Комментировать

Определение начальной (максимальной) цены контракта на выполнение проектно-изыскательских работ

Бычков А. В., Председатель подкомитета по ценообразованию,
Комитет по техническому регулированию, ценообразованию и экспертизе НОПРИЗ

Строительство является системообразующим фактором роста экономического развития страны и несмотря на определенные трудности последних лет, таких как рост стоимости строительных материалов, беспрецедентное санкционное давление западных стран на экономику страны в целом, и строительную отрасль, в частности, государство через созданные институты развития осуществляет эффективную инвестиционную политику, направленную на преодоление негативных внешних влияний.

В соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой, утвержденной Минэкономразвития России на 2023 г. (с уточнениями на 1 мая 2023 г.), выделены ассигнования в размере 815,1 млрд рублей, из них из федерального бюджета — 712,0 млрд рублей, на строительство более 850 объектов капитального строительства.

Из общего количества запланированных объектов, по 138 объектам было намечено провести только проектно-изыскательские работы на общую сумму более 9,2 млрд рублей в 2023 году с учетом сроков проектирования некоторых объектов до 2025 года общая сумма более 14 млрд.

Исходя из важности целевого и эффективного освоения бюджетных средств, выделяемых на проектно-изыскательские работы (далее-ПИР), необходимо правильно определить начальную цену контракта для привлечения профессиональных организаций, занимающихся архитектурно-строительным проектированием и инженерными изысканиями.

В нормативно – правовом поле, регулирующим выбор исполнителя и определение цены его работ действуют федеральные законы и подзаконные акты. Рассмотрим систему законодательного регулирования.

Рисунок №1. Законодательное регулирование определения НМЦК на ПИР

Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее — НМЦК), определяются на основании положений статьи 22 Закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (последняя редакция).

При этом положениями части 22 статьи 22 Закона № 44-ФЗ предусмотрено право Правительства Российской Федерации определить сферы деятельности, в которых при осуществлении закупок устанавливается особый порядок определения НМЦК, и федеральные органы исполнительной власти ответственные за него.

Уполномоченным органом на установление порядка определения НМЦК, при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования), на основании постановления Правительства Российской Федерации от 11.09.2015 № 964 определено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее-Минстрой России).

Порядок определения НМЦК, начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) утвержден приказом Минстроя России от 23.12.2019
№ 841/пр (ред. от 14.06.2022) «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства» (далее — Порядок № 841/пр).

Положения Порядка № 841/пр вступили в силу с 15.02.2020 и являются обязательными для применения, в случаях если извещения об осуществлении закупок размещены в единой информационной системе в сфере закупок или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-коммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых, направлены со дня вступления в силу Порядка № 841/пр.

В соответствии с пунктом 10 Порядка № 841/пр НМЦК при осуществлении закупок подрядных работ по инженерным изысканиям и (или) по подготовке проектной документации определяется с применением методов, предусмотренных частью 1 статьи 22 Закона № 44-ФЗ,
в том числе, с составлением расчетов (смет) на основании сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, формируемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с Порядком формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, утвержденным приказом Минстроя России от 24.10.2017 № 1470/пр.

Пунктом 10.1 Порядка №841 уточняется, что приоритетным методом определения НМЦК при осуществлении закупок подрядных работ по инженерным изысканиям и (или) по подготовке проектной документации является проектно-сметный метод расчета, выполняемый на основании сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов.

Применение иных методов, предусмотренных частью 1 статьи 22 Федерального закона
№ 44-ФЗ, рекомендуется использовать при отсутствии соответствующих сметных нормативов на проектные работы и (или) инженерные изыскания, включенных в федеральный реестр сметных нормативов. При этом очень важно понимать особенности государственного ценообразования на ПИР.

Определение сметной стоимости проектно-изыскательских работ, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, определяется в соответствии  с Градостроительным кодексом Российской Федерации, статья 8.3. «Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности» с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов (далее — ФРСН).

По состоянию на 30 мая 2023 года в ФРСН включены порядка 90 различных сметных нормативов, которые возможно использовать для определения тех или иных видов проектно-изыскательских работ. В первую очередь, это три основополагающих документа, регламентирующих использование всех существующих сметных норм на ПИР:

  1. Методические указания по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве. (утверждены и введены в действие Приказом Минрегиона России от 29.12.2009 № 620);
  2. Методика определения стоимости работ по подготовке проектной документации (утверждена и введена в действие Приказом Минстроя России от 01.10.2021 № 707/пр);
  3. Методическое пособие по определению стоимости инженерных изысканий для строительства (рекомендовано к применению Письмом Госстроя России от 31.03.2004
    № НЗ 2078/10).

Указанные документы устанавливают методологические основы разработки смет на ПИР и порядок определения стоимости различных видов проектно- изыскательских работ.

Рисунок №2. Система сметных норм для определения стоимости ПИР

Методические указания по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2009 г. № 620 (далее — Методические указания № 620) устанавливают три способа определения стоимости проектных работ:

  1. Метод расчета цены в зависимости от натуральных показателей;
  2. Метод определения стоимости проектирования от общей стоимости строительства;
  3. Расчет стоимости проектирования методом нормируемых трудозатрат.

Методика определения стоимости работ по подготовке проектной документации, утвержденная приказом Минстроя России от 01.10. 2021 г. № 707/пр (далее — Методика №707/пр.) в методологической основе не отступает от существующей практики ценообразования проектных работ, а лишь расширяет три основных способа на еще один способ — по наиболее экономичному варианту, определенному на основании сбора информации о текущих ценах с использованием данных, определенных методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) в соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 05.04 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». А также уточняет и подробно детализирует порядок определения стоимости проектных работ методом нормируемых трудозатрат и порядок применения существующих ценовых показателей по аналогии для сопоставимых видов (типов, категорий) объектов проектирования и видов проектных работ.

Применение двух методологических документов возможно при расчете одного объекта с расценками из СБЦП и МНЗ, и, более того, положения Методики №707/пр допускается применять при использовании СБЦП, если они не противоречат положениям Методических указаний №620 и общих положений самих Справочников.

При этом важно не упустить и учесть все предусмотренные техническим заданием и (или) заданием на проектирование виды проектно-изыскательских работ, а также сопутствующие работы и затраты.

К сожалению, именно на этом этапе, когда еще нет точных технических решений будущего объекта капитального строительства, технико-экономических показателей по системам инженерно-технического обеспечения и внешний сетям, как правило, «теряются» из расчета по сборникам СБЦП конкретные виды проектных работ и затрат.

Второй момент, о котором забывают некоторые специалисты, занимающиеся расчетом НМЦК – это грамотное определение уровня цен.

Сметная стоимость, определённая в соответствии со сметными нормативами, разрабатывается на определённую дату, как правило, с задержкой во времени на 2-3 месяца, в связи с тем, что Минстрой производит публикацию индексов изменения стоимости ПИР к середине текущего квартала.

А далее, согласно положениям Порядка №841/пр необходимо произвести пересчет сметной стоимости работ по инженерным изысканиям и (или) подготовке проектной документации из уровня цен, в котором составлена смета на выполнение работ по инженерным изысканиям и (или) подготовке проектной документации, в уровень цен на дату определения НМЦК с применением индексов фактической инфляции публикуемой Федеральной службой государственной статистики для соответствующего периода (далее- Росстат).

Для определения значений индексов цен Росстата необходимо использовать «Индексы цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения», в целом по Российской Федерации определяемые по виду экономической деятельности «Строительство».

Следующим действием необходимо из уровня цен на дату определения НМЦК пересчитать в прогнозный уровень цен периода исполнения контракта с использованием индекса — дефлятора на весь планируемый период исполнения контракта с использованием информации о сроках выполнения работ по инженерным изысканиям и (или) по подготовке проектной документации. Индексы-дефляторы публикует Минэкономразвития России на официальном сайте в разделе: Деятельность/Макроэкономика/Прогнозы.

Для расчета необходимо использовать показатели по строке «Инвестиции в основной капитал». 

Еще одна проблема при расчете НМЦК ПИР кроется в Федеральном законе от 31.07.1998 г. №145-ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации» (ред. от 14.04.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.05.2023), статья 72 «Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд», в которой определено, что бюджетные заказчики не могут заключать контракт на сумму выше лимитов.

Поэтому даже после подготовки правильной (экономически и технологически обоснованной) сметы, учитывающей все необходимые работы по инженерным изысканиям, все планируемые работы и затраты проектных организаций, заказчики вынуждены снижать начальную цену до выделенного лимита бюджетных обязательств.

В настоящее время для реализации инвестиционных проектов в целях планирования бюджетных средств используются сборники НЦС.

НЦС – это комплекс сметных нормативов, утверждаемых Минстроем ежегодно в виде сборников, показатели которых определяют потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, и предназначены для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства.

Как показывает анализ структуры затрат, учтенных в НЦС, стоимость проектно-изыскательских работ, в совокупности с затратами на экспертизу ПИР, составляют от 2 до 5%, в зависимости от объекта капитального строительства, и не отражают фактические затраты проектно-изыскательских организаций.

Из изложенного выше, можно сделать вывод что, используя существующую систему ценообразования как на этапе планирования инвестиций, так и на этапе расчета НМЦК, правильно и экономически достоверно определить стоимость предполагаемых проектно-изыскательских работ невозможно.

В связи с подобным проблемными расчетами затрат потенциальных исполнителей на проектно-изыскательские работы по отчетности Федеральной антимонопольной службы за период 2021 – 2022 годов не завершились заключением контрактов около 14 % конкурсных процедур на ПИР, то есть или не подано ни одной заявки, или все заявки отклонены.

Исходя из результатов анализа предыдущих периодов, можно спрогнозировать риск срыва государственных контрактов в 2023 году почти на 1,2 млрд рублей.

Во избежание срывов реализации важнейших национальных проектов, по мнению автора, необходимо кардинально менять принципы ценообразования проектно-изыскательских работ.

Во-первых, на этапе планирования инвестиций, во избежание сложных расчётов необходимо разработать укрупненные ценовые показатели стоимости планируемых ПИР.

Во-вторых, на законодательном уровне необходимо изменить само понятие «начальной (МАКСИМАЛЬНОЙ) цены», на «ПРЕДПОЛАГАЕМУЮ стоимость».

В-третьих, закрепить на методологической основе, не только возможность, а ввести обязательность корректировки сметной стоимости ПИР на различных этапах, при этом учесть, что стоимость от предполагаемой может как уменьшиться, так и увеличиться.

Такими этапами, как показывает практика, могут быть:

  • этап технологического и ценового аудита;
  • этап государственной экспертизы ПСД, где необходимо учесть все фактические затраты проектно-изыскательских организаций;
  • этап приемки рабочей документации Заказчиком.
Рисунок №3. Этапы расчета стоимости ПИР

Данные этапы возможно расширить, по согласованию между Исполнителем и Заказчиком, например, выделив этап проведения инженерных изысканий и др.

Предлагаемый план реализации комплекса мероприятий, позволит снизить риски выпуска некачественной проектной документации, некачественно проведенных инженерных изысканий, а также рассчитать справедливую стоимость проектно-изыскательских работ, обеспечив достоверный, экономически и технологически обоснованный уровень затрат.

#методика #НМЦК #ФРСН
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

83
#методика

8 пишем – 12 в уме: ГГЭ готовит новые Методики в сметном нормировании

Главгосэкспертиза активно работает над актуализацией корпуса методических документов, а также сметно-нормативной базы ФСНБ-2022 для обеспечения поэтапного перехода субъектов РФ на ресурсно-индексный метод с I квартала 2023 года
43
#НОСТРОЙ

Айхал Габышев: Для дальнейшего развития стройотрасли необходим переход на тарифную систему оплаты труда

Координатор НОСТРОЙ по ДФО Айхал Габышев уверен, что в стране необходимо кардинально менять градостроительную политику. Бесконечные корректировки устаревшей системы не способны избавить отрасль от негативных тенденций, где корень зла – формирование начальной максимальной цены госконтракта на основе бюджетных лимитов и экономия бюджетных средств, вовлечённых в стройку, за счёт фонда оплаты труда строительных компаний
85
#КСР

В классификатор строительных ресурсов включено 117 441 позиций

В Главгосэкспертизе России прошел семинар, посвященный актуальным вопросам ценообразования в строительстве. Специалисты блока ценообразования разъяснили сложности и разночтения в нормативных правовых актах, а также сообщили о том, какие изменения в ближайшее время ожидают методологию ценообразования в строительной отрасли.