Комментировать

Стратегия-2030 требует оценки рисков и корректировки

Не прошло еще и двух месяцев со дня принятия Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ — 2030, как уже и Счетная палата нашла риски ее реализации, и экспертное сообщество предлагает внести корректировки.

8 декабря состоялось заседание Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса при Совете Федерации на тему «Стратегия развития строительной отрасли: приоритеты и задачи». Мероприятие провела заместитель Председателя Совета Федерации Галина Карелова. А участие в нем  приняли сенаторы, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, бизнеса и экспертного сообщества.

Как известно, в конце октября Правительство РФ утвердило Стратегию развития строительной отрасли и ЖКХ на период до 2030 г. Документ направлен на достижение национальных целей по улучшению жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно. А ключевые задачи – повышение доступности и комфортности жилья, улучшение качества городской среды и формирование высокотехнологичных, конкурентоспособных отраслей строительства и ЖКХ.

Как рассказала статс-секретарь, заместитель министра строительства и ЖКХ Светлана Иванова, объем работ, выполненных в строительной отрасли за январь – октябрь 2022 г., составил 9,6 трлн руб. – это на 5,8% выше, чем в прошлом году. И таких хороших показателей строительная отрасль смогла достичь за счет заделов, запасов прочности, сделанных в прошлые годы.

Уязвимые направления

В то же время, как заметила Галина Карелова, есть ряд вопросов, которые требуют внимания органов государственной власти и принятия своевременных мер, чтобы предотвратить появление проблем в перспективе.

В первую очередь необходимо сформировать систему дополнительных мер поддержки отечественных производителей строительных материалов. Ни для кого не секрет, что цены растут, а трудностей, касающихся строительных материалов, стало только больше. И хотя работа по импортозамещению в этой сфере идет, но, по словам сенатора, она должна приобрести динамику и четкое понимание участия регионов в решении проблемы. Поэтому такие меры поддержки необходимо определить в разрабатываемом Минстроем России плане мероприятий по реализации Стратегии. Они и дадут новый импульс к дальнейшему развитию российской строительной отрасли в целом.

Второй момент, требующий поддержки, — это запуск комплексной программы модернизации коммунальной инфраструктуры с 2023 по 2027 гг. В ее рамках планируется ежегодное предоставление регионам субсидий на реализацию мероприятий по реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры. Для этого требуется проанализировать возможность софинасирования разработки проектно-сметной документации на объекты инженерной инфраструктуры, ведь поддержка в этом вопросе крайне востребована для большинства субъектов, особенно на территориях со сложными природно-климатическими условиями. А методика формирования программ модернизации – это определяющее условие предоставления субсидий. Поэтому крайне важно выстроить слаженную работу региональных властей с федеральным центром для своевременного предоставления необходимой документации.

План есть

Как отметил Галина Карелова, Минстрой России готовит план реализации Стратегии, и Верхняя Палата заинтересована в том, чтобы в нем были отражены меры поддержки, касающиеся практически каждого региона. При этом важно параллельно разрабатывать региональные программы, сделав особый упор на поддержку Арктики и Дальнего Востока. А предложения регионов учтут при подготовке плана мероприятий по реализации Стратегии – об этом сообщила Светлана Иванова.

Так, по ее словам, для реализации Стратегии в Минстрое приступили к разработке плана мероприятий, который предусматривает 8 разделов и 288 мероприятий. В следующем году план мероприятий должен быть утвержден. А в целом Стратегия представляет собой комплекс мер, которые охватывают все виды строительства – жилищное, транспортное, инфраструктурное, промышленное, а также определены приоритеты, меры и мероприятия по каждому разделу.

И основная задача Стратегии – взаимно увязать планы по строительству, предусмотренные иными стратегическими документами, обеспечивая опережающее инфраструктурное развитие и создание комфортных условий проживания для жизнедеятельности. При этом в Стратегии предусмотрены 2 сценария – базовый и рисковый, и поставлена задача – обеспечить доступность жилья для 2/3 граждан, а для этого нужно построить не менее 1 млрд кв. м жилья до 2030 г.

Также в документе учтены мероприятия по вовлечению в оборот новых земельных участков, обеспечению необходимой инфраструктуры территорий под жилищное строительство, развитие механизма КРТ и ИЖС. И инфраструктурное развитие сегодня крайне важно – поэтому стоит задача запустить программу модернизации ЖКХ.

Кроме того, продолжается работа по сокращению инвестиционно-строительного цикла и административных процедур. И необходимо привести стратегические документы в соответствие с утвержденной Стратегией. Для этого Минстрой будет просить коллег в регионах предусмотреть разработку и утверждение аналогичных планов мероприятий в субъектах для реализации.

Рискованная Стратегия 

Однако, как заявила аудитор Счетной палаты РФ Наталья Трунова, в Стратегии отсутствуют некоторые важные показатели, и это может привести к рискам ее реализации.

Так, несмотря на кластеризацию регионов по уровню развития жилищного рынка, в документе не указаны конкретные меры развития различных типов территории России. Также отсутствуют фиксирующие изменения на структурном рынке арендного жилья. Эти недостатки будут провоцировать риски, связанные с объемным пониманием задач строительной отрасли.

Кроме того, в Стратегии не нашли отражение краткие итоги реализации предыдущего документа с анализом достигнутых результатов и проблем. А сложная система финансирования зачастую дублируется мероприятиями по различным госпрограммам и национальным проектам. Поэтому при разработке плана нужно систематизировать механизмы и, например, пересмотреть саму структуру госпрограмм, сделав их максимально прозрачными для регионов.

Плюс ко всему, внешние факторы и антироссийские санкции также могут не позволить обеспечить развитие и импортозамещения отрасли.

И, наконец, как сообщила Наталья Трунова, Счетная палата планирует оценить реальный объем ИЖС в стране, чтобы все-таки показать реальную картину.

Возможные варианты 

Вторит Счетной палате и вице-президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Аркадий Чернецкий. Так, по его мнению, Стратегия строительной отрасли и ЖКХ требует усовершенствования в части нормативно-правового регулирования и вопросов КРТ.

Чтобы упростить процедуру сокращения сроков инвестиционно-строительного цикла, он предлагает создать информационные платформы, где будут содержаться данные об этапах реализации проекта по возведению объектов капитального строительства. А за НОСТРОЙ необходимо закрепить ведение реестровых моделей в отношении всех выданных разрешений на строительство (РНС). Для этого спикер предлагает внести изменения в 51 статью Градостроительного кодекса РФ. И добавить обязанность всех уполномоченных на выдачу РНС органов вносить сведения о выдаче РНС в реестр выданных РНС, ведение которого осуществляется национальным объединением СРО. А вести реестр выданных РНС будет НОСТРОЙ и предоставлять сведения заинтересованным лицам.

Также Аркадий Чернецкий предложил создать реестр разрешений на ввод объектов капстроительства в эксплуатацию, чтобы контролировать все введенные объекты. Тогда получится свести в один кулак всю интересующую информацию.

Что касается КРТ, то здесь требуется создать банк земельных участков под ИЖС и малоэтажное индустриальное строительство. Формированием таких банков, по мнению спикера, могут заниматься региональные операторы. Они должны быть наделены полномочиями по формированию земельного банка под ИЖС, предоставлению земельных участков инвесторам и обеспечению земельных участков инфраструктурой. А сейчас механизм формирования пулов земельных участков, имеющих инженерную подготовку и централизованное подсоединение к инженерным сетям для проектов комплексной застройки, отсутствуют.

Кроме того, необходимо разработать механизмы льготного выделения участков для реализации проектов ИЖС. Это нужно для повышения заинтересованности девелоперов в проектах массового строительства малоэтажного жилья.

Также нужно вовлекать граждан в качестве соинвесторов посредством установления выровненного платежа за все виды сетей, необходимых для технологического присоединения. Это поможет создать единый платеж на подключение ИЖС к инженерным сетям.

И, наконец, создать механизмы предоставления социальных единовременных субсидий на ИЖС для отдельных категорий граждан, например, субсидий на строительство или достройку дома в размере от 500 тыс. до 1 млн руб.

Как подытожил Аркадий Чернецкий, сегодня перед строительной отраслью стоят грандиозные задачи, поэтому необходимо создать максимально благоприятные условия для участников рынка и предпринять все необходимое, чтобы отрасль оставалась драйвером развития национальной экономики в условиях санкционного давления. 

Эвелина Ларсон

Источник: Агентство новостей "Строительный бизнес"

#ЖКХ #стратегия развития строительной отрасли
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

21
#строительство

«Волшебный пинок» от президента: строителям велено строить, чиновникам — работать

Президент Владимир Путин по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации, состоявшегося 21 июня 2022 года, утвердил перечень поручений по строительству и ЖКХ, многие из которых должны были бы быть давно решены на уровне правительства и губернаторов