НОСТРОЙ намеревается ужесточить контроль над саморегулируемыми организациями, опираясь на Кодекс чести руководителя СРО
В ходе последнего заседания Совета Национального объединения строителей, которое состоялось 22 ноября, участники заслушали доклад координатора по Сибирскому федеральному округу и председателя Научно-консультативной комиссии Максима Федорченко, который рассказал о правовых основаниях взаимодействия Нацобъединений и саморегулируемых организаций при рассмотрении обращений о нарушениях в деятельности СРО. Как предполагает наш добровольный эксперт из российской столицы, речь может идти о далеко идущих планах НОСТРОЙ по ужесточению политики в отношении своих членов. Однако передаём слово внештатному автору.
***
Доклад был сделан по итогам поручения президента НОСТРОЙ Антона Глушкова, который ещё в октябре этого года распорядился провести анализ нормативных актов, регламентирующих взаимодействие Национального объединения и строительных СРО – членов НОСТРОЙ с целью установления правовых оснований такого взаимодействия. При этом речь шла не о простом обобщении уже существующего опыта, а о новых механизмах дисциплинарного воздействия на Союзы и Ассоциации.
Господин Федорченко обратился не к нормам российского законодательства, которые обязаны соблюдать СРО и НОСТРОЙ, а к исключительно факультативному документу, каковым является «Кодекс чести руководителя саморегулируемой организации». Эта подзабытая декларация была принята ещё Всероссийским съездом саморегулируемых организаций в области строительства 15 апреля 2010 года, в дальнейшем претерпела ряд изменений в 2017-ом.
В этом Кодексе, в частности, говорится, что руководитель СРО ни при каких обстоятельствах не должен допускать нарушения законодательства Российской Федерации, регламентирующего деятельность саморегулируемых организаций в следующих направлениях:
– Процедура приёма в члены СРО и их исключения, ведения реестра членов СРО.
– Контроль за деятельностью членов СРО и применения мер дисциплинарного воздействия.
– Содержание внутренних документов СРО и порядка их принятия.
– Распоряжение средствами компенсационных фондов и обеспечения их надлежащего размера.
– Обязательное членство в НОСТРОЙ.
Теперь руководство НОСТРОЙ, судя по всему, считает возможнымснова отряхнуть пыль со всеми уже подзабытого Кодекса и более того, активно использовать его в своей работе со строптивыми СРО.Процедура воздействия предлагается следующая:
1. Координатор Нацобъединения направляет обращение о возможных нарушениях в комитет НОСТРОЙ по регламенту и саморегулированию.
2. Комитет по регламенту и саморегулированию принимает обращение и поручает Дирекции Нацобъединения направить в СРО обязательный к исполнению запрос для подтверждения фактов, изложенных в обращении. Действующее законодательство не устанавливает ограничение на количество запросов, которые могут быть направлены НОСТРОЙ для получения необходимых данных.
3. При выявлении нарушений Дирекция направляет в СРО обязательное к исполнению уведомление о выявленных нарушениях с предложением их устранения в установленные сроки. Предлагается отражать указанную информацию в Едином реестре членов СРО на сайте НОСТРОЙ (это позволит повлиять на приём новых членов в состав СРО, в деятельности которых имеются нарушения законодательства Российской Федерации).
4. По итогам полноценной проверки фактов, изложенных в обращении координатора Дирекция передаёт материалы проверки в комитет по регламенту и саморегулированию для принятия решения о подготовке заключения о возможности исключения сведений о СРО из Государственного реестра саморегулируемых организаций (либо отсутствии таких оснований).
5. Также комитетом по регламенту принимается одно из решений, указанных в Кодексе чести руководителя СРО, в случае если предметом обращения являются также нарушения указанного Кодекса.
Таким образом, в идеале нарушения Кодекса чести могут привести к исключению СРО из Единого реестра. Схема вызывает немало вопросов, прежде всего своими правовыми основаниями. Очевидно, что СРО должна в своей работе руководствоваться не тезисами декларативного документа, каковым является Кодекс чести руководителя, а правовыми нормами Градостроительного кодекса РФ, Закона о СРО, приказов Минстроя России и прочих нормативно-правовых актов Российской Федерации. Равно как и ставить вопрос об её исключении можно на основании нарушения этих правовых норм и в порядке предусмотренных в законодательстве процедур. В противном случае можно попробовать вменить директору СРО в обязанности хоть Моральный кодекс строителя коммунизма, хоть Кодекс царя Хаммурапи – никакой юридической силы они иметь не будут.
Однако руководство НОСТРОЙ, судя по всему, думает иначе. В докладе предлагается на перспективу рассмотреть вопрос реформирования Кодекса чести руководителя СРО в Этический кодекс саморегулируемой организации, чтобы предметом проверки были не только действия руководителя СРО, но и действия саморегулируемой организации. А заодно разработать и утвердить рекомендованный Этический кодекс строительных компаний, входящих в состав СРО, в дальнейшем внеся соответствующие изменения во внутренние документы НОСТРОЙ.
По итогам доклада Антон Глушков поручил Максиму Федорченко совместно с комитетом по регламенту и саморегулированию Национального объединения строителей и его структурными подразделениями подготовить и представить на рассмотрение Совета 16 декабря 2021 года предложения по внесению изменений в Положение о комитете по регламенту и саморегулированию, Порядок подготовки и утверждения заключений, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, Положение о координаторе НОСТРОЙ, а также подготовить проект документа о порядке определения степени тяжести нарушений, допущенных саморегулируемой организацией, достаточных для принятия решения комитетом по регламенту и саморегулированию для начала процедуры подготовки заключения об исключении сведений о саморегулируемой организации из Госреестра.
Фактически, Национальное объединение высказывает намерение от контроля за соблюдением норм российского законодательства перейти к контролю за моральным обликом и нравами, наделив себя полномочиями по надзору и вынесению дисциплинарных наказаний. Любопытно, что в докладе не прозвучало предложений о создании, например, морального кодекса для руководителей и сотрудников самого Национального объединения.
Источник: ЗаНоСтрой.РФ
Комментарии