Главные принципы подготовки кадров в новых экономических условиях озвучили на съезде Российского союза ректоров
Новая система высшего образования продолжает тестироваться в пилотном режиме в шести вузах и скоро начнет расширяться, рынок труда и образование должны быть максимально сближены, а студентов необходимо шире вовлекать в науку. Об этом говорили на прошедшем 4 июля в МГУ им. М.В. Ломоносова съезде Российского союза ректоров (РСР). Участие в мероприятии приняли ректор МГУ, президент РСР Виктор Садовничий, помощник президента РФ Андрей Фурсенко, заместитель председателя правительства Дмитрий Чернышенко, президент Российской академии наук Геннадий Красников.
«Российский союз ректоров по праву считается крупной авторитетной общественной организацией, объединяющей более 700 руководителей ведущих высших учебных учреждений нашей страны. <…> Система высшего образования — наш мощный интеллектуальный ресурс, и потому важно, чтобы университеты, академии, институты наращивали свой научный потенциал, становились местом проведения фундаментальных и прикладных исследований, разработки прорывных технологий, настоящими интеллектуальными локомотивами для стратегических отраслей экономики. И, конечно, надо поддерживать талантливых инициативных ученых, преподавателей и наставников, как российских, так и зарубежных, создавать такие условия, чтобы они стремились трудиться в наших вузах», ― зачитал приветствие президента России В.В. Путина его помощник Андрей Фурсенко.
В современных условиях высшая школа должна быть нацелена на развитие потенциала каждого человека, а молодежи необходимо помогать строить карьеру в области науки и технологий. Эти задачи ставят Указ президента РФ «О национальных целях развития» и обновленная стратегия научно-технологического развития. Об этом напомнил заместитель председателя правительства Дмитрий Чернышенко.
«В прошлом месяце президент своим указом утвердил семь приоритетных направлений научно-технологического развития и 28 важнейших наукоемких технологий. Подготовка квалифицированных специалистов для разработки и ускоренного внедрения в экономику таких технологий ― это приоритет правительства. Большой вклад вносят инициативы десятилетия науки и технологий, которое проходит по поручению президента. Они предусматривают не только популяризацию науки, но и непосредственное вовлечение научных организаций и вузов в решение важнейших задач, которые стоят перед наукой», ― сказал Дмитрий Чернышенко.
Говоря про новую национальную модель высшего образования, которая сегодня проходит апробацию в шести вузах-участниках пилотного проекта, Д.Н. Чернышенко рассказал, что в прошлом году обновленная система включала в себя 113 специальностей и направлений подготовки, по которым уже учится больше 5 тыс. человек. А в нынешнем учебном году проект охватит 173 специальности. Ключевой задачей системы высшего образования в России остается ликвидация дефицита подготовленных кадров, который есть практически во всех отраслях экономики и социальной сферы.
В условиях напряженности и нестабильности геополитической обстановки перед высшей школой стоит задача организации такой модели университетского образования, которая обеспечит научно-технологический суверенитет страны. Она должна соответствовать потребностям государства и уровню мирового технологического развития. Это в своем выступлении отметил Виктор Садовничий.
«Новые экономические и технологические условия в России требуют от системы высшего образования эффективных подходов в подготовке кадров, в основе которых должны лежать следующие принципы. Первое ― фундаментальность образования, особенно математического в сочетании с гибким подходом к образовательному процессу и нацеленностью на прикладной результат. Второе ― междисциплинарность. Третье ― подготовка профильных специалистов в области информационных технологий и искусственного интеллекта. Четвертое ― расширение цифровых компетенций для непрофильных специальностей. Пятое ― развитие фундаментального инженерного образования», ― сказал Виктор Садовничий.
Российский союз ректоров активно сотрудничает с Российской академией наук. В частности, сегодня это взаимодействие может касаться модернизации системы научно-методического руководства, чем сейчас занимается РАН. Об этом сказал президент РАН Геннадий Красников.
«В этом году РАН отмечает 300-летие со дня своего основания. Это большая дата, и говоря о ней, мы часто вспоминаем сильнейшие научные школы, которые появились благодаря большой наставнической деятельности членов академии и, в том числе, благодаря университетам. Чтобы традиции формирования научных школ продолжались, очень важно вовлекать в научную деятельность яркую талантливую молодежь. Учеба в вузах ― это замечательная возможность заинтересовать студентов наукой», ―сказал глава академии наук.
Геннадий Красников добавил, что молодежь, которая приходит в науку, должна быть готова проводить масштабные исследования, обладать необходимыми навыками и знаниями. Президент РАН напомнил, что новый законопроект об обязательном участии академии в экспертизе школьных учебников, принятый Госдумой в первом чтении, отчасти направлен на решение этой задачи.
Источник: Научная Россия
Комментарии