Комментировать

Определение начальной (максимальной) цены контракта на выполнение проектно-изыскательских работ

Бычков А. В., Председатель подкомитета по ценообразованию,
Комитет по техническому регулированию, ценообразованию и экспертизе НОПРИЗ

Строительство является системообразующим фактором роста экономического развития страны и несмотря на определенные трудности последних лет, таких как рост стоимости строительных материалов, беспрецедентное санкционное давление западных стран на экономику страны в целом, и строительную отрасль, в частности, государство через созданные институты развития осуществляет эффективную инвестиционную политику, направленную на преодоление негативных внешних влияний.

В соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой, утвержденной Минэкономразвития России на 2023 г. (с уточнениями на 1 мая 2023 г.), выделены ассигнования в размере 815,1 млрд рублей, из них из федерального бюджета — 712,0 млрд рублей, на строительство более 850 объектов капитального строительства.

Из общего количества запланированных объектов, по 138 объектам было намечено провести только проектно-изыскательские работы на общую сумму более 9,2 млрд рублей в 2023 году с учетом сроков проектирования некоторых объектов до 2025 года общая сумма более 14 млрд.

Исходя из важности целевого и эффективного освоения бюджетных средств, выделяемых на проектно-изыскательские работы (далее-ПИР), необходимо правильно определить начальную цену контракта для привлечения профессиональных организаций, занимающихся архитектурно-строительным проектированием и инженерными изысканиями.

В нормативно – правовом поле, регулирующим выбор исполнителя и определение цены его работ действуют федеральные законы и подзаконные акты. Рассмотрим систему законодательного регулирования.

Рисунок №1. Законодательное регулирование определения НМЦК на ПИР

Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее — НМЦК), определяются на основании положений статьи 22 Закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (последняя редакция).

При этом положениями части 22 статьи 22 Закона № 44-ФЗ предусмотрено право Правительства Российской Федерации определить сферы деятельности, в которых при осуществлении закупок устанавливается особый порядок определения НМЦК, и федеральные органы исполнительной власти ответственные за него.

Уполномоченным органом на установление порядка определения НМЦК, при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования), на основании постановления Правительства Российской Федерации от 11.09.2015 № 964 определено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее-Минстрой России).

Порядок определения НМЦК, начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) утвержден приказом Минстроя России от 23.12.2019
№ 841/пр (ред. от 14.06.2022) «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства» (далее — Порядок № 841/пр).

Положения Порядка № 841/пр вступили в силу с 15.02.2020 и являются обязательными для применения, в случаях если извещения об осуществлении закупок размещены в единой информационной системе в сфере закупок или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-коммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых, направлены со дня вступления в силу Порядка № 841/пр.

В соответствии с пунктом 10 Порядка № 841/пр НМЦК при осуществлении закупок подрядных работ по инженерным изысканиям и (или) по подготовке проектной документации определяется с применением методов, предусмотренных частью 1 статьи 22 Закона № 44-ФЗ,
в том числе, с составлением расчетов (смет) на основании сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, формируемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с Порядком формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, утвержденным приказом Минстроя России от 24.10.2017 № 1470/пр.

Пунктом 10.1 Порядка №841 уточняется, что приоритетным методом определения НМЦК при осуществлении закупок подрядных работ по инженерным изысканиям и (или) по подготовке проектной документации является проектно-сметный метод расчета, выполняемый на основании сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов.

Применение иных методов, предусмотренных частью 1 статьи 22 Федерального закона
№ 44-ФЗ, рекомендуется использовать при отсутствии соответствующих сметных нормативов на проектные работы и (или) инженерные изыскания, включенных в федеральный реестр сметных нормативов. При этом очень важно понимать особенности государственного ценообразования на ПИР.

Определение сметной стоимости проектно-изыскательских работ, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, определяется в соответствии  с Градостроительным кодексом Российской Федерации, статья 8.3. «Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности» с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов (далее — ФРСН).

По состоянию на 30 мая 2023 года в ФРСН включены порядка 90 различных сметных нормативов, которые возможно использовать для определения тех или иных видов проектно-изыскательских работ. В первую очередь, это три основополагающих документа, регламентирующих использование всех существующих сметных норм на ПИР:

  1. Методические указания по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве. (утверждены и введены в действие Приказом Минрегиона России от 29.12.2009 № 620);
  2. Методика определения стоимости работ по подготовке проектной документации (утверждена и введена в действие Приказом Минстроя России от 01.10.2021 № 707/пр);
  3. Методическое пособие по определению стоимости инженерных изысканий для строительства (рекомендовано к применению Письмом Госстроя России от 31.03.2004
    № НЗ 2078/10).

Указанные документы устанавливают методологические основы разработки смет на ПИР и порядок определения стоимости различных видов проектно- изыскательских работ.

Рисунок №2. Система сметных норм для определения стоимости ПИР

Методические указания по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2009 г. № 620 (далее — Методические указания № 620) устанавливают три способа определения стоимости проектных работ:

  1. Метод расчета цены в зависимости от натуральных показателей;
  2. Метод определения стоимости проектирования от общей стоимости строительства;
  3. Расчет стоимости проектирования методом нормируемых трудозатрат.

Методика определения стоимости работ по подготовке проектной документации, утвержденная приказом Минстроя России от 01.10. 2021 г. № 707/пр (далее — Методика №707/пр.) в методологической основе не отступает от существующей практики ценообразования проектных работ, а лишь расширяет три основных способа на еще один способ — по наиболее экономичному варианту, определенному на основании сбора информации о текущих ценах с использованием данных, определенных методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) в соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 05.04 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». А также уточняет и подробно детализирует порядок определения стоимости проектных работ методом нормируемых трудозатрат и порядок применения существующих ценовых показателей по аналогии для сопоставимых видов (типов, категорий) объектов проектирования и видов проектных работ.

Применение двух методологических документов возможно при расчете одного объекта с расценками из СБЦП и МНЗ, и, более того, положения Методики №707/пр допускается применять при использовании СБЦП, если они не противоречат положениям Методических указаний №620 и общих положений самих Справочников.

При этом важно не упустить и учесть все предусмотренные техническим заданием и (или) заданием на проектирование виды проектно-изыскательских работ, а также сопутствующие работы и затраты.

К сожалению, именно на этом этапе, когда еще нет точных технических решений будущего объекта капитального строительства, технико-экономических показателей по системам инженерно-технического обеспечения и внешний сетям, как правило, «теряются» из расчета по сборникам СБЦП конкретные виды проектных работ и затрат.

Второй момент, о котором забывают некоторые специалисты, занимающиеся расчетом НМЦК – это грамотное определение уровня цен.

Сметная стоимость, определённая в соответствии со сметными нормативами, разрабатывается на определённую дату, как правило, с задержкой во времени на 2-3 месяца, в связи с тем, что Минстрой производит публикацию индексов изменения стоимости ПИР к середине текущего квартала.

А далее, согласно положениям Порядка №841/пр необходимо произвести пересчет сметной стоимости работ по инженерным изысканиям и (или) подготовке проектной документации из уровня цен, в котором составлена смета на выполнение работ по инженерным изысканиям и (или) подготовке проектной документации, в уровень цен на дату определения НМЦК с применением индексов фактической инфляции публикуемой Федеральной службой государственной статистики для соответствующего периода (далее- Росстат).

Для определения значений индексов цен Росстата необходимо использовать «Индексы цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения», в целом по Российской Федерации определяемые по виду экономической деятельности «Строительство».

Следующим действием необходимо из уровня цен на дату определения НМЦК пересчитать в прогнозный уровень цен периода исполнения контракта с использованием индекса — дефлятора на весь планируемый период исполнения контракта с использованием информации о сроках выполнения работ по инженерным изысканиям и (или) по подготовке проектной документации. Индексы-дефляторы публикует Минэкономразвития России на официальном сайте в разделе: Деятельность/Макроэкономика/Прогнозы.

Для расчета необходимо использовать показатели по строке «Инвестиции в основной капитал». 

Еще одна проблема при расчете НМЦК ПИР кроется в Федеральном законе от 31.07.1998 г. №145-ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации» (ред. от 14.04.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.05.2023), статья 72 «Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд», в которой определено, что бюджетные заказчики не могут заключать контракт на сумму выше лимитов.

Поэтому даже после подготовки правильной (экономически и технологически обоснованной) сметы, учитывающей все необходимые работы по инженерным изысканиям, все планируемые работы и затраты проектных организаций, заказчики вынуждены снижать начальную цену до выделенного лимита бюджетных обязательств.

В настоящее время для реализации инвестиционных проектов в целях планирования бюджетных средств используются сборники НЦС.

НЦС – это комплекс сметных нормативов, утверждаемых Минстроем ежегодно в виде сборников, показатели которых определяют потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, и предназначены для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства.

Как показывает анализ структуры затрат, учтенных в НЦС, стоимость проектно-изыскательских работ, в совокупности с затратами на экспертизу ПИР, составляют от 2 до 5%, в зависимости от объекта капитального строительства, и не отражают фактические затраты проектно-изыскательских организаций.

Из изложенного выше, можно сделать вывод что, используя существующую систему ценообразования как на этапе планирования инвестиций, так и на этапе расчета НМЦК, правильно и экономически достоверно определить стоимость предполагаемых проектно-изыскательских работ невозможно.

В связи с подобным проблемными расчетами затрат потенциальных исполнителей на проектно-изыскательские работы по отчетности Федеральной антимонопольной службы за период 2021 – 2022 годов не завершились заключением контрактов около 14 % конкурсных процедур на ПИР, то есть или не подано ни одной заявки, или все заявки отклонены.

Исходя из результатов анализа предыдущих периодов, можно спрогнозировать риск срыва государственных контрактов в 2023 году почти на 1,2 млрд рублей.

Во избежание срывов реализации важнейших национальных проектов, по мнению автора, необходимо кардинально менять принципы ценообразования проектно-изыскательских работ.

Во-первых, на этапе планирования инвестиций, во избежание сложных расчётов необходимо разработать укрупненные ценовые показатели стоимости планируемых ПИР.

Во-вторых, на законодательном уровне необходимо изменить само понятие «начальной (МАКСИМАЛЬНОЙ) цены», на «ПРЕДПОЛАГАЕМУЮ стоимость».

В-третьих, закрепить на методологической основе, не только возможность, а ввести обязательность корректировки сметной стоимости ПИР на различных этапах, при этом учесть, что стоимость от предполагаемой может как уменьшиться, так и увеличиться.

Такими этапами, как показывает практика, могут быть:

  • этап технологического и ценового аудита;
  • этап государственной экспертизы ПСД, где необходимо учесть все фактические затраты проектно-изыскательских организаций;
  • этап приемки рабочей документации Заказчиком.
Рисунок №3. Этапы расчета стоимости ПИР

Данные этапы возможно расширить, по согласованию между Исполнителем и Заказчиком, например, выделив этап проведения инженерных изысканий и др.

Предлагаемый план реализации комплекса мероприятий, позволит снизить риски выпуска некачественной проектной документации, некачественно проведенных инженерных изысканий, а также рассчитать справедливую стоимость проектно-изыскательских работ, обеспечив достоверный, экономически и технологически обоснованный уровень затрат.

#методика #НМЦК #ФРСН
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

103
#методика

8 пишем – 12 в уме: ГГЭ готовит новые Методики в сметном нормировании

Главгосэкспертиза активно работает над актуализацией корпуса методических документов, а также сметно-нормативной базы ФСНБ-2022 для обеспечения поэтапного перехода субъектов РФ на ресурсно-индексный метод с I квартала 2023 года
46
#НОСТРОЙ

Айхал Габышев: Для дальнейшего развития стройотрасли необходим переход на тарифную систему оплаты труда

Координатор НОСТРОЙ по ДФО Айхал Габышев уверен, что в стране необходимо кардинально менять градостроительную политику. Бесконечные корректировки устаревшей системы не способны избавить отрасль от негативных тенденций, где корень зла – формирование начальной максимальной цены госконтракта на основе бюджетных лимитов и экономия бюджетных средств, вовлечённых в стройку, за счёт фонда оплаты труда строительных компаний

Вы недавно смотрели

25
#итоги года

На оперативном совещании подвели итоги работы подведомственных Минстрою России учреждений

На оперативном совещании в Минстрое России под председательством Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Ирека Файзуллина об итогах работы в 2022 году и планах на 2023 год рассказали руководители подведомственных Минстрою Росси учреждений - ФБУ «Федеральный центр строительного контроля», ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ», ФАУ «Проектная дирекция Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» и ФКП «Дирекции комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации»
48
#индексы

Минстрой России опубликовал дополнительные индексы для II квартала 2023 года

Опубликовано Письмо Минстроя России от 20.06.2023 г. № 36080-ИФ/09 «О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства во II квартале 2023 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ»
10
#ФГИС ЦС

Более 200 тыс. организаций проверят на соответствие критериям информсистемы ценообразования

Как сообщил глава Департамента градостроительной политики Москвы Сергей Лёвкин, ведомство проверяет более 200 тыс. московских организаций на соответствие критериям включения в Федеральную государственную информационную систему ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС)