Комментировать

Применение ресурсно-индексного метода в дорожном строительстве и вопросы актуализации федеральной сметно-нормативной базы

Матвеева А. Р. главный специалист
отдела методологии ценообразования ФАУ «РОСДОРНИИ»

В настоящее время осуществлен переход субъектов Российской Федерации на определение сметной стоимости строительства с использованием ресурсно-индексного метода.
В соответствии с письмом Минстроя Российской Федерации от 22.02.2024 № 10096-ИФ/09
в Федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) размещены сметные цены на строительные ресурсы и индексы изменения сметной стоимости строительства по группам однородных строительных ресурсов, в том числе
в отношении объектов дорожного хозяйства.

Результатом реформирования системы ценообразования и сметного нормирования
в строительной отрасли Российской Федерации станет определение сметной стоимости
с использованием сметных норм и сметных цен строительных ресурсов, размещенных во ФГИС ЦС. Таким образом, система будет выстроена так, что необходимость использования индексов изменения сметной стоимости будет отсутствовать.

Следует отметить, что изначально планировался переход от базисно–индексного метода
к ресурсному, построенному на мониторинге цен. Однако запуск реформы не раз откладывался,
в том числе из–за медленного наполнения данными о ценах на строительные ресурсы (ФГИС ЦС), которая является ключевым элементом реформы. В итоге было решено сделать переход
на новую модель ценообразования постепенным, начав с перехода на ресурсно-индексный метод (РИМ), который представляет собой промежуточный этап для дальнейшего использования полноценного ресурсного метода.

На практике использование РИМ имеет как свои преимущества, так и недостатки.

Среди преимуществ можно выделить следующие:

  • повышение точности и достоверности определения стоимости;
  • возможность использования сметно-нормативной базы при определение сметной стоимости конструктивных элементов здания (сооружения) при разработке информационной модели;
  • возможность для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации объективно влиять на ценовую политику в строительной отрасли.

К недостаткам относятся:

  • низкая наполняемость ФГИС ЦС;
  • увеличение трудоемкости составления сметной документации;
  • корректировка методологии расчетов смет;
  • недостаточное количество номенклатурных наименований ресурсов.

Особенности определения сметной стоимости базисно-индексным и ресурсно-индексным методами представлены на рис 1: 

Рис.1

Сметная стоимость при РИМ определяется на основании:

  1. Сметных цен на строительные ресурсы, в том числе:
  • на материалы, изделия, конструкции и оборудование;
  • эксплуатацию машин и механизмов;
  • услуг на перевозку и погрузочно-разгрузочные работы;
  • на затраты труда работников в строительстве.
  1. ФСНБ-2022 с применением индексов изменения сметной стоимости строительства к группам однородных ресурсов.
  2. Сметных цен строительных ресурсов по наиболее экономичному варианту, определенному
    на основании конъюнктурного анализа.

Алгоритм составления сметы с использованием РИМ включает следующие этапы:

Этап первый. На основании проекта и ведомости объемов работ составляется смета по нормам сборников ГЭСН-2022.
Этап второй. Загружаются текущие цены на ценообразующие ресурсы и услуги (ОЗП, эксплуатация машин и механизмов, материальные ресурсы, перевозка и погрузочно-разгрузочные работы) с ФГИС ЦС.
Этап третий. Загружаются базисные цены на 01.01.2022 с ценниками ФСНБ-2022
(только для ресурсов, отсутствующих во ФГИС ЦС).
Этап четвертый. Загружаются индексы к группам однородных ресурсов (на момент составления сметы) для позиций, цены на которые взяты по ФСНБ-2022.
Этап пятый. Для ресурсов в смете, цены на которые отсутствуют в ФСНБ-2022 и ФГИС ЦС, составляется конъюнктурный анализ в соответствии с пп.13-22 Методики № 421/пр.
Затем эти позиции включаются в смету.
Этап шестой. Определяется величина накладных расходов и сметной прибыли.

С учетом перехода всех субъектов Российской Федерации, в том числе отрасли дорожного хозяйства на РИМ определения сметной стоимости строительства в соответствии
с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов», а также поступающих связанных с ним вопросов, для обеспечения оперативного взаимодействия и информирования сметного сообщества и участников строительного комплекса Российской Федерации в целом, в разделе «База знаний» ФГИС ЦС открыт специальный раздел, посвященный ресурсно-индексному методу определения сметной стоимости строительства (информационный портал РИМ).

На информационном портале РИМ размещаются, а также постоянно актуализируются
и дополняются соответствующие нормативные правовые акты, примеры составления сметных расчетов ресурсно-индексным методом, ответы на типовые вопросы, справочные и презентационные материалы, в том числе обучающие материалы и видеоролики, а также ссылки на полезные материалы сторонних информационных ресурсов, посвященные данной тематике. Таким образом, планируется, что практика применения ресурсно-индексного метода со временем подтвердит его целесообразность с точки зрения повышения достоверности определения сметной стоимости.   

Другим направлением реформирования явилась актуализация – федеральной сметно-нормативной базе (ФСНБ) в 2022 году, которая включала:

  1. Актуализацию ресурсной части сметных норм (ГЭСН):
  • в случае выявления устаревших технологий – норма исключается. Учитывается частота применения норматива по данным архива Главгосэкспертизы.
  • в случае выявления устаревших машин и материалов – подбор аналога. При выборе аналога учитываются технологические особенности машин и фактор влияния в составе нормы и стоимости работ. При иной производительности аналога корректируются нормы времени работы машины или затраты труда рабочих.
  • включение в ресурсную часть норм расхода энергоносителей, потребляемых механизированным инструментом, не относящимся к основным средствам;
  • корректировку расхода ресурсов в нормах при изменении их единиц измерения.
  1. Формирование технологических групп ресурсов – номенклатуры материалов, применимых
    в конкретной норме (технологии).
  2. Изменение структуры сборников на ремонтно-строительные работы.
  3. Актуализацию общих положений сборников сметных норм.
  4. Актуализацию сборников сметных цен (ФСБЦ, ФСЭМ), включающую:
  • новый базисный уровень сметных цен 2022 года;
  • исключение строительных ресурсов не используемых ГЭСН;
  • нормализацию наименований (исключение «брендов»);
  • синхронизацию ФСБЦ/ФСЭМ с классификатором строительных ресурсов.
  1. Формирование номенклатуры ценообразующих строительных ресурсов для расчета индексов по группам однородных строительных ресурсов.
  2. Размещение в ФГИС ЦС актуализированных сметных цен на перевозку строительных грузов
    в уровне цен 2022 года.
  3. Размещение в ФГИС ЦС актуализированных сметных цен на погрузочно-разгрузочные работы в уровне цен 2022 года

Технологическая группа – исчерпывающая номенклатура материальных ресурсов, применяемых в конкретной сметной норме (технологии). Каждая технологическая группа включает в себя несколько наименований материальных ресурсов, объединенных общими свойствами.

База технологических групп размещается во ФГИС ЦС в формате xml.

Рассмотрим основные изменения, внесенные в ФСБЦ в части строительных ресурсов дорожной отрасли.

Добавлены асфальтобетонные смеси по новым ГОСТ:

  • ГОСТ Р 58401.1-2019 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Система объемно-функционального проектирования. Технические требования»;
  • ГОСТ Р 58406.2-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси горячие асфальтобетонные и асфальтобетон. Технические условия»;
  • ГОСТ Р 58401.2-2019 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Система объемно-функционального проектирования. Технические требования»;
  • ГОСТ Р 58406.1-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси щебеночно-мастичные асфальтобетонные и асфальтобетон. Технические условия».

Откорректированы: бетонные смеси, битумы, деформационные швы, дорожные ограждения, шумозащитные экраны, геотекстильные материалы. Удалены смеси асфальтобетонные горячие высокопористые песчаные, битум нефтяной дорожный БНД 20/35, БНД 35/50, битум нефтяной дорожный улучшенный (БДУ) различных марок.

ФСНБ-2022 была актуализирована в части отдельных работ, относящихся к автомобильным дорогам, например, был переработан комплекс норм по нанесению дорожной разметки.

Порядок утверждения сметных нормативов утвержден приказом Минстроя Российской Федерации от 13.01.2020 № 2/пр «Об утверждении Порядка утверждения сметных нормативов
и о признании утратившим силу приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13 апреля 2017 г. № 710/пр
«Об утверждении Порядка утверждения сметных нормативов».

Указанный Порядок устанавливает правила планирования, рассмотрения и утверждения сметных нормативов, применяемых для определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства,
в том числе многоквартирных домов, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Положения Порядка не распространяются на планирование, рассмотрение и утверждение индивидуальных сметных нормативов, предназначенных для строительства конкретного объекта по предусматриваемым в проектной документации технологиям производства работ, условиям труда и поставок ресурсов, отсутствующим или отличным от технологий, учтенных
в сметных нормативах, содержащихся в федеральном реестре сметных нормативов, формируемом Минстроем Российской Федерации в соответствии с Порядком формирования
и ведения федерального реестра сметных нормативов (Приказ Минстроя Российской Федерации от 24.10.2017 № 1470/пр, утверждение которых осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации о разработке таких сметных нормативов, принятого в соответствии с пунктом 30 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008  № 87 ( далее- постановление №87).

В соответствии с постановлением №87 разработка и применение индивидуальных сметных нормативов, предназначенных для строительства конкретного объекта по предусматриваемым в проектной документации технологиям производства работ, условиям труда и поставок ресурсов, отсутствующим или отличным от технологий, учтенных в сметных нормативах, содержащихся в федеральном реестре сметных нормативов, осуществляется по решению Правительства Российской Федерации.

Порядок формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов утвержден приказом Минстроя Российской Федерации от 24.10. 2017 № 1470/пр.

Ведение Реестра осуществляется в электронном виде на официальном сайте Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (minstroyrf.ru).

Сведения о сметных нормативах и справочная информация, включаемые в Реестр, должны содержать:

  • порядковый номер утвержденного сметного норматива;
  • наименование утвержденного сметного норматива;
  • номер и дату принятия Решения о включении в Реестр сметного норматива;
  • информацию об индексах изменения сметной стоимости строительства;
  • информацию о применении сметных нормативов, в том числе срок действия и условия
    его применения.

Методика разработки сметных норм утверждена приказом Минстроя Российской Федерации
от 18.07.2022 № 577/пр.

Разработка сметных норм включает следующие основные этапы:

  • подготовку исходных данных и нормативно-технической базы;
  • составление перечня рабочих операций и подсчет объемов работ на принятую единицу измерения технологического процесса;
  • составление калькуляции затрат строительных ресурсов на принятую единицу измерения технологического процесса;
  • выбор единицы измерения разрабатываемой сметной нормы.
    Выбор единицы измерения осуществляется в зависимости от характерных особенностей
    и специфики вида работ, данные о которых получены непосредственно из проектной документации, либо с помощью дополнительных сведений или расчетов.
    В качестве измерителей рекомендуется использовать единицы измерений, характерные для соответствующего вида работ, сложившиеся и принятые в практике строительства, и при разработке сметной документации;
  • составление сводок строительных ресурсов (сводки затрат труда работников
    в строительстве, сводки потребности в машинах, механизмах и затратах труда машинистов, сводки расхода материальных ресурсов) к калькуляции затрат строительных ресурсов
    с приведением показателей таких затрат на измеритель;
  • составление итоговых таблиц сметных норм на строительные, ремонтно-строительные, ремонтно-реставрационные работы, монтаж и капитальный ремонт оборудования, а также пусконаладочные работы с присвоением кодов строительным ресурсам;
  • формирование проекта сметной нормы, комплектование обосновывающих документов, необходимых для представления проекта сметной нормы на утверждение.

Для определения пооперационных нормативных показателей затрат труда работников
в строительстве, времени использования машин и механизмов и, при необходимости, расхода материальных ресурсов при разработке сметных норм, а также для установления норм на типовые рабочие операции в целях их дальнейшего использования для разработки сметных норм используется техническое нормирование.

Техническое нормирование осуществляется методами нормативных наблюдений (хронометраж, фотоучет цифровой, графический, смешанный) и расчетно-аналитическими методами.

Планирование утверждения (актуализации) сметных нормативов осуществляется Минстроем Российской Федерации ежегодно на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц.

План формируется из трех разделов: «Сметные нормы», «Методики определения нормативных затрат на работы по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации», «Методики, необходимые для определения сметной стоимости строительства, стоимости работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, разработки и применения сметных норм». Проекты сметных нормативов направляются Инициатором
в Минстрой Российской Федерации для утверждения. Сметные нормативы утверждаются приказом министерства на основании заключений и (или) рекомендаций Научно-экспертного совета по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве.
Сведения об утвержденных сметных нормативах, а также сведения о ФСБЦ и ФСЭМ включаются в Реестр. Сметные нормативы, ФСБЦ и ФСЭМ размещаются в ФГИС ЦС.
План утверждения (актуализации) сметных нормативов на 2024 год утверждён приказом Минстроя Российской Федерации от 29.12.2023 №1034/пр (с изменениями от 24.01.2024
и от 15.03.2024) и включает 445 позиций, в том числе:

  • 416 сметных норм;
  • 20 методик определения нормативных затрат на работы по инженерным изысканиям
    и по подготовке проектной документации;
  • 9 методик, необходимых для определения сметной стоимости строительства, стоимости работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, разработки и применения сметных норм, в том числе планируется внести изменение в методику определения дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время, утвержденную приказом Минстроя Российской Федерации от 25.05.2021 №325/пр и в Методику определения затрат
    на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет строительства объектов капитального строительства, утвержденную приказом Минстроя Российской Федерации от 19.06.2020 №332/пр.

После разработки сметных норм они утверждаются приказами Минстроя России.
В части автомобильных дорог дополнения включают следующие нормы:

  • устройство швов в дорожных асфальтобетонных покрытиях;
  • устройство основания дорожной одежды из щебеночно-гравийно-песчаной смеси, укрепленного неорганическим вяжущим;
  • устройство переходной зоны деформационного шва из многокомпонентных композиционных материалов холодного нанесения;
  • устройство защитных лотков в водопропускных металлических гофрированных трубах
    из монолитного бетона;
  • устройство противофильтрационного экрана для водопропускных металлических гофрированных труб на автомобильных дорогах из цементно-грунтовой смеси.
#дорожное строительство #ресурсно-индексный метод #ФСНБ
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

36
#стройматериалы

«Евроцемент» предложил расширить использование ресурсосберегающих технологий в дорожном строительстве

«Евроцемент», крупнейший российский производитель цемента и строительных материалов, представил дорожникам преимущества технологии укрепления грунтов с использованием цемента и извести