Комментировать

Строители победы: как создавались заводы в тылу в годы Великой Отечественной войны

Говоря о Великой Победе, мы вспоминаем не только подвиг бойцов на полях сражений, но и самоотверженную работу миллионов людей в тылу. Одна из важных страниц истории Победы – строительство промышленных предприятий в тылу. Невиданный героизм людей на тысячах строек военных лет не только помог победить врага, но и дал мощный импульс укреплению промышленности страны и развитию ее регионов.

С первых же дней войны стала очевидной необходимость перестройки экономики страны на военный лад. Для этого нужно было не только эвакуировать действующие предприятия в восточные регионы и перевести гражданские фабрики на производство военной продукции, но и построить много новых заводов: в первую очередь оборонных, а также обеспечивающих их деятельность предприятий, железных дорог и других видов коммуникаций.

Подвиг строительства заводов в 1941-1945 гг. стал неотъемлемой составляющей Великой Победы, так как исход военного противоборства зависит и от экономического могущества сторон.

В масштабы этого подвига сегодня трудно поверить. Строительство в СССР в годы войны не прекращалось ни на один день. В 1941–1945 годах в СССР возвели 3,5 тыс. заводов.

При этом нельзя забывать о том, что стройки военных лет велись в экстремально трудных условиях: не хватало рабочих рук, техники и материалов, не было возможности создавать приемлемые условия для жизни людей, работавших на строительстве.

Приведем лишь несколько примеров строек, на которых каждый отдавал свои последние силы, средства, здоровье и порой саму жизнь. Примеров невиданного героизма советского народа, который помог приблизить Победу в самой страшной в мире войне.

***

Строительство Челябинского металлургического завода, запланированного для переработки железных руд Бакальского месторождения, началось в 1934 году, однако вскоре стройку заморозили из-за трудностей с техническим обеспечением масштабного проекта.

Но за 10 дней до начала войны стройку было решено возобновить. Вопрос с оборудованием решился сам собой: с осени 1941 года на строительную площадку стали прибывать эшелоны с мощностями эвакуированных предприятий. 

Exposition_of_the_history_of_the_XX_century_-_49.jpeg
Памятная отливка в честь запуска домны №1 Челябинского металлургического завода. Фото: Wikimedia Commons / Vyacheslav Bukharov (CC BY-SA 4.0)

Особенностью развернувшейся стройки был ее многонациональный состав. Представители около 50 национальностей приняли участие в возведении завода. На Южный Урал съезжались металлурги и строители из республик Средней Азии и Закавказья, Центральных районов России и Украины. Большой вклад в строительство завода внесли и трудармейцы, костяк которых составляли советские немцы. 

Строили и бойцы 5-й саперной армии — 6,5 тысяч квалифицированных строителей, освободившихся после сооружения оборонительных рубежей под Сталинградом. «Вспоминая сейчас все стройки, на которых мне до или после этого приходилось участвовать, — напишет позднее Александр Николаевич Комаровский, командующий 5-й саперной армией, — не могу назвать более сложной обстановки, если не считать, конечно, строительства оборонительных рубежей в прифронтовой полосе». 

*** 

Строительство Актюбинского завода ферросплавов — предприятия, которое стало первенцем черной металлургии Казахстана, — началось в 1940 году близ месторождений хромитовых руд (г. Хромтау). Завод был объектом оборонного значения, поэтому подрядчиком выступил НКВД СССР, на строительстве задействовали десятки тысяч человек. 

С самого начала стройка стала настоящим испытанием для всех кто принял участие в ней. Зима 1940 года выдалась на редкость холодной – морозы доходили до минус 40 градусов. Ураганные порывы ветра сбивали людей с ног, наваливали огромные сугробы снега на строительной площадке. Порой автомашины застревали в снегу на полпути от города к стройке. Многие строители из-за непогоды неделями ночевали на стройке. 

5ea28975b782f1587710325.jpeg
Строительство Актюбинского завода ферросплавов. Фото: Казахстанская правда

А 23 июня 1941 г., на второй день войны, на общезаводской митинг собрался весь коллектив стройки. Сотни строителей тут же подали заявления с просьбой отправить их на фронт защищать Родину. Оставшиеся перешли на усиленный режим работы – это был настоящий трудовой фронт. На смену ушедшим на фронт отцам и братьям пришли женщины и дети. 

Первый металл завод дал зимой 1943 года. На торжество в честь пуска завода собрались строители и металлурги, представители областных и городских общественных организаций, прибыли делегации из колхозов области. Над печью вывесили плакат: «Все для победы! Зальем пасть кровожадному Гитлеру нашим горячим металлом!». Трудовая победа актюбинцев совпала с величайшей исторической победой нашей армии в Сталинградской битве. 

*** 

Уральский автомобильный завод в городе Миасс Челябинской области начал строиться в 1939 году. По плану это был не автомобильный, а военный шарикоподшипниковый завод. Но 30 ноября 1941 года Государственный Комитет Обороны принял решение перебазировать производство двигателей на Урал. В Миассе решили организовать автомоторное и литейное производство. Именно это событие стало официальным днём рождения нового автомобильного завода «Урал». 

Военное положение обязывало форсировать процесс. Несмотря на зимние морозы, монтаж оборудования осуществлялся круглосуточно. Стройматериалов катастрофически не хватало, поэтому рабочие снимали станки и монтировали их прямо под открытым небом. Одновременно с монтажом оборудования возводились производственные корпуса. 

news_2020_11_30-_8_.jpg 
Фото: Автозавод «УРАЛ»

Трудности со снабжением вынуждали строить многие цеха этого завода из дерева. Первый цех Миасского автомоторного завода заработал в марте 1942 года, а уже через год Миасс стал уральской столицей грузовых автомобилей. Уральские трехтонки воевали на всех фронтах Великой Отечественной. 

*** 

В результате этого беспрецедентного трудового подвига страна не просто выстояла: промышленное строительство военных лет, развернувшееся в восточных районах СССР, послужило мощным фактором укрепления и наращивания военно-промышленной базы страны и интенсивного развития экономики тыловых регионов в этот период. 

Появились новые центры промышленного производства, получили дальнейшее развитие машиностроительная и металлообрабатывающая отрасли, появились автомобилестроение, производство электроаппаратуры и другие отрасли. 

Можно сказать и больше: Победа в Великой Отечественной войне оказала огромное воздействие на сознание людей и на дальнейший ход и характер развития нашей страны. Вспоминая сегодня, 80 лет спустя, о подвиге миллионов советских людей, мы ощущаем себя их наследниками и хотим быть достойными их памяти. 

Источник: Главгосэкспертиза России

#история
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

7
#история

ДОМ.РФ: реставрация ОКН – драйвер реконструкции центров исторических городов

В Общественной палате РФ состоялось заседание проектного офиса Союза российских городов «Наследие и культурная идентичность». В рамках мероприятия участники обсудили механизмы реализации проектов по сохранению и вовлечению неиспользуемых памятников истории и культуры в хозяйственный оборот
25
#история

Заповедники типового конструктивизма: как строили жилые «ячейки» для рабочих

В Москве сохранилось еще немало уголков жилой застройки конца 1920-х – начала 1930-х годов, которые появлялись в то время на окраинах столицы вблизи фабрик и заводов. Это были первые эксперименты советских архитекторов-конструктивистов с типизацией и унификацией массового жилищного строительства. Так на месте старых деревянных бараков вырастали дома с благоустроенными квартирами и тщательно продуманной планировкой. Одно из таких зданий было построено в 1933 году на Малой Тульской улице для рабочих парфюмерной фабрики «Новая заря». Недавно в историческом конструктивистском доме завершился капитальный ремонт
48
#история

Как достать из-под земли историю Петербурга, или Можно ли превратить Охтинский мыс в музей

Охтинский мыс, расположенный почти в самом центре Санкт-Петербурга при впадении реки Охты в Неву, никогда не был местом паломничества туристов, да и случайные прохожие не нашли бы на нем "открыточных" видов — раньше там стояли промышленные объекты. Тем не менее именно Охтинский мыс может стать историко-археологическим музеем-заповедником