Комментировать

С 1 мая запрещено применение сметных нормативов при исполнении госконтрактов

Федеральным законом от 01.05.2022 г. № 124-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в часть 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса РФ, согласно которым с 01.05.2022 г. введён запрет на применение сметных нормативов и цен строительных ресурсов при исполнении указанных в части 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса РФ строительных договоров (контрактов), заключённых в рамках Закона № 44-ФЗ о контрактной и Закона № 223-ФЗ о закупках (пояснение: в старой редакции этой нормы предусматривалось, что сметные нормативы при исполнении договоров (контрактов) не применяются, если иное не предусмотрено самими договорами (контрактами), а теперь действует полный запрет на применение сметных нормативов при исполнении таких строительных договоров (контрактов)). 

Речь идёт о следующих видах работ по договорам (контрактам), заключённым в рамках Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ:

1) строительство объектов капитального строительства (далее – ОКС);

2) реконструкция ОКС;

3) капитальный ремонт ОКС;

4) снос объектов ОКС;

5) выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия.

В случае, если указанные виды строительных работ финансируются за счёт бюджетных средств либо за счёт юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями, или юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых публично правовых образований составляет более 50 %, то в этом случае запрещается с 01.05.2022 г. применять сметные нормативы и цены строительных ресурсов при исполнении таких строительных договоров (контрактов).

Сметные нормативы и цены строительных ресурсов с 01.05.2022 г. применяются исключительно для формирования сметной стоимости строительства, используемой при формировании начальной (максимальной) цены договора (контракта) (пояснение: в отношении видов строительных работ и договоров (контрактов), предусмотренных частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса РФ).

Зачем введён этот запрет на применение сметных нормативов и цен строительных ресурсов при исполнении указанных в части 1 статьи 8.3 ГрК РФ договоров (контрактов) в сфере строительства в рамках Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ? Ответ на этот вопрос автору неизвестен. Однако, исходя из складывающейся ситуации после 24.02.2022 г. ситуации в сфере закупок строительных работ, то можно предположить, что этот шаг законодателя, вероятно, направлен на упрощение исполнения договоров (контрактов) в сфере строительства в рамках Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ:

— если с 18.04.2022 г. Правительство РФ разрешило менять большинство условий контрактов на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капстроительства, выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, заключённых в рамках законодательства о контрактной системе, и рекомендовало заказчикам в рамках Закона №223-ФЗ придерживаться такого же подхода при изменении строительных договоров (см. постановление Правительства РФ от 16.04.2022 г. № 680), то отказ от сметных нормативов при исполнении таких договоров (контрактов) выглядит вполне логичным.

Если подрядчиком по результатам закупки предложена стоимость, за которую он готов выполнить весь оговорённый с заказчиком объём строительных работ (договорная или контрактная цена), то представляется вполне обоснованным, чтобы подрядчик получил полностью заявленную им цену договора без каких-либо изъятий в виде привязки к сметной стоимости (используемым сметным нормативам и ценам строительных ресурсов).

Однако данное нововведение выглядит хорошо только в воображении законодателя (безымянных авторов этой поправки в часть 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса РФ), поскольку при реализации этой нормы неизбежно возникают следующий практический вопрос:

— каким образом с 01.05.2022 г. определять стоимость выполненных строительных работ по договорам (контрактам) в рамках Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ  без использования сметной стоимости (сметных нормативов и цен строительных ресурсов), если такие работы выполнены не полностью, а частично (например, при промежуточной приёмке или расторжении договора (контракта)?

Ответа на этот вопрос новая редакция части 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса РФ не содержит.

По мнению автора, эта проблема может быть решена путём включения в условия строительных договоров (контрактов), заключаемых после 01.05.2022 г.) обязанности подрядчика представлять расшифровку (детализацию) общей стоимости работ с обязательным указанием предлагаемой цены видов, затрат и объёмов подлежащих выполнению работ. Такая расшифровка (детализация) общей стоимости работ может составляться в виде отдельного документа (например, руководствуясь аналогией закона, в виде сметы контракта, предусмотренной приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр при строительстве (реконструкции) ОКС в рамках Закона № 44-ФЗ), который будет использоваться для расчетов между заказчиком и подрядчиком за выполненные работы.

Отсутствие подобной расшифровки (детализации) общей стоимости работ в строительных договорах (контрактах), заключаемых заказчиками после 01.05.2022 г. в рамках Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ и предусмотренных частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса РФ, может сделать исполнение (включая приёмку и оплату) таких договоров (контрактов) затруднительным или невозможным.

Автор надеется, что ознакомление с данным материалом поможет заказчикам своевременно адаптироваться к этим нововведениям и позволит привести условия договоров (контрактов) в соответствие с новыми требованиями законодательства.

Источник: Агентство новостей "Строительный бизнес"

#сметные нормативы #госконтракт #цены на строительные ресурсы
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

18
#сметные нормативы

Prefab элемент — cантехнический модуль — вошел в территориальные сметные нормативы 2001 (ТСН) для Москвы

Включение сантехнического модуля в ТСН 2001, как готового самостоятельного изделия, позволит застройщикам использовать данный префаб-элемент в проектировании и строительстве государственных, муниципальных объектов, включать его в сметный расчет, проходить государственную экспертизу и получать соответствующее бюджетное финансирование
54
#Минстрой

Более 1300 новых и актуализированных сметных норм: Минстрой России утвердил изменения и дополнения в ФСНБ-2020

Минстрой России утвердил пятые по счету изменения и дополнения в федеральную сметную нормативную базу 2020 года. Соответствующие приказы, № 50/пр и № 51/пр, были подписаны главой Минстроя России Иреком Файзуллиным 9 февраля 2021 года.
41
#законодательство

Больше вопросов, чем ответов

Заместитель Директора Регионального центра Республики Саха (Якутия) по ценообразованию в строительстве ГАУ «РЦ РС(Я) ЦС» Иннокентьева М.Ш. подготовила комментарий "Больше вопросов, чем ответов", в котором рассмотрены проблемные вопросы определения сметных цен на затраты труда работников в строительстве (Методика №534/пр)