Комментировать

Определение сметной стоимости ремонта и содержания автодорог федерального значения и дорожных сооружений, являющихся их технологической частью

Дорошева Ю. А., начальник отдела ценообразования
и сметного нормирования ФКУ «Центравтомагистраль»

Согласно части 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 25.12.2023) государственной экспертизе в части проверки достоверности определения сметной стоимости подлежит только проектная документация на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт. В случае, если работы не обладают признаками строительства, реконструкции, капитального ремонта, работ по сохранению объектов культурного наследия,
то такая проектная документация не может быть предметом рассмотрения государственной или негосударственной экспертизы (п. п. 9, 35 Приложения к письму ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 27.02.2020 № 08-05-1/2390-НБ).

Номенклатуру работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог рекомендуется определять в соответствии с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту
и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказами Минтранса Российской Федерации от 16.11.2012 № 402 и от 20.03.2023 № 91.

Сметная стоимость содержания автодорог федерального значения и дорожных сооружений, являющихся их технологической частью формируется в соответствии с Распоряжением Минтранса Российской Федерации от 28.03.2014 № МС-25-р «Об утверждении Методических рекомендаций по определению стоимости по содержанию автомобильных дорог федерального значения» (далее- Методика).

Основой определения объемов работ по содержанию являются показатели периодичности (цикличности) выполнения работ.  При определении сметной стоимости содержания автомобильных дорог федерального значения или их части, рассматриваемой как объект содержания, применяются отраслевые сметные нормативы и прочие сметные нормативы.

При наличии нескольких сметных нормативов на какой-либо вид работ, приоритетными являются отраслевые сметные нормативы. В соответствии с п.18 Методики в качестве прочих сметных нормативов могут применяться:

1) государственные элементные сметные нормы, федеральные единичные расценки, разработанные для определения стоимости строительных и ремонтных работ, аналогичных
по составу работам, выполняемым при содержании автомобильных дорог;
2) сборники базовых цен на проектные и изыскательские работы;
3) индексы изменения сметных цен и прогнозные индексы-дефляторы;
4) сборники сметных цен на строительные материалы и эксплуатацию машин и механизмов;
5) цены и тарифы, в отношении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено государственное регулирование;
6) региональные коэффициенты к ставкам оплаты труда;
7) отраслевые и корпоративные методические документы, сметные нормы и расценки, разработанные для других отраслей экономики, на выполнение работ и оказание услуг, аналогичных входящим в состав затрат на содержание автомобильных дорог.

В соответствии с п. 20 Методики при выполнении расчетов сметной стоимости работ по содержанию автомобильных дорог федерального значения (далее — сметная стоимость работ) применяются следующие методы:

а) ресурсный;
б) метод укрупненных сметных нормативов;
в) метод определения сметной стоимости работ на основании банка данных  о ценах на рынке дорожных работ;
г) базисно-индексный метод.

Применение разных методов определения сметной стоимости работ в одной смете Методикой не рекомендуется.

Сметная стоимость содержания автодорог федерального значения и дорожных сооружений, являющихся их технологической частью формируется с применением «Отраслевых сметных нормативов, применяемых при проведении работ по содержанию автомобильных дорог федерального значения и дорожных сооружений, являющихся технологи-ческой частью этих дорог», утвержденных приказами Минтранса Российской Федерации от 04.12.2014 № 374
и №454 (ред. от 07.08.2020), единичные расценки которых рассчитаны в ценах на июль 2012 г. Для пересчета в уровень цен на год планирования применяется индекс потребительских цен
(на период более одного года-произведение индексов-дефляторов на соответствующие годы).

В соответствии с п.46 Методики норматив накладных расходов на работы по содержанию автомобильных дорог федерального значения составляет 20% от прямых затрат,
а в соответствии с п.49 Методики норматив сметной прибыли для определения стоимости по содержанию автомобильных дорог федерального значения составляет 15% от суммы прямых затрат и накладных расходов.

Работы по ремонту автомобильных дорог аналогичны работам, осуществляемым при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог и, соответственно, определение стоимости таких работ должно осуществляться с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, расценок и цен, включенных в федеральный реестр сметных нормативов (письмо Минстроя Российской Федерации от 01.02.2019 № 2916-ИТ/09).

Нормативной базой для определения сметной стоимости работ по ремонту являются ГЭСН, ФЕР, НЦС, ФСЭМ, ФССЦ, Сборник отраслевых сметных нормативов на ремонт (ЭСНиЕРр),
а также Методика определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя Российской Федерации от 04.08.2020 № 421/пр.

Ввиду отсутствия Методики определения стоимости ремонта процент нормы накладных расходов и процент нормы сметной прибыли определяются в соответствии с нормативными документами, включенными в ФРСН.

Расчет сметной стоимости по ремонту автомобильных дорог на основании ФСНБ осуществляется путем пересчета из базисного в текущий уровень цен с применением ежеквартальных индексов изменения сметной стоимости строительства Минстроя Российской Федерации в соответствии с п.45 Методики. Поскольку территориальные сборники ОСН
на ремонт автомобильных дорог (ЭСНиЕРр) приведены в ценах на 01.01.2015г., то расчет сметной стоимости работ по ремонту автомобильных дорог на основании сборников ОСН (ЭСНиЕРр) осуществляется  пересчетом из уровня цен 2014 г. в текущий уровень цен  путем произведения среднегодовых индексов-дефляторов по строке «Строительство» Минэкономразвития России, начиная с индекса-дефлятора на 2015 год.

Начальная (максимальная) цена контракта на работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог федерального значения и дорожных сооружений, являющихся их технологической частью определяется в соответствии со ст.22 Федерального закона
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее- Закон № 44-ФЗ).

На работы по содержанию автомобильных дорог федерального значения и дорожных сооружений, являющихся их технологической частью, в соответствии с частью 6 статьи 22 Закона № 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.  

По объектам ремонта начальная (максимальная) цена контракта определяется
и обосновывается посредством применения проектно-сметного метода, выполняемого на основании сметных нормативов, включенных в ФРСН. Дополнительно возможно применение метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) в соответствии со статьей 22 Закона
№ 44-ФЗ. Если начальная (максимальная) цена по методу анализа рынка ниже, чем по проектно-сметному методу, то осуществление закупки по объектам ремонта производится по наименьшей начальной (максимальной) цене контракта.

#сметная стоимость #дорожно-строительная отрасль
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

20
#ФГИС ЦС

Актуальные цены на продукцию и услуги предоставили 600 строительных компаний

Стройкомплекс столицы на постоянной основе работает с отраслевыми предприятиями по вопросам регистрации и предоставления информации в указанную систему
644
#сметная стоимость

Анализ стоимости строительства объектов в дорожной отрасли, определённой ресурсно-индексным методом  с использованием ФСНБ-2022. Сравнение стоимости СМР и структуры затрат при определении стоимости базисно-индексным и ресурсно-индексным методами

В предлагаемой статье Алексеев Н.А. и Вишневецкая А.Ю. рассмотрели методологические вопросы определения стоимости строительства объектов в дорожной отрасли на основе РИМ с использованием ФСНБ-2022, выполнили пересчёт сметной стоимости строительства объектов дорожной инфраструктуры (в рамках объектного сметного расчёта) двумя методами - БИМ и РИМ с целью анализа и сравнения величины отклонений в стоимости, изменений в структуре затрат, определения процента накладных расходов и сметной прибыли в общей стоимости СМР
30
#экспертиза

Беспрецедентную экономию бюджетных средств обеспечила городу Санкт‑Петербургская госэкспертиза

За 9 месяцев 2022 года по результатам экспертизы обеспечено общее снижение сметной стоимости по объектам, финансируемым из бюджета Санкт‑Петербурга, на 21,42 млрд руб