Комментировать

От отмены тысячи СНиПов, СП и ГОСТов стройки не встанут, мосты не обвалятся

1 сентября 2022 года в силу вступает Постановление Правительства РФ от 20 мая 2022 г. № 914 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2021 г. N 815», более известное в профессиональном сообществе как «постановление об отмене тысячи СНиПов».

Мнения по поводу названного Постановления высказываются разные, но неизменным является то, что потребность навести порядок в системе нормативно – технического регулирования назрела давно. И дело не только в памятном высказывании президента РФ Путина про «СНиПы-хрипы» (о них несколько позже).

На практике нередко бывали случаи, когда при проектировании условного объекта социального назначения необходимо было использовать более полусотни СНиПов, СП и СанПиНов, которые противоречили друг другу в массе моментов. В итоге прохождение государственной экспертизы превращалось в сущий кошмар, проектировщики использовали одни документы, которые противоречат требованиям документов, на которые ссылались эксперты, а в случае, когда проектировщики принимали аргументы экспертов – внезапно применялся противоречащий документ, и так до бесконечности.

И всё это на фоне отсутствия какого-либо эффективного арбитра, который бы мог посодействовать в разрешении противоречий между экспертизой и проектировщиком. Как результат – срывы сроков проектирования, штрафные санкции для проектной организации, срыв реализации социально значимых проектов и т.д. Думаю, читатели из проектной отрасли сами могут рассказать миллионы подобных случаев.

Нельзя также сказать, что работа по актуализации и приведению в порядок системы нормативно – технического регулирования не велась, важно отметить все усилия НОПРИЗ, НОСТРОЙ и ряда отраслевых министерств и ведомств в этом направлении, как и то, что профессиональное сообщество в подавляющем своем большинстве банально не представляет себе качественного архитектурно-строительного проектирования без применения обязательных нормативно – технических документов. С этим то и были связаны опасения профессионалов – как жить дальше после вступления в силу Постановления Правительства РФ № 914?

Ответ простой – ничего страшного не произойдет. Во-первых, основной массив критически важных нормативно – технических документов останется в разряде обязательных. Во-вторых, правоприменители в рядах экспертов соответствующих учреждений обязаны будут разбираться в хитросплетениях применяемых документов наряду с проектировщиками (высказывались отдельные пожелания о включении в Постановление Правительства РФ нормы, согласно которой противоречия в проектной документации трактуются «в пользу» проектировщика). В-третьих, ряд первых комментариев профессионалов по поводу нововведений сводился к примерной позиции «нужны подробные и качественные технические задания на проектирование».

На последнем моменте хотелось бы остановиться особо, вернувшись к высказыванию про «СНиПы-хрипы». Ставшее уже крылатым выражение Президента РФ Путина, произнесенное в мае 2020г., можно связать с раздражением главы государства по поводу низких темпов строительства инфекционных больниц на фоне разгара пандемии. И такое недовольство можно понять – в то время, когда больницы нужно было построить «вчера», соблюдение многочисленных требований законодательства приводит к средним срокам в два – три года, с момента принятия решения о строительстве до ввода объекта в эксплуатацию, что явно неприемлемо в критических условиях.

Пресловутым СНиПам, образно говоря, «досталось за всех» — ведь дело, по большому счёту, не в них, а в многочисленных административных барьерах в строительстве. По странной прихоти судьбы, вопрос их снижения впервые рассматривался еще в июле 2010 года на заседании правительственной комиссии в Волгограде, а в сентябре того же года в Волгоградской области ландшафтные пожары уничтожили более 500 жилых домов, и необходимо было в кратчайшие сроки, что называется «с колёс», обеспечить возведение нового жилья в массовом порядке, притом, с обеспечением необходимой транспортной, инженерной и социальной инфраструктур.

И хотя задача в целом была выполнена, а жители получили новые дома до наступления первых холодов, согласование необходимой документации затянулось на годы, впрочем, как и строительство отдельных социальных объектов – некоторые проекты застряли в экспертизе, некоторые были не достроены по причине многолетних судебных тяжб со строителями и т.д.

Иными словами, опыт 2010 и 2020 года явно свидетельствует о том, что вопрос «как строить быстро и качественно, а когда нужно – то очень быстро» остается весьма актуальным, к счастью, Правительством РФ в последние годы ведётся активная работа в этом направлении.

Позволю себе процитировать слова вице-премьера Марата Хуснуллина: «Средний срок реализации объектов — 5-6 лет. Есть объекты, которые строятся 10 лет. В чем причина? Непрофессиональный заказчики, которые не умеют составлять правильные технические задания, не умеют правильно отобрать подрядчика, не умеют правильно контролировать».

Слова эти были произнесены в связи с инициативой по созданию «Единого государственного заказчика в сфере строительства», по поводу которой хотелось бы отметить, что подобный позитивный опыт крайне необходимо применять как на региональном, так, по возможности, и на местном уровнях.

Представляется, что подобные службы могли мы оказывать методическое и организационное содействие заказчикам на местах – ведь, к примеру, медицинские учреждения, которые в последние два года в массовом порядке стали получать бюджетное финансирование для целей строительства или капитального ремонта, в большинстве случаев не имеют достаточной квалификации для формирования полноценного технического задания на проектирование с указанием необходимого перечня СНиПов, СП и СанПиНов, подлежащих применению, не говоря уж о сборе исходных данных, получении технических условий и т.д.

Единые службы заказчика могли бы выступить и своеобразным арбитром между проектными организациями и органами государственной экспертизы по вопросам возникших разночтений и противоречий в части применения нормативно – технических документов.

В заключение, хотелось бы высказать пожелание в адрес ФАУ ФЦС по ведению действительно полезного для строительной отрасли информационного ресурса «Реестр сводов правил», в части явного указания атрибутов нормативно-технического документа «действующий/не действующий», «обязательный/рекомендуемый», а также размещения текстов документов в актуальной редакции (а не в виде документа и изменений в виде отдельных документов), что сильно упростит профессиональному сообществу работу в новых условиях.

Константин Кузнецов, заместитель исполнительного директора по юридическим вопросам СРО Ассоциация «Проектный комплекс «Нижняя Волга», г. Волгоград.

Источник: Агентство новостей "Строительный бизнес"

#СП #СНиП #постановление
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

39
#экспертиза

Арбитражный суд: неустойка по этапу «получение положительного заключения госэкспертизы» не подлежит применению

20 ноября 2022 года Арбитражный суд Московского округа вынес постановление по делу №223320/2021, в котором рассмотрел вопрос правомерности произведенного расчета неустойки, в том числе за нарушение срока получения положительного заключения государственной экспертизы
23
#СП

Время перечней ГОСТов и СП уходит — наступает эпоха перечня документов

Правительство России в лице Минстроя России представило на публичное обсуждение проект постановления, которое вносит изменения в ряд документов в развитие принятых поправок в технический регламент «О безопасности зданий и сооружений»
14
#градостроительство

Вступил в действие порядок согласования архитектурно-градостроительного облика

С 1 сентября 2023 года вступает в силу постановление Правительства России, утвердившее требования к архитектурно-градостроительному облику (АГО) объекта капитального строительства и правила его согласования