Дополнительное профессиональное образование — как фактор развития дорожно-строительной отрасли
Игнатьев А.А.
доктор технических наук, директор департамента развития отраслевого
образования ФАУ «РОСДОРНИИ»
Дорожно-строительная отрасль является одной из наиболее динамично развивающихся сфер строительной практики, где активно внедряются передовые строительные и информационные технологии, интеллектуальные транспортные системы, используются новые материалы, дорожная техника, обеспечивающие повышение производительности труда и новое качество строительства и эксплуатации дорожно- транспортной инфраструктуры. Это обеспечивается за счет созданной в отрасли системы дополнительного профессионального образования, позволяющей специалистам актуализировать свои знания и осваивать новые.
В 2016 году перед дорожно- строительной отраслью были поставлены новые амбициозные задачи, для решения которых важная роль в создании отраслевой системы повышения квалификации (далее – ОСПК) отведена ФАУ «РОСДОРНИИ», в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги».
С 2015 года произошли положительные изменения, связанные с развитием дорожной инфраструктуры. И с этого периода дорожно-строительная отрасль столкнулась с нехваткой кадров для обеспечения успешной реализации нового национального проекта.
В предшествующий период подготовка кадров была ограничена небольшими объемами строительства, реконструкции, содержания и ремонта автомобильных дорог. И выпуск молодых специалистов был в целом небольшим. Однако после начала активной фазы строительства и реконструкции автомобильных дорог и мостовых сооружений выяснилось, что специалистов
не хватает и дорожно- строительная отрасль испытывает острый кадровый дефицит.
Тогда-то и пришло понимание того, что требуется внедрение нового эффективного инструмента для профессионального развития специалистов во всех регионах страны через реализацию отраслевой системы повышения квалификации- Дополнительного профессионального образования (далее-ДПО).
Эффективность обучения по программам ДПО зависит от разных факторов и успешность освоения материала связана как с уровнем знаний слушателей, так и качеством предоставленного контента образовательных программ, а также системой контроля качества обучения.
Все это предъявляет и новые требования к содержанию и наполнению образовательных программ повышения квалификации. Не менее важную роль здесь играет и форма подачи материала. В условиях ограничений, вызванных пандемией, был успешно освоен дистанционный формат информационного взаимодействия слушателей и преподавателей,
и это, в целом, оказало положительное влияние на расширение масштабов дистанционного обучения.
Появились новые подходы в обучении, появился интерес со стороны слушателей. Уже сейчас
в разных отраслях дистанционная форма обучения используется как качественная альтернатива очному обучению. И несмотря на разные мнения, дистанционная форма обучения активно развивается и открывает новые образовательные возможности для слушателей.
Тем не менее, следует отметить, что ключевым фактором успешности обучения была и остается мотивация самого слушателя и возможности выделения им времени на освоение образовательной программы.
Дорожно-строительная отрасль сегодня является ярким примером масштабного внедрения новых технологий. За пятилетний период было выпущено огромное количество новых государственных стандартов, включающих совершенно новые требования к выполнению целого ряда работ. Ежегодно меняются требования в части ценообразования и сметного нормирования. Появились и новые технологические решения, с которыми ранее отрасль не сталкивалась. В частности, созданы новые асфальтобетонные смеси. Отдельного внимания заслуживают внедряемые технологии информационного моделирования (ТИМ) и интеллектуальные транспортные системы (ИТС). При этом для многих специалистов обучение
в вузах и колледжах закончилось достаточно давно и весь новый материал им необходимо осваивать самостоятельно. Сделать это без систематизации разрозненных, иногда не очень высокого качества, данных в интернете сложно и требуется огромное количество времени. Именно поэтому создание отраслевой системы повышения квалификации для работников отрасли, в рамках которой у каждого из них появилась возможность бесплатно пройти обучение по разработанным программам и получить востребованные знания, стало важной задачей развития дорожно-строительной отрасли. В этой связи для подготовки образовательных материалов была проведена масштабная работа по привлечению ведущих специалистов из профильных вузов и НИИ для записи актуальных видеоматериалов и последующего обучения слушателей курсов.
Так, в последнее время в части ценообразования ведется регулярная работа по его совершенствованию с учетом специфики реализации и эксплуатации объектов дорожного хозяйства. Происходят изменения в федеральной сметно-нормативной базе (ФСНБ), используемой при определении стоимости работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов дорожного хозяйства. Разрабатываются сметные нормы на новые технологии, применяемые при проведении дорожных работ, включая разработку нормативных затрат на работы по подготовке проектной документации. Не остается без внимания и отраслевая сметно-нормативная база (ОСНБ), применяемая при определении стоимости работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений. Постоянно отслеживается динамика изменения стоимости объектов завершенного строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального, межмуниципального и местного значения в Российской Федерации.
Комментарии