Методика и проблемы определения сметной стоимости оплаты труда на объектах транспортной инфраструктуры
Мишин Е.С., к.э.н.
начальник Управления ценообразования
Департамента проектов, смет и экспертизы АО «Дороги и Мосты»
В статье осуществлен анализ методических подходов к определению сметных цен на затраты труда работников в строительстве, применяемых при формировании сметной стоимости строительства.
Оплата труда рабочих и машинистов является значимым элементом прямых затрат в составе сметной стоимости объектов капитального строительства, который служит базой для начисления накладных расходов и сметной прибыли. В совокупности, уровень сметной оплаты труда влияет на 13% — 18% сметной стоимости объектов транспортной инфраструктуры.
При определении сметной стоимости объектов в текущем уровне цен, при применении базисно-индексного метода, уровень оплаты труда отражается либо в составе общего индекса для видов объектов согласно ресурсно-технологической модели, исходя из трудоемкости, разряда
и тарифных ставок, либо индексом к стоимости оплаты труда в региональном или отраслевом разрезах при использовании индексов по элементам прямых затрат.
При применении ресурсно-индексного и ресурсного методов сметная стоимость оплаты труда определяется непосредственно путем умножения величины трудоемкости работ по смете на соответствующие тарифные ставки оплаты труда в текущем уровне цен.
Таким образом, при любом методе определения сметной стоимости тарифные ставки оплаты труда являются базовым элементом, определяющим существенную долю затрат.
Следует отметить, что при применении ресурсно-индексного и ресурсного методов структура сметной стоимости более чувствительна к стоимости тех или иных ресурсов, поэтому точность определения их стоимости и её адекватность особенно важны.
Методика, устанавливающая способ определения сметных цен на затраты труда работников
в строительстве, применяемых при формировании сметной стоимости строительства, утверждена приказом Минстроя России от 01.07.2022 № 534/пр (далее- Методика № 534/пр).
В соответствии с Методикой № 534/пр, сметные цены на затраты труда работников в строительстве, формируются ежеквартально в текущем уровне цен в разрезе ценовых зон на основании информации о среднемесячных размерах оплаты труда рабочего первого разряда занятого в строительной отрасли, установленных для целей определения сметной стоимости строительства и размещенных в ФГИС ЦС.
Среднемесячный размер оплаты труда рабочего первого разряда, занятого в строительной отрасли, за предшествующий календарный год рассчитывается по соответствующей формуле, приведенной в Методике №534/пр и зависит от:
- величины прожиточного минимума в регионе;
- коэффициента индексации по отраслевому тарифному соглашению;
- коэффициентов, учитывающих доплаты и надбавки к тарифным ставкам и окладам, носящих систематический характер и суммарно не превышающих 0,6;
- районного коэффициента;
- среднемесячной величины прочих выплат, не учтенных в составе доплат и надбавок к тарифным ставкам.
Рекомендуемый перечень доплат и надбавок к тарифным ставкам и прочих выплат приведен
в приложении к Методике №534/пр.
Исходя из положений Методики № 534/пр и практики фактической их реализации можно сделать вывод, что сметная стоимость оплаты труда является нормативно регулируемой величиной c незначительной случайной составляющей в виде величины прочих выплат.
Как федеральная, так и любая отраслевая величина среднемесячной оплаты труда рабочего первого разряда рассчитывается по одной и той же Методике № 534/пр, при этом отраслевая
и региональная специфика может отражаться только в части величины прочих выплат и коэффициента индексации по отраслевому тарифному соглашению.
В свою очередь, величина прочих выплат в регионах или отраслевых строительных организациях не имеет устойчивой номенклатуры, размера или порядка начисления.
Система оплаты труда определяется внутри каждой организации принятым порядком начисления заработной платы по различным основаниям, который не связан с отраслевыми или региональными особенностями, состоянием рынка рабочей силы.
В целом, система ценообразования призвана отражать состояние рынка строительных услуг, при этом, в какой-то мере, она одновременно определяет и регулирует этот рынок.
Так, ресурсная и методическая составляющая сметных нормативов является воплощением регулирующей функции, а мониторинг цен на строительные ресурсы теоретически должен отражать ситуацию на рынке.
Однако в части стоимости оплаты труда рыночная ситуация, как в разрезе региона, так и в разрезе отраслей, Методикой №534/пр практически не учитывается, поскольку фактический уровень заработной платы в строительных организациях определяется иными факторами,
в том числе требуемой квалификацией в регионе или в отрасли, спросом на рабочую силу, уровнем оплаты труда в других сферах деятельности, динамикой доходов населения и уровня потребительских цен.
Подавляющая часть дорожных работ на объектах федерального заказа и субъектов Российской Федерации обеспечивается крупными строительными организациями, у которых наработан определенный набор компетенций, технический потенциал, производственные активы,
что обеспечивает определенный уровень качества и производительности. Соответственно, требования к квалификации и уровень оплаты труда рабочих в таких организациях определяется не региональными особенностями с определенным прожиточным минимумом или укрупненными коэффициентами из Тарифных соглашений, а моментным спросом на рабочую силу в рамках реализуемых проектов и её предложением, с учетом мобильности рабочей силы и конкуренцией между дорожными организациями в привлечении опытных кадров.
При этом необходимо понимать, что жизненный цикл объекта, на этапах которого сметная стоимость оплаты труда имеет значение, сильно растянут во времени: от момента определения и утверждения сметной стоимости строительства (проектирование, экспертиза) до завершения строительства. В то же время факторы, влияющие на величину сметной стоимости оплаты труда и, как следствие, долю затрат на оплату труда в составе договорной цены принятые в расчет на момент ее формирования и факторы, определяющие фактическую заработную плату в течение строительства объекта, различны.
Таким образом, отраслевой уровень оплаты труда, рассчитываемый по действующей Методике № 534/пр, никак не связан с реальными факторами, определяющими уровень заработной платы рабочих в отрасли. Статистика о фактическом уровне оплаты труда, собираемая с отраслевых компаний, в силу порядка, предусмотренного Методикой № 534/пр, при определении сметных тарифных ставок практически не используется, а факторы, которые реально влияют на уровень оплаты не учитываются как при расчете величины среднемесячной оплаты труда, так и при формировании договорных цен.
Выходом из сложившей ситуации представляется определение отраслевых тарифных ставок
на основании прямой статистики по выборке отраслевых организаций, обеспечивающих существенную долю выполненных работ за отчетный период собственными силами.
При хорошо проработанном методическом подходе и налаженной системе отчетности возможна ежеквартальная актуализация уровня оплаты труда по организациям, агрегация данных и определение сводных показателей, формирование сметной тарифной ставки.
Комментарии