расходов.

Сметная прибыль – это нормативно установленная величина денежных средств, не относящаяся на себестоимость строительной продукции и предназначенная для нужд
развития организации (приказ Минстроя России от 11 декабря 2020 г. № 774/пр
«Об утверждении Методики по разработке и применению нормативов сметной прибыли
при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства»).

Показатель сметной прибыли отражает усредненные по видам работ затраты строительных организаций, учитываемые в составе сметной стоимости строительства.

Методика по накладным расходам № 812/пр относит налог на имущество (и другие обязательные отчисления, включаемые в себестоимость продукции) к «прочим накладным расходам», которые учитываются в составе норм накладных расходов, без увеличения нормы.

Инвестиции крупных строительных организаций, направленные на развитие пассивных основных фондов (производственных и офисных зданий), сопровождаются ростом расходов
по уплате налога на имущество, которые распространяются не на объект строительства, а на всю деятельность организаций.

Расходы по налогу на имущество, в том числе офисных зданий, необходимо относить
на себестоимость продукции, связанной с выполнением строительными организациями и предприятиями функциональной деятельности, обеспечивающей производство, реализацию, организацию, управление, сопровождение и контроль строительного производства, в том
числе проектирование, авторский надзор, строительный контроль, эксплуатацию и др.

Фактическое финансовое состояние подрядных организаций напрямую зависит от размера возмещения (восполнения, покрытия), рассчитанных по нормативу сметной прибыли средств. Анализ норматива сметной прибыли выявил, значительное уменьшение сметной прибыли подрядных организаций по основным видам работ. Указанные различия, выраженные
в подходах учета доходов и расходов, снижении нормативов сметной прибыли и включении расходов по налогу на имущество в состав расходов, учитываемых нормативом накладных расходов, напрямую влияют на ухудшение фактических финансовых показателей подрядных организаций.

Тенденция к снижению стоимости строительства за счет занижения норм сметной прибыли, приведет к оттоку подрядных организаций, что неминуемо вызовет падение интереса к участию в государственных инвестиционных проектах. Следует отметить негативный для строительной отрасли фактор, влияющий на финансовые показатели (положение) строительных организаций.

Методика по сметной прибыли № 774/пр, в сравнении с МДС 81-25.2001, значительно уменьшает норматив сметной прибыли строительным организациям по следующим видам работ: строительные работы – до 27 %, ремонтно-строительные работы – до 30 %, монтаж оборудования – до 20 %, пусконаладочные – до 10 %. Кроме того, запланированные (заложенные) в сметной документации средства в виде сметной прибыли, в реальности не отражают и не соизмеримы с реальной прибылью строительных организаций по причинам:

  1. Нормативного исчисления сметной прибыли от фонда оплаты труда – уровень, которого
    не соотносится с реальным уровнем оплаты труда в строительстве;
  2. Нивелирования реальной прибыли организации ростом цен на строительные материалы
    и прочие ресурсы, вызванные инфляционными изменениями;
  3. Исключения из сметных нормативов требуемых затрат, которые фактически несет строительная организация.

Таким образом, базой для исчисления сметной прибыли (равно как и накладных расходов) принимается величина (размер) оплаты труда рабочих строителей и механизаторов в
текущих ценах в составе сметных прямых затрат.

В этой связи инициатива Минстроя России, поддержанная строительным сообществом,
о переходе от базисно-индексного способа определения сметной стоимости на ресурсно-индексный, ускорит процесс сближения нормативных показателей сметной стоимости затрат труда и фактической оплаты труда рабочих, что позитивно отразится на размере нормативного показателя сметной прибыли и накладных расходов.

#ценообразование #сметная прибыль
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

658
#Минстрой

«Ротенберг, ты не прав!» — Минстрой объяснил Путину пустоту претензий дорожников

Минстрой России в лице министра Ирека Файзуллина в ответ на поручение президента Владимира Путина разобраться в жалобе 19 крупнейших дорожно-строительных компаний на перекосы в ценообразовании в строительстве дорог, рассказал президенту, что жаловаться дорожникам не на что
Главгосэкспертиза России
332
#ценообразование

12 плюс: новые методики готовятся к выходу в 2023 году

10 проектов новых методик и два проекта изменений к ранее принятым методическим документам планируются к утверждению Минстроем России в текущем году. Разработка и актуализация методических документов, а также сметно-нормативной базы ФСНБ-2022 проводятся с участием Главгосэкспертизы для обеспечения поэтапного перехода субъектов Российской Федерации на ресурсно-индексный метод с I квартала 2023 года. База вступает в действие уже 25 февраля. К этой дате ФСНБ-2022 будет включать более 53 000 норм и более 40 000 строительных ресурсов

41
#Минстрой

3478 новых и актуализированных сметных норм планируется включить в ФСНБ-2022

Минстрой России утвердил второй и третий пакеты изменений и дополнений в План утверждения (актуализации) сметных нормативов на 2023 год. Соответствующие приказы № 369/пр от 24 мая и № 400/пр от 5 июня 2023 года подписал Министр строительства и ЖКХ Российской Федерации Ирек Файзуллин.