Комментировать

Проверка достоверности определения сметной стоимости строительства

Митяева Н.Б.
эксперт по ценообразованию и сметному нормированию
в области производственного строительства, объектов энергетики и ЖКХ

«Методики определения стоимости на этапах ЖЦ инвестиционного проекта»

Лекция № 9 «Проверка достоверности определения сметной стоимости строительства»

 Рассмотрим следующие вопросы:

  1. Предмет проверки достоверности определения сметной стоимости строительства.
  2. Первичная экспертиза сметной стоимости строительства, требования к сметной документации.
  3. Повторная экспертиза сметной стоимости строительства. Случаи проведения.

Сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (далее — сметная стоимость строительства), определенная на этапе архитектурно-строительного проектирования, подлежит проверке достоверности если превышает десять миллионов рублей в соответствии с частью 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).  Заказчики, строящие объекты капитального строительства за счет бюджетных средств, бюджетники и государственные компании с участием Российской Федерации или ее субъектов доля, которых в уставном (складочном)  капитале составляет более 50  процентов  обязаны направлять  сметную документацию на проверку достоверности определения сметной стоимости (далее – ПДОСС) в органы государственной экспертизы.

ПДОСС включает в себя изучение и оценку расчетов, содержащихся в сметной документации,
в целях установления их соответствия утвержденным сметным нормативам, единичным расценкам, в том числе их отдельным составляющим, к сметным нормам, индексам изменения сметной стоимости, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов, сметным ценам строительных ресурсов в текущем уровне цен и (или) в уровне цен по состоянию на 1 января 2022 г., индексам изменения сметной стоимости по группам однородных строительных ресурсов, размещенным в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией (рисунок 1).

Рис.1 Проверка достоверности определения сметной стоимости.

Сметная документация, разработанная в составе проектной документации, направляется
на первичную экспертизу в уровне цен на дату представления указанной сметной документации застройщику, техническому заказчику или лицу, обеспечившему выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации.

С переходом субъектов Российской Федерации на ресурсно-индексный метод (далее – РИМ) определения сметной стоимости строительства меняются требования к сметной документации, предоставляемой на ПДОСС. Если техническое задание на проектирование утверждено до даты перехода субъекта Российской Федерации на РИМ и в нем указан базисно-индексный метод (далее – БИМ) определения сметной стоимости строительства, то  на ПДОСС должна предоставляться сметная документация, разработанная с использованием БИМ.

Если техническое задание утверждается после даты перехода субъекта Российской Федерации на РИМ, то сметная документация разрабатывается в обязательном порядке РИМ (пункт 30 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 (ред. от 15.09.2023) «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»).

С первичной экспертизой все просто – документация предоставляется в уровне текущих цен
на момент передачи проектной документации застройщику или техническому заказчику и должна быть выполнена с использованием того метода, который предусмотрен техническим заданием на проектирование с учетом перехода субъекта Российской Федерации на РИМ.
С повторной экспертизой — сложнее, поэтому  необходимы пояснения.

До начала строительства, то есть до проведения закупочных процедур, заказчик по своему усмотрению может пересчитать сметную стоимость строительства в случае, если изменились сметные нормативы, единичные расценки, в том числе отдельные их составляющих после даты получения положительного заключения о проведении первичной ПДОСС. Например, сметная документация, получившая положительное заключение первичной экспертизы выполнена
в ФСНБ- ред. 2017 (отменена Приказом Минстроя Российской Федерации от 08.04 2020
№ 195/пр.) в текущем уровне цен на 1 квартал 2020 года. В этом случае заказчик по своему усмотрению может пересчитать сметную документацию без изменения физических объемов, конструктивных, организационно-технологических и других решений с применением базы ФСНБ-2020 (изм.1-9), если субъект Российской Федерации еще не перешел на РИМ или с применением базы ФСНБ-2022, если субъект Российской Федерации перешел на РИМ.
В этом случае обязательна повторная экспертиза сметной стоимости в части ПДОСС.
В случае, если сметная документация выполнена в базе ФСНБ-2020 в уровне цен, например,
3 квартала 2022 года, то заказчик должен пересчитать такую документацию на момент подготовки закупочной документации и определения НМЦК, используя индексы пересчета сметной стоимости, действующие на дату расчета НМЦК, например, 3 квартал 2023 года,
без направления сметной документации на ПДОСС (рисунок 2).

Рис. 2 Экспертиза сметной документации и новая ФСНБ-2020. 

Аналогичный алгоритм пересчета сметной стоимости будет использоваться после перехода всех субъектов Российской Федерации на РИМ. Заказчик по своему усмотрению до начала строительства сможет пересчитать, выполненную ранее с использованием БИМ сметную документацию, применяя РИМ без изменения физических объемов, при этом повторная экспертиза ПДОСС будет обязательной. Разработанная сметная документация с применением РИМ при определении НМЦК должна быть самостоятельно пересчитана заказчиком с применением текущих цен строительных ресурсов и индексов по группам однородных строительных ресурсов на соответствующий квартал (на момент расчета НМЦК) без направления сметной документации на повторную ПДОСС (рисунок 3).

Рис.3 Экспертиза сметной документации и новая ФСНБ-2020 (продолжение). 

Если строительство началось, и в ходе его выявлены дополнительные работы и дополнительные объемы работ, то в некоторых случаях, если требуется внесение изменений
в проектную документацию, проводится и повторная ПДОСС. В соответствии с пунктом 1 статьи 744 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ) заказчик вправе вносить изменения в техническую документацию при условии, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают десяти процентов указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера, предусмотренных в договоре строительного подряда, работ. Такие изменения не влекут за собой изменения цены государственного контракта /договора и выполняются подрядчиком частично за счет затрат на непредвиденные работы,
а также частично за свой счет.

В соответствии с пунктом 2 этой статьи 744 ГК РФ внесение в техническую документацию изменений в большем объеме, чем указано в пункте 1 статьи 744 ГК РФ, осуществляется на основе согласованной сторонами дополнительной сметы. То есть, если дополнительные объемы и дополнительные работы, возникающие в ходе проведения строительно-монтажных работ незначительны, то они не требуют корректировки проектной документации, в том числе
и сметной документации. Если возникающие в ходе строительства дополнительные работы и дополнительные объемы работ требуют корректировки проектной и сметной документации, то в этом случае проводится повторная экспертиза, в том числе ПДОСС.

Корректировка сметной документации, связанная с изменением физических объемов работ выполняется в соответствии с разделом XI «Особенности определения сметной стоимости при внесении изменений в сметную документацию» Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и выполнения работ по объектам культурного наследия, утвержденной приказом Минстроя Российской Федерации от 04.08.2020 № 421/пр. Для проведения повторной ПДОСС предоставляется сметная документации, только по тем разделам, по которым были внесены изменения в проектную документацию в текущем уровне цен на дату передачи на повторную экспертизу (пункты 17(4) и 45(12) Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 (ред. от 15.09.2023) «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», далее-ПП РФ № 145). Например, сметная стоимость строительства, получившая положительное заключение первичной экспертизы по ПДОСС, утверждена в уровне цен на 3 квартал 2020 года в ФСНБ-2020.

В период строительства в 2023 году были внесены изменения в проектную документацию, возникли дополнительные работы и дополнительные объемы работ, а также часть работ,
ранее предусмотренных проектом, была исключена. Локальные сметные расчеты должны
быть разработаны на:

  • исключаемые работы в уровне цен первоначально разработанной сметной документации,
    то есть в базе ФСНБ-2020 в уровне цен на 3 квартал 2020 года;
  • дополнительные работы и дополнительные объемы работ в базе ФСНБ-2020 (ред. 1-9)
    в текущем уровне цен на 3 квартал 2023 года.

На повторную ПДОСС будут предоставляться локальные сметные расчеты с исключаемыми объемами работ (минусовые) и локальные сметные расчеты первоначальные, откуда исключаются объемы, а также новые локальные сметные расчеты, выполненные для новых видов работ. Схема предоставления сметной документации на повторную ПДОСС изображена на рисунке 4. Остальные локальные сметные расчеты не корректируются и не предоставляются на повторную ПДОСС.    

Рис. 4 Предоставление сметной документации на повторную ПДОСС. 

Повторная ПДОСС проводится также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в случаях повышения стоимости материальных ресурсов и оборудования, а также замены материалов и оборудования в проектной документации
на аналоги.

В случаях значительного увеличения стоимости материальных ресурсов в соответствии
с Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 № 1315 (ред.
от 24.03.2023) «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» возможна корректировка цены контракта после проведения повторной ПДОСС
для контрактов свыше 100 млн. рублей.

Сводный сметный расчет стоимости строительства пересчитывается с применением ежеквартальных индексов пересчета сметной стоимости строительства, публикуемых письмами Минстроя Российской Федерации на дату выполнения расчета. В ходе ПДОСС экспертиза проверяет представленные заказчиком расчеты на предмет их соответствия Методике, утвержденной приказом Минстроя Российской Федерации от 23.12.2019 № 841/пр
и выдает заключение в соответствии с пунктом 45(14) ПП РФ № 145.

Правительством Российской Федерации 16.04.2022 утверждено Постановление № 680 (ред.
от 13.01.2023) «Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия» в качестве антикризисных мер при возможности изменения существенных условий государственных контрактов. Порядок проведения повторной ПДОСС при замене строительных ресурсов
на аналоги утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2022
№ 579 (ред. от 29.12.2022) «Об установлении особенностей внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы, в том числе в связи с заменой строительных ресурсов на аналоги, особенностей и случаев проведения государственной экспертизы проектной документации». Если изменения, внесенные в проектную документацию, связанные с заменой строительных ресурсов на аналоги, одновременно соответствуют требованиям, указанным в пунктах 2 — 4 части 3.8 статьи 49 ГрК РФ и не приводят к увеличению сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта более чем на 30 процентов и свыше 100 млн. рублей, то государственная экспертиза по решению заказчика может не проводиться. Если увеличение стоимости составляет более 30 процентов и 100 млн. рублей,
то повторная экспертиза, в том числе ПДОСС обязательна.

На рисунке 5 изображена схема предоставления сметной документации на повторную ПДОСС по вышеперечисленным случаям.

Рис.5 Предоставление сметной документации на повторную ПДОСС в случаях увеличения цены контракта и применения аналогов материальных ресурсов и оборудования.

Разъяснения и новости ценообразования в том числе, касающиеся экспертизы сметной документации регулярно публикуются в телеграмм-канале «Школа ценообразования» по ссылке: https://t.me/shkolamityaevoy.

#экспертиза #сметная стоимость
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

38
#экспертиза

«Галс» прошла экспертизу проекта Академии спорта «Динамо» в Москве

Группа компаний "Галс" получила положительное заключение государственной экспертизы на проектную документацию и результаты инженерных изысканий Академии спорта "Динамо" в Москве, говорится в сообщении компании.
24
#Главгосэкспертиза

51 регион России подключился к Единой цифровой платформе экспертизы

Только за последние 30 дней перешли на работу в ЕЦПЭ еще десять государственных экспертных организаций, а общее число работающих в системе представителей экспертиз достигло 2117 пользователей
21
#ФГИС ЦС

Актуальные цены на продукцию и услуги предоставили 600 строительных компаний

Стройкомплекс столицы на постоянной основе работает с отраслевыми предприятиями по вопросам регистрации и предоставления информации в указанную систему