Комментировать

Заповедники типового конструктивизма: как строили жилые «ячейки» для рабочих

В Москве сохранилось еще немало уголков жилой застройки конца 1920-х – начала 1930-х годов, которые появлялись в то время на окраинах столицы вблизи фабрик и заводов. Это были первые эксперименты советских архитекторов-конструктивистов с типизацией и унификацией массового жилищного строительства. Так на месте старых деревянных бараков вырастали дома с благоустроенными квартирами и тщательно продуманной планировкой. Одно из таких зданий было построено в 1933 году на Малой Тульской улице для рабочих парфюмерной фабрики «Новая заря». Недавно в историческом конструктивистском доме завершился капитальный ремонт.

«Конструктивизм – это очень яркий стиль в архитектуре, часто встречающийся в жилом фонде столицы. Сохранить его – задача очень важная. Мы разработали уникальный проект проведения работ по капитальному ремонту дома №2/1 корпус 26 на Малой Тульской улице. Подобрали максимально подходящие материалы и оборудование», – рассказал заместитель генерального директора Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы Владимир Кожиченков.

По данным ведомства, в ходе работ на здании обновили фасады, восстановили кирпичную кладку. Специалисты также отремонтировали швы, заменили элементы рядной кладки и восстановили межрядный раствор. Кроме того, привели в порядок окрашенные элементы фасада, оконные откосы, заменили отливы и входные группы. Также отремонтировали цоколь, козырьки и крылечки.

И хотя 90-летнее здание в пять этажей не имеет охранного статуса памятника архитектуры, бережная реализация проекта капитального ремонта позволила вернуть ему первоначальный вид, подчеркнув все характерные черты новаторского архитектурного стиля. В частности, выступающие горизонтальные линии между этажами – не что иное, как отсыл к идее ленточных окон, которые применялись во многих конструктивистских домах из железобетона. В более компактных кирпичных постройках архитекторы обходились устройством крупноразмерных оконных конструкций, пропускающих максимум света в помещения.

«Фасад дома обладает лаконичной пластикой, однако он выделен декоративными элементами. Каждый уровень подчеркнут межэтажным поясом, вертикали окон в местах общего пользования объединены лопатками, которые сформированы структурой кирпичной кладки», – отметили специалисты Фонда капитального ремонта города Москвы, комментируя итоги работ в жилом доме фабрики «Новая заря».

Он был построен в составе конструктивистского жилмассива на Малой Тульской улице, 2/1 (корпуса 2-5 и 18-26) по проекту известных архитекторов Ивана Андреевича Звездина (1899-1979) и Михаила Ивановича Мотылева (1891-1969). Зодчие также спроектировали множество других жилых и общественных зданий в различных районах Москвы, выполненных в стиле конструктивизма. Это единственное направление в мировой архитектуре, зародившееся в России. Функциональность и рационализм – его главные отличительные особенности, позволявшие реализовать в 1920-1930-е годы идею «экономического строительства» в комплексе с жилой и социально-бытовой инфраструктурой. Так, помимо знаменитых домов-коммун, построенных в самом центре Москвы – в том числе Дома Наркомфина, Дома-коммуны на Гоголевском бульваре и других – один за другим появлялись отдельные здания и целые конструктивистские кварталы на промышленных окраинах столицы. Вблизи фабрик и заводов строились жилые дома высотой от четырех до шести этажей с просторными и оборудованными всем необходимым для жизни «ячейками». Такой термин архитекторы-конструктивисты использовали при планировке типовых квартир-секций.

s3.png
Дом Наркомфина

В отличие от типовых «хрущевок» 1960-х, квартиры в конструктивистских домах в начале периода индустриализации выделяются более толстыми стенами, просторными комнатами с высокими потолками. Кроме того, благодаря особенностям внутренней планировки помещения в таких домах были ориентированы на разные стороны, тем самым архитекторы добивались наиболее эффективных решений для инсоляции и проветриваемости помещений. Этой же задаче было подчинено особое расположение корпусов на местности, что обеспечивало равномерное освещение всех сторон каждого дома. И это еще одна из характерных черт типового конструктивизма, которые до сих пор выгодно отличают сохранившиеся островки жилой застройки 1920-1930-годов в разных районах Москвы.

Кстати, архитектор Иван Звездин в 1929 году был назначен «ответственным архитектором участка литеры 3» Центрального проектного бюро Мосстроя. Именно там были разработаны проекты застройки рабочих кварталов по Малой Тульской, Большой Серпуховской и другим улицам на юге Москвы, где было особенно много промышленных предприятий.

В конце 2022 года положительные заключения Московской государственной экспертизы получили еще два проекта капитального ремонта жилых домов в конструктивистском жилмассиве на Малой Тульской улице, 2/1. На этот раз отремонтируют корпуса 25 и 22 постройки начала 1930-х годов.

Фото: Фонд капитального ремонта многоквартирных домов г. Москвы, Владимир Гердо/ТАСС

Источник: Главгосэкспертиза России

#история #архитектура
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

17
#архитектура

Архитектурные конкурсы в Петербурге приравняют к прохождению Градсовета

Проведение застройщиками архитектурных конкурсов хотят приравнять к прохождению Градсовета. По словам источников, об этом уже почти договорились со Смольным
23
#архитектура

Британское архбюро SimpsonHaugh and Partners реализует первый проект в России

По информации застройщика, 34-этажное жилое здание от архбюро станет частью «Архитектурного парка» жилого квартала Republic, который образуют 10 жилых и одно офисное здание, высотой от 24 до 45 этажей