Определение начальной (максимальной) цены контракта на выполнение проектно-изыскательских работ
Бычков А. В., Председатель подкомитета по ценообразованию,
Комитет по техническому регулированию, ценообразованию и экспертизе НОПРИЗ
Строительство является системообразующим фактором роста экономического развития страны и несмотря на определенные трудности последних лет, таких как рост стоимости строительных материалов, беспрецедентное санкционное давление западных стран на экономику страны в целом, и строительную отрасль, в частности, государство через созданные институты развития осуществляет эффективную инвестиционную политику, направленную на преодоление негативных внешних влияний.
В соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой, утвержденной Минэкономразвития России на 2023 г. (с уточнениями на 1 мая 2023 г.), выделены ассигнования в размере 815,1 млрд рублей, из них из федерального бюджета — 712,0 млрд рублей, на строительство более 850 объектов капитального строительства.
Из общего количества запланированных объектов, по 138 объектам было намечено провести только проектно-изыскательские работы на общую сумму более 9,2 млрд рублей в 2023 году с учетом сроков проектирования некоторых объектов до 2025 года общая сумма более 14 млрд.
Исходя из важности целевого и эффективного освоения бюджетных средств, выделяемых на проектно-изыскательские работы (далее-ПИР), необходимо правильно определить начальную цену контракта для привлечения профессиональных организаций, занимающихся архитектурно-строительным проектированием и инженерными изысканиями.
В нормативно – правовом поле, регулирующим выбор исполнителя и определение цены его работ действуют федеральные законы и подзаконные акты. Рассмотрим систему законодательного регулирования.

Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее — НМЦК), определяются на основании положений статьи 22 Закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (последняя редакция).
При этом положениями части 22 статьи 22 Закона № 44-ФЗ предусмотрено право Правительства Российской Федерации определить сферы деятельности, в которых при осуществлении закупок устанавливается особый порядок определения НМЦК, и федеральные органы исполнительной власти ответственные за него.
Уполномоченным органом на установление порядка определения НМЦК, при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования), на основании постановления Правительства Российской Федерации от 11.09.2015 № 964 определено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее-Минстрой России).
Порядок определения НМЦК, начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) утвержден приказом Минстроя России от 23.12.2019
№ 841/пр (ред. от 14.06.2022) «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства» (далее — Порядок № 841/пр).
Положения Порядка № 841/пр вступили в силу с 15.02.2020 и являются обязательными для применения, в случаях если извещения об осуществлении закупок размещены в единой информационной системе в сфере закупок или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-коммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых, направлены со дня вступления в силу Порядка № 841/пр.
В соответствии с пунктом 10 Порядка № 841/пр НМЦК при осуществлении закупок подрядных работ по инженерным изысканиям и (или) по подготовке проектной документации определяется с применением методов, предусмотренных частью 1 статьи 22 Закона № 44-ФЗ,
в том числе, с составлением расчетов (смет) на основании сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, формируемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с Порядком формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, утвержденным приказом Минстроя России от 24.10.2017 № 1470/пр.
Пунктом 10.1 Порядка №841 уточняется, что приоритетным методом определения НМЦК при осуществлении закупок подрядных работ по инженерным изысканиям и (или) по подготовке проектной документации является проектно-сметный метод расчета, выполняемый на основании сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов.
Применение иных методов, предусмотренных частью 1 статьи 22 Федерального закона
№ 44-ФЗ, рекомендуется использовать при отсутствии соответствующих сметных нормативов на проектные работы и (или) инженерные изыскания, включенных в федеральный реестр сметных нормативов. При этом очень важно понимать особенности государственного ценообразования на ПИР.
Определение сметной стоимости проектно-изыскательских работ, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, определяется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, статья 8.3. «Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности» с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов (далее — ФРСН).
По состоянию на 30 мая 2023 года в ФРСН включены порядка 90 различных сметных нормативов, которые возможно использовать для определения тех или иных видов проектно-изыскательских работ. В первую очередь, это три основополагающих документа, регламентирующих использование всех существующих сметных норм на ПИР:
- Методические указания по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве. (утверждены и введены в действие Приказом Минрегиона России от 29.12.2009 № 620);
- Методика определения стоимости работ по подготовке проектной документации (утверждена и введена в действие Приказом Минстроя России от 01.10.2021 № 707/пр);
- Методическое пособие по определению стоимости инженерных изысканий для строительства (рекомендовано к применению Письмом Госстроя России от 31.03.2004
№ НЗ 2078/10).
Указанные документы устанавливают методологические основы разработки смет на ПИР и порядок определения стоимости различных видов проектно- изыскательских работ.

Методические указания по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2009 г. № 620 (далее — Методические указания № 620) устанавливают три способа определения стоимости проектных работ:
- Метод расчета цены в зависимости от натуральных показателей;
- Метод определения стоимости проектирования от общей стоимости строительства;
- Расчет стоимости проектирования методом нормируемых трудозатрат.
Методика определения стоимости работ по подготовке проектной документации, утвержденная приказом Минстроя России от 01.10. 2021 г. № 707/пр (далее — Методика №707/пр.) в методологической основе не отступает от существующей практики ценообразования проектных работ, а лишь расширяет три основных способа на еще один способ — по наиболее экономичному варианту, определенному на основании сбора информации о текущих ценах с использованием данных, определенных методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) в соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 05.04 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». А также уточняет и подробно детализирует порядок определения стоимости проектных работ методом нормируемых трудозатрат и порядок применения существующих ценовых показателей по аналогии для сопоставимых видов (типов, категорий) объектов проектирования и видов проектных работ.
Применение двух методологических документов возможно при расчете одного объекта с расценками из СБЦП и МНЗ, и, более того, положения Методики №707/пр допускается применять при использовании СБЦП, если они не противоречат положениям Методических указаний №620 и общих положений самих Справочников.
При этом важно не упустить и учесть все предусмотренные техническим заданием и (или) заданием на проектирование виды проектно-изыскательских работ, а также сопутствующие работы и затраты.
К сожалению, именно на этом этапе, когда еще нет точных технических решений будущего объекта капитального строительства, технико-экономических показателей по системам инженерно-технического обеспечения и внешний сетям, как правило, «теряются» из расчета по сборникам СБЦП конкретные виды проектных работ и затрат.
Второй момент, о котором забывают некоторые специалисты, занимающиеся расчетом НМЦК – это грамотное определение уровня цен.
Сметная стоимость, определённая в соответствии со сметными нормативами, разрабатывается на определённую дату, как правило, с задержкой во времени на 2-3 месяца, в связи с тем, что Минстрой производит публикацию индексов изменения стоимости ПИР к середине текущего квартала.
А далее, согласно положениям Порядка №841/пр необходимо произвести пересчет сметной стоимости работ по инженерным изысканиям и (или) подготовке проектной документации из уровня цен, в котором составлена смета на выполнение работ по инженерным изысканиям и (или) подготовке проектной документации, в уровень цен на дату определения НМЦК с применением индексов фактической инфляции публикуемой Федеральной службой государственной статистики для соответствующего периода (далее- Росстат).
Для определения значений индексов цен Росстата необходимо использовать «Индексы цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения», в целом по Российской Федерации определяемые по виду экономической деятельности «Строительство».
Следующим действием необходимо из уровня цен на дату определения НМЦК пересчитать в прогнозный уровень цен периода исполнения контракта с использованием индекса — дефлятора на весь планируемый период исполнения контракта с использованием информации о сроках выполнения работ по инженерным изысканиям и (или) по подготовке проектной документации. Индексы-дефляторы публикует Минэкономразвития России на официальном сайте в разделе: Деятельность/Макроэкономика/Прогнозы.
Для расчета необходимо использовать показатели по строке «Инвестиции в основной капитал».
Еще одна проблема при расчете НМЦК ПИР кроется в Федеральном законе от 31.07.1998 г. №145-ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации» (ред. от 14.04.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.05.2023), статья 72 «Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд», в которой определено, что бюджетные заказчики не могут заключать контракт на сумму выше лимитов.
Поэтому даже после подготовки правильной (экономически и технологически обоснованной) сметы, учитывающей все необходимые работы по инженерным изысканиям, все планируемые работы и затраты проектных организаций, заказчики вынуждены снижать начальную цену до выделенного лимита бюджетных обязательств.
В настоящее время для реализации инвестиционных проектов в целях планирования бюджетных средств используются сборники НЦС.
НЦС – это комплекс сметных нормативов, утверждаемых Минстроем ежегодно в виде сборников, показатели которых определяют потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, и предназначены для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства.
Как показывает анализ структуры затрат, учтенных в НЦС, стоимость проектно-изыскательских работ, в совокупности с затратами на экспертизу ПИР, составляют от 2 до 5%, в зависимости от объекта капитального строительства, и не отражают фактические затраты проектно-изыскательских организаций.
Из изложенного выше, можно сделать вывод что, используя существующую систему ценообразования как на этапе планирования инвестиций, так и на этапе расчета НМЦК, правильно и экономически достоверно определить стоимость предполагаемых проектно-изыскательских работ невозможно.
В связи с подобным проблемными расчетами затрат потенциальных исполнителей на проектно-изыскательские работы по отчетности Федеральной антимонопольной службы за период 2021 – 2022 годов не завершились заключением контрактов около 14 % конкурсных процедур на ПИР, то есть или не подано ни одной заявки, или все заявки отклонены.
Исходя из результатов анализа предыдущих периодов, можно спрогнозировать риск срыва государственных контрактов в 2023 году почти на 1,2 млрд рублей.
Во избежание срывов реализации важнейших национальных проектов, по мнению автора, необходимо кардинально менять принципы ценообразования проектно-изыскательских работ.
Во-первых, на этапе планирования инвестиций, во избежание сложных расчётов необходимо разработать укрупненные ценовые показатели стоимости планируемых ПИР.
Во-вторых, на законодательном уровне необходимо изменить само понятие «начальной (МАКСИМАЛЬНОЙ) цены», на «ПРЕДПОЛАГАЕМУЮ стоимость».
В-третьих, закрепить на методологической основе, не только возможность, а ввести обязательность корректировки сметной стоимости ПИР на различных этапах, при этом учесть, что стоимость от предполагаемой может как уменьшиться, так и увеличиться.
Такими этапами, как показывает практика, могут быть:
- этап технологического и ценового аудита;
- этап государственной экспертизы ПСД, где необходимо учесть все фактические затраты проектно-изыскательских организаций;
- этап приемки рабочей документации Заказчиком.

Данные этапы возможно расширить, по согласованию между Исполнителем и Заказчиком, например, выделив этап проведения инженерных изысканий и др.
Предлагаемый план реализации комплекса мероприятий, позволит снизить риски выпуска некачественной проектной документации, некачественно проведенных инженерных изысканий, а также рассчитать справедливую стоимость проектно-изыскательских работ, обеспечив достоверный, экономически и технологически обоснованный уровень затрат.
Комментарии