Комментировать

Ценообразование в дорожно-строительной отрасли

Зайцева А.С., начальник отдела методологии ценообразования
Федерального дорожного агентства (Росавтодор)

Ключевыми направлениями деятельности Федерального дорожного агентства в области методологии ценообразования являются:

  • разработка отраслевых индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ по видам объектов «Автомобильные дороги» и «Искусственные дорожные сооружения»;
  • мониторинг основных ценообразующих строительных ресурсов как для контроля динамики роста рыночных цен на основные дорожно-строительные материалы, так и для разработки индексов на основе данных о текущих ценах строительных ресурсов;
  • актуализация Федеральной сметно-нормативной базы ФСНБ-2022 в части разработки новых и актуализации действующих сметных нормативов и методик нормативных затрат, применяемых в дорожно-строительной отрасли;
  • разработка новых и актуализация существующих отраслевых сметных нормативов.

Кроме того, Росавтодор принимает активное участие в работе по переходу дорожно-строительной отрасли на ресурсно-индексный метод наряду с субъектами Российской Федерации, в частности:

  • проводит сбор и анализ информации о текущих ценах ценообразующих строительных ресурсов, согласно специализированному перечню таких ресурсов, утвержденному Минстроем Российской Федерации. В этой связи следует отметить, что Федеральным дорожным агентством в 2023 году была проведена работа по формированию перечня специализированных строительных ресурсов для объектов строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог и искусственных сооружений с целью обеспечения возможности расчета индексов изменения сметной стоимости строительства,
    в том числе по группам однородных строительных ресурсов, применяемых в рамках применения ресурсно-индексного метода определения сметной стоимости строительства. Данный перечень был утвержден Минстроем Российской Федерации;
  • проводит сбор и анализ информации об участниках строительного процесса (производителей и поставщиков в сфере дорожного строительства), зарегистрированных и подающих данные в федеральную государственную информационную систему ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС);
  • решает прочие текущие задачи, стоящие перед отраслью в рамках перехода на ресурсно-индексный метод.

В рамках этих направлений деятельности с ФАУ «РОСДОРНИИ» ведется совместная работа сразу по нескольким направлениям в области ценообразования.

Индексы

Впервые отраслевые индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ
по видам объектов «Автомобильные дороги» и «Искусственные дорожные сооружения» были разработаны по инициативе Росавтодора в 2019 году. С тех пор они ежеквартально публикуются Минстроем Российской Федерации. Их значения определяются расчетным либо прогнозным методом.

На сегодняшний день, с учетом объективной оценки динамики роста текущих цен на строительные ресурсы, отраслевые индексы СМР за прошедший год в 4 квартале 2023 года увеличились относительно индексов 4 квартала 2022 года в среднем для автомобильных дорог на 7 %, а для искусственных сооружений – на 6,3 %.

Отдельного внимания заслуживает расчетный метод определения отраслевых индексов, который осуществляется посредством ранее разработанных ресурсно-технических моделей, учитывающих отраслевую специфику в части примененных в расчете материалов и механизмов. При этом показатели оплаты труда в расчете таких индексов до сих пор используются без учета отраслевой специфики дорожно-строительного комплекса,
на основании утвержденных размеров оплаты труда субъектами Российской Федерации
по строительной отрасли, в каждом регионе РФ соответственно.

Мониторинг

Для решения вопроса нивелирования возможных рисков для дорожно-строительной отрасли,
в рамках антикризисных мер поддержки строительной отрасли, Федеральным дорожным агентством с 2022 года осуществляется еженедельный мониторинг текущих цен основных строительных ресурсов, являющихся ценообразующими в дорожной отрасли.

В результате анализа проводимого мониторинга наблюдается следующая динамика роста цен: на асфальтобетонные смеси и битум в связи сезонностью поставок данных материалов отмечаются более значительные колебания, чем на инертные материалы.

В рамках деятельности, проводимой Федеральным дорожным агентством по актуализации Федеральной сметно-нормативной базы, ведется работа по разработке (актуализации) сметных нормативов в соответствии с Планом Минстроя Российской Федерации, в том числе:

  • актуализации ФСНБ-2022 в части сметных норм сборника 27 «Автомобильные дороги и сборника 30 «Мосты и трубы»;
  • разработки методик нормативных затрат на подготовку проектной документации на проектирование автомобильных дорог и ее конструктивных элементов, а также методик нормативных затрат на подготовку проектной документации на проектирование систем транспортной безопасности и интеллектуальных транспортных систем.

В 2023 году были утверждены и размещены во ФГИС ЦС очередные изменения к ФСНБ-2022, где разработан и актуализирован ряд сметных норм в дорожном строительстве, в том числе следующие шесть сметных норм по автомобильным дорогам и искусственным сооружениям:

  • Удаление линий дорожной разметки;
  • Установка барьерного ограждения;
  • Установка автобусного павильона;
  • Устройство сборных лотков в трубах;
  • Разборка дорожной одежды на мостах;
  • Монтаж пунктов учета интенсивности движения.

В рамках работы, проводимой Федеральным дорожным агентством совместно с ФАУ «РОСДОРНИИ» по актуализации отраслевых сметных нормативов, применяемых при проведении работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и дорожных сооружений на них, осуществляется разработка методик определения сметной стоимости работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных дорожных сооружений на них.

Следует отметить, что в настоящее время отсутствуют методические рекомендации Минтранса Российской Федерации, устанавливающие порядок и правила определения сметной стоимости работ по ремонту автомобильных дорог.

Вместе с тем, существующие методические рекомендации Минтранса Российской Федерации, устанавливающие порядок и правила определения сметной стоимости работ по содержанию автомобильных дорог МС-р №25, действующие с 2014 года, требуют тщательной переработки.

В целях формирования достоверных отраслевых значений нормативов накладных расходов
и сметной прибыли для отраслевых сметных нормативов на ремонт и содержание автодорог Росавтодор совместно с подрядными организациями, выполняющими работы по ремонту
и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения, проработал возможность учета накладных расходов и сметной прибыли от фонда оплаты труда на основании данных по объему и структуре затрат таких организаций.

Кроме того, ведется разработка отраслевых сметных нормативов на выполнение работ по диагностике при проведении работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В части проработки самих отраслевых сметных норм следует отметить, что сформирован новый подход к структуре отраслевой сметно-нормативной базы, основанный на текущих ценах:

  • стоимостная часть в нормах будет отсутствовать;
  • стоимость строительных ресурсов будет возможно формировать, в том числе, посредством ФГИС ЦС (по аналогии с ресурсно-индексным методом).

Ценообразование в субъектах РФ

В отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществление дорожной деятельности, в том числе ценообразование по ремонту и содержанию, в настоящее время обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 12 и 15 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и
о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 № 257-ФЗ ( далее – Закон №257-ФЗ).

При этом номенклатура работ, выполняемых в рамках ремонта и содержания, для всех дорог общего пользования определяется в соответствии с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса Российской Федерации от 16.11.2012 № 402.

На сегодняшний день ввиду отсутствия методических рекомендаций Минтранса Российской Федерации, устанавливающих порядок и правила определения сметной стоимости работ
по ремонту автомобильных дорог, при определении сметной стоимости работ по ремонту автомобильных дорог федерального значения заказчиками в большинстве случаев используется федеральная сметно-нормативная база Минстроя Российской Федерации.
В частности, по устройству слоев износа дорожных покрытий сегодня, с учетом применения базисно-индексного метода, используется ФСНБ-2020.

Для заказчиков регионального уровня, уполномоченных согласно Закону №257-ФЗ осуществлять самостоятельно дорожную деятельность, при составлении сметной документации на ремонт и содержание автомобильных дорог регионального, межмуниципального, местного значения следует руководствоваться нормативными документами и рекомендациями соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При отсутствии указанных нормативно-правовых актов целесообразно инициировать их разработку в целях законодательного установления особенностей определения сметной стоимости работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог
на территории соответствующего субъекта.

Следует отметить, что при переходе на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства, предусмотренный для всей территории Российской Федерации
в обязательном порядке, необходимо будет рассчитывать сметную стоимость строительства объектов дорожно-транспортной инфраструктуры с применением ФСНБ-2022 и данных
о текущих ценах ресурсов из ФГИС ЦС с учетом наличия в ФГИС ЦС цен специализированных строительных ресурсов и индексов по группам однородных ресурсов, учитывающих специфику дорожно-строительной отрасли для соответствующего субъекта РФ.

Индексы по группам однородных ресурсов публикуются для каждого ресурса, за исключением тех позиций, по которым сформирована сметная цена посредством данных ФГИС ЦС.

При отсутствии сметных цен строительных ресурсов в текущем уровне в ФГИС ЦС и
в ФСНБ-2022 допускается расчет сметной стоимости ресурсов на основании конъюнктурного анализа рыночных цен.

Целевой перспективой совершенствования системы ценообразования является повсеместное применение ресурсного метода определения сметной стоимости дорожного строительства,
при использовании которого определение сметной стоимости осуществляется с применением сметных цен строительных ресурсов в текущем уровне цен из ФГИС ЦС в соответствующем субъекте РФ.

#ценообразование #дорожно-строительная отрасль
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

627
#Минстрой

«Ротенберг, ты не прав!» — Минстрой объяснил Путину пустоту претензий дорожников

Минстрой России в лице министра Ирека Файзуллина в ответ на поручение президента Владимира Путина разобраться в жалобе 19 крупнейших дорожно-строительных компаний на перекосы в ценообразовании в строительстве дорог, рассказал президенту, что жаловаться дорожникам не на что
Главгосэкспертиза России
325
#ценообразование

12 плюс: новые методики готовятся к выходу в 2023 году

10 проектов новых методик и два проекта изменений к ранее принятым методическим документам планируются к утверждению Минстроем России в текущем году. Разработка и актуализация методических документов, а также сметно-нормативной базы ФСНБ-2022 проводятся с участием Главгосэкспертизы для обеспечения поэтапного перехода субъектов Российской Федерации на ресурсно-индексный метод с I квартала 2023 года. База вступает в действие уже 25 февраля. К этой дате ФСНБ-2022 будет включать более 53 000 норм и более 40 000 строительных ресурсов

35
#Минстрой

3478 новых и актуализированных сметных норм планируется включить в ФСНБ-2022

Минстрой России утвердил второй и третий пакеты изменений и дополнений в План утверждения (актуализации) сметных нормативов на 2023 год. Соответствующие приказы № 369/пр от 24 мая и № 400/пр от 5 июня 2023 года подписал Министр строительства и ЖКХ Российской Федерации Ирек Файзуллин.