Комментировать

Типовые условия контрактов, приемка и оплата выполненных работ

Митяева Н.Б.,
эксперт по ценообразованию и сметному нормированию в области производственного строительства, объектов энергетики и ЖКХ

«Методики определения стоимости на этапах ЖЦ инвестиционного проекта»

Лекция № 7 «Типовые условия контрактов, приемка и оплата выполненных работ»

  Рассмотрим следующие вопросы:

  1. Типовые условия контракта, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2023 № 1066 (вводятся в действие с 01.09.2023).
  2. Действующие типовые условиях контрактов.

В процессе выполнения работ по строительству, реконструкции, капитального ремонта, сносу объектов капитального строительства все взаимоотношения между заказчиком и подрядчиком выстраиваются на основании договорных отношений и регулируются положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – 44-ФЗ) и «Положением о закупках», если договор строительного подряда заключен по результатам закупки в соответствии с Законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее –223- ФЗ).
Для государственных и муниципальных контрактов Минстрой Российской Федерации утвердил приказом от 14.01.2020 № 9/пр «Типовые условия контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства (кроме автодорожной отрасли и некоторых других видов строительства)».
С 1 сентября 2023 года вводятся в действия новые типовые условия контрактов (далее – Типовые условия) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2023 № 1066 (далее – Постановление № 1066). И действующие и вновь утвержденные типовые условия содержат положения по приемке и оплате работ по смете контракта, составленной по конструктивным элементам, конструктивным решениям, комплексам или видам работ.
Необходимо отметить, что Типовые условия, утвержденные Постановлением № 1066 существенно не отличаются по смыслу от Типовых условий, утвержденных приказом Минстроя Российской Федерации, но имеют более высокий юридический статус.

Рассмотрим отдельные положения Типовых условий, утвержденных Постановлением № 1066.

Подрядчик обязан выполнить работы по строительству и реконструкции в соответствии с проектной документацией, работы по капитальному ремонту в соответствии с актом, утвержденным застройщиком или техническим заказчиком и содержащим перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, работы по сносу объекта капитального строительства в соответствии с проектом организации работ по сносу. Также основанием для выполнения работ могут служить иные документы, которые являются неотъемлемой частью контракта. Подрядчик имеет право требовать от заказчика надлежащего и своевременного выполнения обязательств, предусмотренных контрактом.

Заказчик обязан осуществлять содействие подрядчику в исполнении им своих обязательств по контракту, передавать в срок строительную площадку, документы, являющихся неотъемлемой частью контракта и т. д.

Заказчики и подрядчики обязаны отправлять уведомления, обращения и требования, связанные с исполнением контракта и соответственно отвечать на них в течение 10 рабочих дней, если иной срок не оговорен контрактом.

Типовыми условиями установлен гарантийный срок на результат работ не менее 5 лет, исключение составляют работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений. Гарантийные сроки на результат этих работ устанавливаются в соответствии с приложением к Типовым условиям.
В зависимости от видов работ составляют от 1 года до 10 лет.

Обратимся к условиям о цене контракта: в контрактах указывается цена в рублях с учетом НДС, а если контракт заключается с лицами, не являющимися в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах плательщиками налога на добавленную стоимость, цена контракта НДС не облагается.

В новых Типовых условиях, не уточняется, что цена контракта твердая, но это не означает, что можно заключить контракт с приблизительной ценой. Для государственных или муниципальных контрактов не предусмотрено заключение контракта с приблизительной ценой, а только с твердой в соответствии со статьей 34 44 -ФЗ.

В Типовых условиях имеется указание, что сумма, которая подлежит уплате заказчиком, уменьшается на размер налогов, сборов или иных платежей в бюджеты системы Российской Федерации, если заказчик обязан уплатить такие налоги, сборы и платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Это условие согласуется с требованием пункта 2 части 13 статьи 34 44-ФЗ: в контракт включаются обязательные условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком. То есть, если заказчик уплачивает, например, НДФЛ и все необходимые страховые взносы за подрядчика, то цена контракта уменьшается на размер этих выплат.

В Типовых условиях, касающихся изменения и расторжения контракта, приводятся ссылки на законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением случаев, указанных в 44-ФЗ. В статье 95 44-ФЗ указаны положения, когда можно изменить цену: при изменении объема и (или) видов выполняемых работ с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации не более чем на 10 процентов; для контрактов, заключенных на срок не менее одного года, в случае возникновения независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию по решению Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации не более чем
на 30 процентов.

По соглашению сторон в соответствии с частью 65.1 статьи 112 44-ФЗ существенные условия контрактов, в том числе цена могут быть изменены для контрактов, заключенных до 1 января 2024 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

Условием изменения цены является наличие лимитов бюджетных обязательств, доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации на срок исполнения контракта. Вышеуказанная причина изменения цены контракта является частью антикризисных мер, принятых Правительством Российской Федерации в 2022-2023 годах.

Изменения существенных условий контракта в соответствии с Типовыми условиями должны быть оформлены с обязательным направлением письменного предложения от стороны контракта, которая предлагает внести изменения с приложением обосновывающих документов и информации. Другая сторона должна в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения предложения дать обоснованный отказ или подписать дополнительное соглашение.

Обратимся к условиям о приемке и оплате выполненных работ. Приемка выполненных работ, в том числе отдельных этапов работ, осуществляется на основании документов о приемке работ, подтверждающих их выполнение в соответствии с условиями контракта.

В Типовые условия включено положение о приемке конструктивных элементов, конструктивных решений, комплексов работ: при приемке выполненных работ не осуществляется сопоставление технологии производства фактически выполненных работ технологиям, принятым при разработке сметных нормативов, а также не выделяется стоимость учтенных в цене конструктивных решений (элементов) и (или) комплексов (видов) работ сметы контракта, прочих работ и затрат (в том числе зимнее удорожание, осуществление работ вахтовым методом, командирование рабочих, перебазирование строительно-монтажных организаций) и затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений, непредвиденных работ и затрат подрядчика.   

При приемке выполненных работ не требуется обоснование размера понесенных подрядчиком расходов на выполнение указанных работ и затрат, учтенных и не подлежащих выделению в цене конструктивных решений (элементов) и (или) комплексов (видов) работ сметы контракта. То есть конструктивный элемент или комплекс работ принимается только после его полного выполнения, при этом оплачивается цена конструктивного элемента или комплекса работ по смете контракта, а не по локальному сметному расчету, по которому формировалась стоимость конструктивного элемента или комплекса работ. Данное положение соответствует требованиям части 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса, в которой определено, что сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов не используются при исполнении контракта.
В Типовых условиях, кроме того, отмечено, что не выделяется стоимость и не требуется обоснование размера прочих затрат, но тем не менее, подрядчик обязан подтвердить факт наличия этих затрат, например, временные здания и сооружения построены и указаны на исполнительных схемах, рабочие были действительно направлены в командировки, а машины и механизмы перебазировались, присутствовали дополнительные работы и затраты, которые компенсируются за счет стоимости непредвиденных работ и затрат.

Следует отметить, что Типовые условия распространяются на все виды строительства, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства. Дополнительно для ремонта автомобильных дорог и искусственных сооружений действуют типовые условия контрактов на выполнение работ по ремонту, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2023 № 572.
Приемка и оплата выполненных работ по ремонту осуществляется на основании документа о приемке в соответствии с проектом по ремонту или сметным расчетом, условиями контракта. Ремонт автомобильных дорог и искусственных сооружений по типу относится к текущему ремонту, поэтому отсутствует требование формировать смету контракта по конструктивным элементам, а заказчик может ее формировать по своему усмотрению.

Ранее действующий приказ Минтранспорта Российской Федерации от 05.02.2019 № 37 утратил силу в части типовых условий по ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений и окончательно утратит силу с 01.09.2023, с момента ввода в действия Постановления № 1066 для строительства, реконструкции и капитального ремонта автодорог и искусственных сооружений.

На рисунке 1 показаны типовые условия контрактов действующие и вводимые в действие с 1 сентября 2023 года.

Рис.1. Типовые условия контрактов

Для договоров строительного подряда, заключенных по результатам проведенных закупок по 223-ФЗ Типовые условия желательно включить в типовые договора для определения условий приемки работ по конструктивным элементам, конструктивным решениям, комплексам или видам работ.

Разъяснения по применению типовых условий и исполнению контрактов и договоров регулярно публикуются в телеграмм-канале «Школа ценообразования» по ссылке: https://t.me/shkolamityaevoy.

Источник: СметаНа

Комментировать

Комментарии

Комментировать