Комментировать

Как решить проблему ценообразования в инженерных изысканиях?

Сборники базовых цен (СБЦ) в изысканиях требуют серьёзной актуализации с учётом современных технологий и техники. Кроме того, в них необходимо включить расценки на мониторинг, обмерные работы и обследование зданий, а базовые цены, указанные в СБЦ, считать за минимально, а не максимально возможные цены за выполнение изыскательских работ. Но обо всём по порядку.

Актуализация неизбежна

Поскольку сборники базовых цен на выполнение инженерных изысканий были разработаны и утверждены более 15-ти лет назад, существуют несоответствия между методами производства изыскательских работ, заложенными в СБЦ, и новыми технологиями, которые в настоящее время могут применяться при выполнении инженерных изысканий.

Так, например, в СБЦ не предусмотрена возможность выполнения работ с использованием беспилотных летательных аппаратов, цифровая фотограмметрия, лазерное 3D-сканирование объекта и иные современные методы производства работ. Вследствие этого, многие организации отказываются от внедрения в свою деятельность новых технологий производства инженерных изысканий.

В связи с этим предлагается разработать и внести изменения в существующие СБЦ на выполнение инженерных изысканий по отсутствующим технологиям. Данные изменения должны учитывать возможность применения новых технологий при выполнении работ с тем, чтобы стоимость выполнения изыскательских работ обеспечивала возможность закупки, обслуживания и ремонта необходимого оборудования, обучения сотрудников новым технологиям выполнения работ и тому подобное.

Вторая проблема заключается в том, что наряду с СБЦ на инженерные изыскания отсутствуют официальные нормативные документы о величине процентов нормы накладных расходов (HP) и сметной прибыли (СП) для инженерных изысканий. Аналогичные расходы отражены только в примере расчёта сметы по форме ЗП в Методическом пособии по определению стоимости инженерных изысканий для строительства (выпуск 1) 2004 года, а именно: зарплата АУП – 12,33%, технического руководства – 15,2%, вспомогательного персонала – 6,25%, рентабельность – 18%.

В связи с этим, есть предложение разработать конкретные нормативы в процентах HP и СП на федеральном уровне и включить их в Общую часть (пп 3.3.3 – 3.3.5) каждого сборника сметных нормативов по инженерным изысканиям для строительства (СНИИ) или оформить отдельным документом, как в строительстве.

В-третьих, отсутствует СБЦ с прямыми расценками на мониторинг реконструируемых (реставрируемых) зданий и сооружений, а также на мониторинг зданий окружающей застройки, попадающих в зону влияния строительных работ.

Для этого справочника за основу можно взять Пособие по научно-техническому сопровождению и мониторингу строящихся зданий и сооружений, в том числе большепролётных, высотных и уникальных МРДС 02-08, разработанных Росстроем и Правительством Москвы в 2008 году, а также использовать СБЦ на инженерно-геодезические изыскания при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений 2006 года, СБЦ на инженерно-геологические и инженерно-экологические изыскания для строительства, а также СБЦП 81-2001-25 Справочник базовых цен на обмерные работы и обследования зданий и сооружений 2016 года.

Следующий вопрос состоит в том, что в СБЦ на обмерные работы и обследования зданий и сооружений СБЦП 812001-25 нет прямых расценок на вскрытия и зондирования конструкций. Согласно пункту 1.4 Общих указаний СБЦП 81-2001-25, базовыми ценами не учтена стоимость выполнения вскрытий и их заделка, которые должны выполняться силами заказчика, но фактически она выполняется силами исполнителя. Эта работа необходима для выявления состава и размеров обследуемых конструкций. Необходимо разработать прямые расценки на вскрытия и зондирования конструкций.

В понятии «территорий со специальным режимом» в СБЦ на инженерно-геологические и инженерно-экологические изыскания для строительства 1999 года, предлагается применить поправки из текста СБЦ на инженерно-геодезические изыскания при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений 2006 года, как более актуальные. Территории со специальным режимом:

районы и участки, где по обстановке или установленному режиму неизбежны перерывы или затруднения, связанные с потерями рабочего времени при изысканиях: пограничные районы, полигоны, аэродромы, площадки, на которых производятся взрывные работы, участки с сильной запылённостью воздуха, действующие стройплощадки, котлованы, карьеры;

экологически вредные территории и предприятия, территории взрывоопасных, вредных и горячих цехов, территории предприятий оборонной, химической, металлургической, угольной и горнодобывающей промышленности, нефте- и газоперекачивающих станций магистральных трубопроводов, режимных предприятий, действующих электрических станций и подстанций, открытые распределительные устройства электрических станций, полосы шириной до 200 метров вдоль действующих линий электропередачи напряжением 500 кВ и выше;

магистральные улицы (проспекты) городов, а также улицы и бульвары крупных городов и мегаполисов, территории железнодорожных станций, портов, затонов и другое.

Предложения

1. Зафиксировать индексы к сборникам цен на изыскательские и проектные работы и привести все к уровню цен по состоянию на первый квартал 2001 года.

а) СБЦ-2001 – 1,00;

б) СБЦ-1991 – 11,37 (приведённая на первый квартал 2001 года);

в) СЦиР-82 – 1,35×11,37 = 15,34 (приведённая на первый квартал 2001 года);

г) СБЦП-2001 – 1,00.

2. Рассчитывать единый коэффициент на инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование и строительно-монтажные работы, в соответствии с инфляцией в текущем времени.

Проблемы геофизиков

На геофизические работы существует один сборник базовых цен СЦиР-82. Письмом Госстроя СССР от 25 декабря 1990 года № 21-Д «О поправочных коэффициентах к ценам на изыскательские работы для строительства» устанавливался переходной коэффициент 1,21 к ценам на 1 января 1991 года.

В соответствии с приказом Минстроя России от 29 апреля 2020 года № 242/пр, указанное письмо Госстроя СССР утратило силу. Все сметы и оплату геофизических работ при выполнении инженерных изысканий уменьшились на 20%.

Необходимо законодательно вернуть повышенный коэффициент на геофизические работы в прежнем размере.

О справедливой конкуренции на торгах

Правила и процедуры проведения государственных и муниципальных торгов в сфере инженерных изысканий, прописанные в действующем ФЗ № 44, не позволяют на равном уровне конкурировать реальному малому и среднему бизнесу в регионах, иногда тормозят и развитие крупного регионального строительного бизнеса, в связи с тем, что допускает «любому участнику» из любого региона нашей огромной страны участвовать в торгах, не имея представления о местных социальных, экономических, геологических, сейсмических, климатических и географических условиях работы, и как следствие – соответствующего опыта.

Как правило, такие победители торгов не собираются мобилизовать в другой регион свои материальные и человеческие ресурсы. Иногда их просто нет или крайне недостаточно по причине наличия в ряде регионов суровых климатических условий для работы, сложных транспортных схем поставок конструкций и материалов, более высокой цены на материалы, надбавок к зарплатам работающих, иной продолжительности отпусков, иной продолжительности работы женского персонала, иных компенсаций и прочих государственных социальных гарантий работникам в соответствии со статьёй 50 Трудового кодекса РФ. Эти государственные гарантии, которые включаются в затраты (себестоимость) изыскательских работ, заранее ставят организации этих регионов в неравные конкурентные условия с участниками торгов из центральных регионов России.

Особенно страдают от этой несправедливой системы торгов изыскательские организации, у которых в себестоимости работ зарплата и компенсации работникам занимают максимальную часть. Зачастую, результатом таких торгов становится глубокий демпинг с последующим поиском победителем торгов местного исполнителя контракта за 10-20% «откупных». Отсутствие постоянной загрузки вынуждает местные изыскательские организации покупать такие «контракты», чтобы хотя бы сохранить коллектив и имущество предприятия.

Предлагается законодательно закрепить при формировании условий торгов установление преимуществ (повышенных балов оценки) для участников, имеющих соответствующий опыт работы в конкретном регионе.

Некоторые вопросы на этапе прохождения экспертизы

При организации торгов на подготовку проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий технические заказчики включают требование прохождения государственной экспертизы и получения положительного заключения на проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий.

Изыскатели на скорость этой процедуры и независимость экспертизы проекта от экспертизы результатов инженерных изысканий повлиять не могут, из-за чего сроки оплаты работ по инженерным изысканиям существенно задерживаются.

Также стоимость и сроки проведения государственной экспертизы государственное учреждение определяет самостоятельно после передачи ему проектной документации и результатов инженерных изысканий. Выявленные замечания зачастую касаются технического заказчика. Это могут быть замечания к техническому заданию и к исходным данным для проектирования и выполнения инженерных изысканий. Ответить на эти замечания подрядчик не в состоянии и не вправе.

Предложение состоит в том, чтобы направить в Минстрой России предложение о внесении поправок в нормативные документы, запрещающие включение в конкурсную документацию требований к подрядчику о прохождении государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, а также зависимость срока окончательной оплаты работ от результатов такой экспертизы.

В случае получения отрицательного заключения соответствующей экспертизы подрядчик должен исправить самостоятельно имеющиеся замечания за свой счёт. Эти условия должны регулироваться контрактом (договором), что и будет достаточным условием в конкурсной документации качества и гарантии результатов работ.

Демпинг, стоимость и качество

И всё же основным фактором, влияющим на качество выполнения инженерных изысканий и уровень оплаты соответствующего труда, является возможность существенного демпингования недобросовестными участниками торгов, в целях дальнейшей перепродажи контракта по бросовой цене для получения пассивного дохода или самостоятельного «бурения скважин карандашом на бумаге» с построением отчётов, основанных на устаревших результатах инженерных изысканий многолетней давности, без фактического проведения соответствующих работ.

По данному вопросу есть предложение: законодательно запретить снижение предложения о цене на торгах более 15% по сравнению с НМЦК, и в случае понижения цены до такого уровня двумя и более участниками – осуществлять дальнейшую оценку заявок на основании критериев опыта, штата работников и наличия оборудования.

Также у крупных заказчиков изыскательских работ имеет место быть для заключения контракта условие снижения цены работ, рассчитанной по СБЦ, на определённый коэффициент. Такая постановка вопроса приводит опять-таки либо к некачественным работам, либо к работе изыскателей без какой-либо прибыли.

Понятно, что вмешательство в рыночные отношения независимых хозяйствующих субъектов при сложившейся экономической системе может прямо влиять на здоровую конкуренцию, но в некоторых случаях целесообразно регулировать возможность снижения до определённого уровня рассчитанной по СБЦ цены контракта в целях недопущения падения качества результатов инженерных изысканий, ущемления добросовестных изыскательских компаний в достойной оплате труда в сложных полевых условиях, содействия компенсации своевременного обновления парка техники и оборудования, умеренного развития своих компаний.

В данной проблеме нет другого выхода, кроме как законодательно ввести соответствующий запрет.

Источник: За-Строй.РФ

#ценообразование
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

646
#Минстрой

«Ротенберг, ты не прав!» — Минстрой объяснил Путину пустоту претензий дорожников

Минстрой России в лице министра Ирека Файзуллина в ответ на поручение президента Владимира Путина разобраться в жалобе 19 крупнейших дорожно-строительных компаний на перекосы в ценообразовании в строительстве дорог, рассказал президенту, что жаловаться дорожникам не на что
Главгосэкспертиза России
326
#ценообразование

12 плюс: новые методики готовятся к выходу в 2023 году

10 проектов новых методик и два проекта изменений к ранее принятым методическим документам планируются к утверждению Минстроем России в текущем году. Разработка и актуализация методических документов, а также сметно-нормативной базы ФСНБ-2022 проводятся с участием Главгосэкспертизы для обеспечения поэтапного перехода субъектов Российской Федерации на ресурсно-индексный метод с I квартала 2023 года. База вступает в действие уже 25 февраля. К этой дате ФСНБ-2022 будет включать более 53 000 норм и более 40 000 строительных ресурсов

38
#Минстрой

3478 новых и актуализированных сметных норм планируется включить в ФСНБ-2022

Минстрой России утвердил второй и третий пакеты изменений и дополнений в План утверждения (актуализации) сметных нормативов на 2023 год. Соответствующие приказы № 369/пр от 24 мая и № 400/пр от 5 июня 2023 года подписал Министр строительства и ЖКХ Российской Федерации Ирек Файзуллин.