Комментировать

Управление ТЭПами, сроками и стоимостью: итоги года и новые цели работы Минстроя России — на вебинаре Главгосэкспертизы

Об итогах нормативно-технического и правового регулирования строительной деятельности в 2024 году и о главных задачах на текущий год рассказал заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко на январском вебинаре Главгосэкспертизы России.

«Выход на автоматизированные режимы работы и ускорение сроков строительства остается приоритетной задачей совершенствования регуляторных механизмов для достижения показателей, обозначенных в новом национальном проекте «Инфраструктура для жизни» и Стратегии развития отрасли до 2030 года», – подчеркнул Сергей Музыченко, комментируя принятые нововведения и цели дальнейшей нормативной работы.

Ее основным итогом в 2024 году стали 2 Федеральных закона, 14 постановлений Правительства РФ и 16 приказов Минстроя России. Одно из ключевых изменений – норма федерального закона №280-ФЗ от 8 августа 2024 года, которая допускает возможность в отдельных сегментах строительства обойтись без подготовки рабочей документации и выполнить проектирование объектов в одну стадию. Отмена дублирования стадий «Р» и «П» станет дополнительным фундаментом для сокращения времени и финансовых затрат при строительстве инженерных сетей и коммуникаций, а также для объектов, по которым не требуется проведение экспертизы.

На оптимизацию затрат и сроков строительства также направлены поправки в Градостроительном кодексе, принятые федеральным законом № 261-ФЗ от 8 августа 2024 года. Они позволяют развивать систему подготовки типовой проектной документации без привязки к земельному участку. Сергей Музыченко рассказал, что данная инициатива достаточно долго разрабатывалась, но в итоге было принято решение, которое станет важным инструментом для проектировщиков, в том числе для типизации решений при создании информационных моделей. Он также отметил, что работа по развитию института типового проектирования продолжится и в 2025 году. В частности, предлагается сделать применение типовой проектной документации обязательным для объектов социальной сферы. Такая норма разрабатывается и будет включена в проект постановления Правительства РФ.

Замминистра также подробно прокомментировал другие законодательные инициативы, в том числе подготовленные с участием Главгосэкспертизы России, например, новые механизмы управления технико-экономическими параметрами, сроками и стоимостью объектов.

«Мы наблюдаем много случаев, когда некорректность расчетов технических и стоимостных параметров на начальной стадии приводят к изменениям и удорожанию проектов, а нередко – и к переносу сроков строительства. Поэтому предлагается сместить процесс проектирования, начав его с разработки ТЭПов, как это было в советское время. Мы видим в этом большую перспективу за счет бесшовного внедрения этой стадии в инвестиционно-строительный цикл», – подчеркнул Сергей Музыченко. Кроме того, для сложных объектов разработка ТЭПов и внедрение технико-экономического обоснования начальной стадии проектирования должна стать обязательной. Это поможет в формировании перечня таких объектов.

Замминистра обратил внимание участников вебинара на новый калькулятор укрупненных нормативов цены строительства (НЦС), который разрабатывает сегодня Главгосэкспертиза России как один из инструментов управления стоимостью. Он позволит автоматизировать процессы применения НЦС и тем самым исключить ошибки заказчиков и при планировании инвестиций в части определения предполагаемой стоимости, и при расчете начальной максимальной цены контракта (НМЦК) «под ключ», когда предметом контракта является одновременно проектирование и строительство.

Анонсируя другие меры поддержки заказчиков в сфере ценообразования, которые находятся сегодня в разработке, Сергей Музыченко отметил необходимость внедрения ускоренного возмещения налога на добавленную стоимость (НДС), когда подрядчики, получив аванс, сразу вынуждены перечислить НДС с аванса в бюджет, формульной цены контракта. Это позволит гибко управлять ценой контракта с учетом актуальных показателей инфляции.

В целом для совершенствования системы ценообразования и нормативно-правового регулирования в строительной отрасли разработано несколько комплексных планов мероприятий, содержащих более 30 мер. В частности, одной из главных задач Минстроя России на ближайшую перспективу станет внедрение государственного рейтинга подрядных организаций. Внедрение такого рейтинга на российском строительном рынке позволит объективно оценивать состояние подрядчиков до участия в тендерах.

Вторую часть вебинара провели эксперты Главгосэкспертизы России. Они разъяснили принципы работы с новыми XML-схемами, включая сервисы для их подготовки и загрузки на экспертизу. О машиночитаемом формате задания на проектирование рассказали представители Центра цифровой информации Александр Перепелица и Даниил Державский. В свою очередь, представители блока ценообразования Леонид Дюкарев и Илья Мартынов разъяснили нюансы работы с машиночитаемым форматом ведомостей объема работ (ВОР) и продемонстрировали бесплатный модуль на базе сервиса Комплексной проверки сметных расчетов.

Источник: Минстрой России

#нормативная база #итоги года
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

13
#искусственный интеллект

42,3 тыс. человек обучались по профилю ИИ в 2023 году, из них 81,6% осваивали технологии поддержки принятия решений

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ проанализировал масштабы и условия обучения технологиям, связанным с искусственным интеллектом (ИИ), в российских вузах. Оценки основаны на результатах обследования 1,1 тыс. вузов и их филиалов, проведенного в 2023 году
31
#городская среда

603 города в России признаны благоприятными для проживания по итогам 2022 года

Рассчитан индекс качества городской среды для 1 117 городов. Его значение составляет 192 балла. Прирост среднего индекса качества городской среды по отношению к 2019 году – 13,6%
274
#ценообразование

Анализ системы ценообразования в сфере эксплуатации автомобильных дорог. Актуализация и дополнение сметно-нормативной базы по содержанию и ремонту автомобильных дорог федерального значения

В предлагаемой статье Вишневецкая А.Ю. и Алексеев Н.А. рассмотрели проблемные вопросы формирования нормативно-методической базы и разработки сметных нормативов на работы по содержанию и ремонту автомобильных дорог, отметив необходимость разработки востребованных групп сметных нормативов по содержанию и ремонту автомобильных дорог федерального значения, а также групп сметных нормативов, связанных с эксплуатацией интеллектуальных транспортных систем, проанализировали и обобщили основные преимущества и недостатки отраслевой сметно-нормативной базы, проанализировали систему ценообразования в сфере эксплуатации автомобильных дорог