О ремонте памятника истории и культуры как основе сохранения культурного наследия
Куликов С.Б.
Ремонт памятника истории и культуры является одним из основных способов сохранения культурного наследия наших предков, позволяющий щадящими методами поддерживать его
в эксплуатационном состоянии. Автором всесторонне анализируется законодательная и нормативная база проведения ремонтов в контексте новых подходов и законодательных инициатив, рассматриваются тенденции упрощения процессов сохранения памятников
истории и культуры через снижение критериев оценки в процессе ведения тех или иных работ,
и выведения текущего ремонта за рамки разрешительной деятельности и придания ему уведомительного характера, что представляется чиновникам от культуры, на взгляд автора, простым и эффективным решением.
Современный этап развития страны характеризуется не только ускоренным старением жилищного-коммунального фонда страны, построенного в советский период, проблема которого решается посредством реализации региональных программ реновации ЖКХ, но и необходимостью выполнения ремонтных и реставрационных работ по объектам культурного наследия федерального, регионального и местного значения. Статья 42 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-ФЗ (в ред. 08.08 2024 года) – (далее — Федеральный закон
№ 73-ФЗ) понятие «ремонт памятника» определяет следующим образом: «Ремонт памятника — научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны».
Основа данной законодательной нормы (определения) — эксплуатационные состояние памятника. Перечисленные в статье 42 Федерального закона № 73-ФЗ виды работ устанавливают их правовое и нормативно- техническое регулирование.
Не совсем точное раскрытие, на наш взгляд, данного определения авторами закона, с одной стороны, включает его в перечень равноправных мер по сохранению объектов культурного наследия, а с другой, вызывает вопросы в связи с некоторой усложненностью подходов к «простому» ремонту, являясь основой для спекуляций со стороны правоприменителей и пользователей.
Истории про невозможность вбить гвоздь или заменить потекшую трубу без сложных процессов разработки научно-проектной документации, прохождения государственной историко-культурной экспертизы и её согласования, прозвучавшая в стенах Совета Федерации, скорее всего, — гипербола, отражающая формальный и безвариантный подход, опирающийся на унифицированность самого определения ремонта, ничем не отличающегося по набору инструментов от прочих мер по сохранению объектов культурного наследия, перечисленных
в Федеральном законе №73-ФЗ, а различающиеся только в целеполагании в результирующей части каждого из определений: «без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта культурного наследия» в случае с консервацией и «проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия» при реставрации. Рассмотрение вопроса исключения унификации определений ремонта и придания более предметного характера каждому из них на основании существующих методологических и практических реалий позволит снизить возможность неоднозначного их толкования.
В данном случае необходимо пересмотреть содержательную часть самого понятия «ремонт», принимая во внимание методологическую основу данного вида реставрационного вмешательства через точное описание технологического процесса, где присутствует возмещение утрат материала внешних отделочных слоев, в том числе покраски (при наличии) или конструкций в силу их естественной деградации, с необходимой, в данном случае, компенсацией утраченного объема или свойств в соответствии с ранее принятыми и реализованными показателями и характеристиками на основании проектных решений.
При отсутствии актуальных проектных решений при текущей эксплуатации это возможно на основании методических рекомендаций по эксплуатации объектов культурного наследия, рекомендованных Минкультуры России в 2017 году.
В целом, и в том, и в другом случае — ремонт можно определить как регламентные работы, поддерживающие историческое здание в эксплуатационном состоянии. Этот проект регламента по эксплуатации объекта культурного наследия, как необходимого документа, создаваемого на основе вышеназванной проектной и нормативной базы, был в повестке работы рабочей группы по реформированию реставрационной отрасли, действовавшей на основании приказа Минкультуры России в 2016-2018 годах… Возможно, к этим же регламентным работам следовало бы отнести и работы по поддержанию инженерного оборудования здания, если эти работы изначально планируется проводить без замены их принципиальной схемы, то есть в части технического регулирования и наладки с заменой расходных элементов.
Если предполагается изменение принципиальных схем инженерной инфраструктуры существующего здания и допускается их затрагивать, то согласно нормам Градостроительного кодекса РФ, данное изменение относится к капитальному ремонту, что вступает в противоречие с нормами законодательства по охране объектов культурного наследия, устанавливающего невозможность изменения предмета охраны, включая объемно-пространственную и планировочную структуру объекта культурного наследия и его архитектурно-художественный облик никаким иным способом, как только на основе подготовки проектной документации в части приспособления к современному использованию.
Большая Советская Энциклопедия определяет понятие «ремо́нт» (франц. remonte, от remonter – поправить, пополнить, снова собрать) как совокупность технико-экономических и организационных мероприятий, связанных с поддержанием и частичным или полным восстановлением потребительной стоимости основных фондов (средств производства) или предметов личного пользования. Ремонтом называют также замену неисправных элементов, устранение возникших изъянов и т.п. Во многом этому определению отвечает принятый в мире, в качестве одного из базовых методов, консервационный подход к сохранению объектов культурного наследия, определяемый как превентивная реставрация.
Превентивная реставрация представляет собой совокупность опосредованных мер воздействия на объект культурного наследия с целью прекращения процессов разрушения и снижения рисков в использовании, чтобы, по возможности, избежать необходимости проведения реставрационных работ.
Комментарии