Счетная палата выявила причины незавершенного строительства в сфере дорожного хозяйства
Меры, принимаемые Росавтодором в целях сокращения незавершенного дорожного строительства, оказались недостаточно эффективны. Как показал проведенный Счетной палатой анализ, за период с 1 января 2017 года по 1 сентября 2023 года количество объектов в сфере дорожного хозяйства, строительство которых приостановлено, снизилось на 7 единиц, при этом их объем вырос с 3,6 млрд до 8,9 млрд рублей. Количество и объем проведенных, но не востребованных проектно-изыскательских работ (ПИР) увеличились соответственно с 959 до 1 062 единиц и с 11,6 млрд до 15,9 млрд рублей.
«Несмотря на принимаемые меры, в подведомственных Росавтодору федеральных казенных учреждениях остается актуальной проблема наличия незавершенных объектов капстроительства и значительного объема затрат в проектно-изыскательские работы, результаты которых не востребованы. Так, на 1 сентября 2023 года за ФКУ числилось 374 объекта незавершенного строительства с объемом капвложений 319,3 млрд рублей и произведенные затраты в ПИР в количестве 1 062 единиц с объемом вложений 15,9 млрд рублей».
Количество проблемных объектов (т.е. объектов, строительство которых приостановлено, или объектов без подтверждающих завершение работ документов) составило на 1 сентября 2023 года 88 единиц (23,5 %) с объемом капвложений на сумму почти 9 млрд (2,8 %). Количество проблемных затрат (на незавершенные и утратившие актуальность ПИР) составило 841 единицу (79,2 %) на сумму 8,1 млрд рублей (51,1 %). При этом финансирование основной части проблемных объектов и затрат (909 единиц, или 97,9 %) на сумму почти 11 млрд рублей осуществлялось в период 1989–2017 годов, то есть более пяти лет назад.
На 1 сентября 2023 года количество разработанной, но нереализованной проектно-сметной документации (ПСД) и объем затраченных на нее средств составили соответственно 972 единицы и 12,99 млрд рублей. При этом ПСД по 780 объектам капстроительства на сумму 6,4 млрд рублей не может быть реализована в связи с утратой актуальности.
По мнению Счетной палаты, основными причинами возникновения проблемных объектов в сфере дорожного строительства являются: отсутствие финансирования, решения Росавтодора о нецелесообразности строительства, ошибки в проектных решениях и ненадлежащее качество строительно-монтажных работ.
В свою очередь значительное количество невостребованной ПСД связано с избыточным планированием ПИР, когда стоимость их дальнейшей реализации превышает объемы бюджетных ассигнований, выделяемых Росавтодору на строительство и реконструкцию объектов дорожного хозяйства. По мнению Счетной палаты, сложившаяся ситуация является следствием отсутствия в Росавтодоре установленного порядка планирования и отбора объектов строительства и реконструкции в целях их дальнейшего включения в ФАИП и программы дорожных работ.
Всего за период с 1 января 2017 года по 1 сентября 2023 года были завершены работы по проектированию 297 объектов капитального строительства с объемом произведенных затрат на сумму 13,7 млрд рублей. При этом на 1 сентября 2023 года не реализована ПСД по 157 объектам (52,9 %) на сумму 6 млрд рублей (43,8 %).
Богомолов Валерий Николаевич:
«Указанные факты свидетельствует о необходимости оптимизации расходов Росавтодора путем сокращения количества планируемой к разработке ПСД. Высвободившиеся средства федерального бюджета могут быть направлены на финансирование строительно-монтажных работ, что способствовало бы сокращению сроков реализации объектов, а также уменьшению расходов в связи с удорожанием строительных ресурсов».
Кроме того, анализ выявил отсутствие первичных учетных документов в отношении 77 объектов, строительство которых осуществлялось в период 1991–2015 годов, с объемом капвложений на сумму 2,8 млрд рублей, а также разработанной в период 1990–2017 годов ПСД в количестве 456 единиц на сумму 3,4 млрд рублей. Указанные факты свидетельствует о формальном проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств в ФКУ Росавтодора.
Также Счетная палата обратила внимание, что План Росавтодора по снижению объемов и количества незавершенного строительства не содержит механизмов, направленных на выполнение его пунктов в установленные сроки. Так, в нем не определены ответственные исполнители, не предусмотрены мероприятия по комплексному техническому обследованию и строительно-технологическому аудиту объектов незавершенного строительства.
По результатам анализа Счетная палата рекомендовала Правительству определить основания и критерии отбора объектов строительства, реконструкции и комплексного обустройства автомобильных дорог федерального значения, в том числе для выполнения ПИР. Также контрольное ведомство считает необходимым провести инвентаризацию объектов незавершенного строительства в соответствии с требованиями нормативных и методических документов, восстановить отсутствующие первичные учетные документы и всю сопутствующую документацию.
Источник: Счетная палата РФ
Комментарии