Комментировать

Минстрой России не контролирует строительство — ни в регионах, ни в госпрограммах, ни по деньгам

Счетная палата России опубликовала Заключение о результатах внешней проверки исполнения ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 гг.» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2020 г.» в Министерстве строительства и ЖКХ РФ.

Бюджетная отчетность была представлена Минстроем России в Счетную палату в установленные сроки и признана достоверной, а выявленные нарушения исправлены в ходе проведения проверки.

Так, в ведении Минстроя находилось 10 подведомственных учреждений, в том числе 4 бюджетных учреждения, 4 федеральных автономных учреждения, одно федеральное казенное учреждение и одно федеральное казенное предприятие. Кроме того, Минстрою с 1 октября 2020 г. переданы 6 ФКУ, осуществлявших функции государственного заказчика по объектам пяти ФОИВ.

Всего Минстроем от пяти ФОИВ получено 115 объектов и бюджетных средств в объеме 31 923,3 млн руб., кассовое исполнение которых за 2020 г. составило 17 212,4 млн руб.

С 2021 г. функции единого заказчика в сфере строительства осуществляет публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства», созданная путем реорганизации указанных учреждений с одновременным сочетанием их преобразования и слияния. И сейчас Минстроем проводится работа по передаче этих федеральных государственных учреждений ППК ЕЗ.

Выявленный в ходе проверки объем финансовых нарушений составляет 86,17 млрд руб., при этом самое существенное исправлено в ходе контрольного мероприятия. Общее количество нарушений — 12, из них 2 исправлены в ходе проверки, недостатков — 8. Нецелевого использования бюджетных средств не установлено.

При этом на официальном сайте министерства не размещалась информация о 23 информационных системах, находящихся в ведении Минстроя и подведомственных организаций. Также территориальными органами Федерального казначейства в ГИИС «Электронный бюджет» не размещались в полном объеме в форме открытых данных отчеты по заключенным Минстроем соглашениям.

В целом на 2020 г. законом № 380-ФЗ Минстрою утверждены бюджетные ассигнования в объеме 182 734,1 млн руб. За 2020 г. они увеличились на 200 822,9 млн руб., составив 383 556,9 млн руб. При этом кассовое исполнение Минстроем средств федерального бюджета составило 307 111,8 млн руб. Таким образом в 2020 г. отмечается самое низкое кассовое исполнение Минстроем расходов федерального бюджета за последние 5 лет.

При формировании проекта федерального бюджета на 2020—2022 гг. прогноз администрируемых Минстроем доходов составил 59,1 млн руб. Исполненные бюджетные назначения по доходам составили 5 392,3 млн руб. Так, по сравнению с 2019 г. поступления доходов в 2020 г. увеличились в 4,5 раза. В результате в 2020 г. Минстрой включен в Перечень главных администраторов доходов федерального бюджета с закреплением за ним администрируемых доходов по административным штрафам.

При этом дебиторская задолженность Минстроя за 2020 г. уменьшилась на 58,4% до 16 627,3 млн руб. Просроченная задолженность ведомства составляет 783,98 млн руб.

Кредиторская задолженность Минстроя на 1 января 2021 г. составила 148,8 млн руб. и по сравнению с показателем на 1 января 2020 г. увеличилась на 156,5%. Просроченная задолженность составляет 24,6 млн руб.

Капитально строить

Согласно отчету Минстроя в Минэкономразвития, из 18 объектов капитального строительства, подлежащих вводу в 2020 г., введено лишь 3 объекта. Также введено 3 объекта ФАИП, и они переданы Минстрою от учреждений.

Объем бюджетных ассигнований на реализацию ФАИП Минстроя по состоянию на 1 января 2021 г. составил 36 276,4 млн руб., что в 18,7 раз больше объема бюджетных ассигнований на реализацию ФАИП, чем в 2019 г. и в 4,7 раза больше, чем в 2018 г.

При этом регионы некорректно отражают сведения о вложениях в объекты незавершенного строительства в формах бухгалтерской отчетности.

Так, в отчете Минстроя о реализации мероприятий вне ФАИП за 2019 г. представлены сведения о введении объекта «Строительство школы на 704 учебных места в 9 микрорайоне г. Магас Республики Ингушетия» в эксплуатацию в 2019 г. При этом в форме 0503190 Минфина Республики Ингушетия за 2019 г. по указанному объекту не отражены сведения об уменьшении вложений в объект в связи с вводом его в эксплуатацию. Общие расходы на его реализацию составили 433,15 млн руб.

Отмечаются риски несвоевременного завершения строительства и ввода в эксплуатацию объектов государственной (муниципальной) собственности субъектов и объектов, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета, что может повлечь увеличение общего количества объектов незавершенного строительства в регионах.

Так, регионами приняты обязательства по вводу в эксплуатацию объектов в 2019 г. общей стоимостью 7361,67 тыс. руб. Срок их строительства завершился в 2019 г.

К примеру, Минстроем предоставлена Правительству Карачаево-Черкесской Республики субсидия в сумме 576 537 тыс. руб. и перечислена в 2019 г. подрядчику по государственному контракту в полном объеме без достижения результата. При этом согласно государственного контракта Правительство Республики предусматривало выплату аванса в размере 30% суммы. Объект «Котельная в северной части г. Черкесска, Карачаево-Черкесская Республика» не введен в эксплуатацию до настоящего времени, а средства в федеральный бюджет не возвращены.

Кроме того, выявлены риски невыполнения или нарушения сроков выполнения субъектами показателей результативности по завершению строительства объектов.

Так, по соглашению между Минстроем и администрацией Смоленской области региону была предоставлена субсидия на сумму 500 млн руб. При этом по 10 из 13 объектов нарушены обязательства по вводу в эксплуатацию.

В 2019 г. вне рамок ФАИП Минстроем реализовывались 239 объектов. К вводу в эксплуатацию планировались 95 объектов, в том числе в 2020 г. — 60 объектов. Но из 140 объектов, предусмотренных к вводу в 2019 г., не введены в эксплуатацию 36.

В рамках ФП «Оздоровление Волги» на территории Московской области в 2019—2024 гг. Минстроем реализуется крупный проект «Реконструкция Щелковских межрайонных очистных сооружений». Общий кассовый расход средств федерального бюджета и бюджета Московской области за 2019 и 2020 гг. составил 6474,08 млн руб. При этом уровень технической готовности объекта составляет 8%. Таким образом, отмечаются риски нерезультативного расходования средств в части реализации крупного проекта с государственным участием.

В целом общая информация за 2020 г. о реализуемых объектах капитального строительства, в том числе по переходящим объектам, о количестве объектов вне рамок ФАИП в Минстрое отсутствует, информация в Минэкономразвития о ходе реализации по 131 объекту капитального строительства не направляется. Из-за чего дальнейший контроль за завершением строительства объектов проводить весьма проблематично.

В течение 2020 г. количество объектов незавершенного строительства Минстроя и подведомственных учреждений уменьшилось со 196 объектов до 187, из которых 4 фактически ликвидированы на основании решений Арбитражного суда.

Вложения федерального бюджета в объекты незавершенного строительства увеличились на 2528 млн руб. или на 4%. При этом данные формы 0503190 Минстроя на 31 декабря 2019 г. не соответствуют данным этой же формы на 1 января 2020 г. на 57 982,3 млн руб.

Государственные программы — негосударственный подход

Всего в прошлом году ведомством осуществлялась реализация мероприятий по 12 госпрограммам, что на 5 больше, чем в 2019 г. При этом реализация мероприятий госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ» в 2020 г. не проводилась.

Согласно паспорту ГП 05 состоит из трех подпрограмм: «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России», «Создание условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ граждан России», «Обеспечение реализации государственной программы». Кассовое исполнение ГП 05 в 2020 г. — 396 250,3 млн руб. или 94,5%. В прошлом году объем ввода жилья составил 80,6 млн кв. м или 82,25% планового показателя по ГП 05. И этот показатель ниже уровня 2019 г. на 8,4%.

Реализация программы в целом велась неравномерно с нарушением срока прохождения семи контрольных точек на срок от 27 до 172 дней. А в годовом отчете отсутствуют данные о фактическом сроке реализации результатов плана мониторинга реализации ГП 05.

Также на портале государственных программ годовой отчет о ходе реализации пилотной госпрограммы и об оценке эффективности за 2020 г., а также ежеквартальные данные мониторинга реализации ГП 05 в 2020 г. не размещались. Причем аналогичное нарушение отмечалось в заключениях Счетной палаты за 2019 и 2018 гг.

По итогам анализа реализации в 2020 г. мероприятий федеральных и региональных проектов отмечаются основные риски недостижения показателей нацпроекта и национальной цели. Это уход строительных организаций с рынка строительства жилья в связи с переходом на проектное финансирование, отсутствие на территориях муниципальных образований свободных земельных участков, обеспеченных инфраструктурой для строительства жилья, снижение доступности ипотечного кредитования для граждан в связи с понижением реальных денежных доходов населения на фоне распространения коронавирусной инфекции.

По ФП «Ипотека» на 2020 г. запланировано достижение одного результата, который на отчетную дату 1 января 2021 г. достигнут с нарушением срока на 3 месяца.

По ФП «Жилье» из 5 запланированных на 2020 г. результатов на отчетную дату достигнуто 4 результата, из них один — с нарушением срока на 11 дней. Результат «Определены административные процедуры в сфере жилищного строительства, осуществляемые исключительно в электронной форме» не достигнут. По разъяснениям Минстроя, он находится в работе, ожидаемая дата — 31 декабря 2021 г.

По ФП «Формирование комфортной городской среды» из 8 результатов на отчетную дату достигнуто 4, по остальным четырем результатам информация по их достижению в годовом отчете отсутствует.

По ФП «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» запланировано достижение одного результата, который на 1 января 2021 г. достигнут.

Неравномерные расходы

Наибольшая доля расходов сводной бюджетной росписи на 2020 г. Минстроя — 39,4% приходится на межбюджетные трансферты, объем которых по сравнению с 2019 г. увеличился на 4,9 млрд руб. и составил 151,2 млрд руб. Кассовое исполнение по состоянию на 1 января 2021 г. составило 149 млрд руб.

Значительное неисполнение бюджетных ассигнований отмечается, в том числе по имущественному взносу Российской Федерации в публично-правовую компанию «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства». Так, для осуществления мероприятий по финансированию завершения строительства объектов незавершенного строительства — 10 588,9 млн руб. или 27,6% объема сводной бюджетной росписи. Для восстановления прав граждан — участников долевого строительства, граждан — членов ЖСК или иных специализированных потребительских кооперативов, за счет средств резервного фонда Правительства РФ — 7 849,2 млн руб. или 26,2%.

Так же, как и в прошлые годы, в 2020 г. прослеживается неравномерное перечисление Минстроем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Наибольший объем МБТ перечислен субъектам в IV кв. — 62,7%. При этом в декабре 2020 г. перечислено регионам 22,5% годового объема, что создало в 2020 г. риски неполного освоения средств по итогам 2019 г.

Нерезультативным использованием бюджетных средств в объеме 3 100 тыс. руб. может считаться стоимость разработки ФАУ «ФЦС» в 2019 г. Изменений № 1 к СП 14.13330.2018 «СНиП II-7-81 Строительство в сейсмических районах», утвержденных приказом Минстроя России от 26 декабря 2019 г. № 886/пр, отмененных приказом Минстроя России от 20 января 2021 г. № 27/пр.

По итогам проверки Счетной палатой решено направить представление министру строительства и ЖКХ РФ, а также информационное письмо в Федеральное казначейство и заключение в Совет Федерации, Государственную Думу и Федеральную службу безопасности РФ.

Источник: Агенство новостей "Строительный бизнес"

#Минстрой #счетная палата
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

139
#Минстрой

«Ротенберг, ты не прав!» — Минстрой объяснил Путину пустоту претензий дорожников

Минстрой России в лице министра Ирека Файзуллина в ответ на поручение президента Владимира Путина разобраться в жалобе 19 крупнейших дорожно-строительных компаний на перекосы в ценообразовании в строительстве дорог, рассказал президенту, что жаловаться дорожникам не на что
77
#Минстрой

«Цены, стой! Раз-два!»: Минстрой России предложил регулировать цены на стройматериалы

Стройматериалы – и не только металл – дорожают уже практически полтора года, а в последние месяцы очень стремительно. Об этом на расширенном заседании Комиссии по ценообразованию Общественного совета при Минстрое России говорили и чиновники, и строители. Причем, как выясняется, никакие руководящие указания на эти процессы повлиять не могут
71
#Минстрой

31 августа — семинар Минстроя России и НОСТРОЙ по пересчету стоимости контрактов 2021 года

Минстрой России совместно с Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ) 31 августа 2021 года в 09:00 (время МСК) проводит семинар по разъяснению положений документов, касающихся изменения цены контракта по государственному и муниципальному заказу