Комментировать

Количество несостоявшихся госзакупок выросло до 52%

На закупки стали приходить больше, в том числе и субъекты МСП, но и количество несостоявшихся закупок тоже увеличилось. В то же время единственная заявка так и остается лидирующей в признании закупок несостоявшимися.

Минфин опубликовал Ежеквартальный отчет о результатах мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц за II кв. 2022 г.

Так, к концу II кв. уменьшилось количество размещенных извещений об осуществлении закупок на 3% при одновременном увеличении их стоимостного объема на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. При этом количественная структура размещенных извещений в разрезе источника финансирования существенных изменений не претерпела.

Сохранилась тенденция увеличения количества открытых конкурсов и запросов котировок в электронной форме и их стоимостного объема с одновременным снижением количества электронных аукционов. При этом электронный аукцион остается наиболее распространенным конкурентным способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В 2 раза увеличилось количество и в 4 раза стоимостный объем закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в электронной форме.

При этом на 2% возросло количество несостоявшихся закупок при увеличении их стоимостного объема на 19%. Иными словам, не состоялись конкурентные способы в отношении отдельных относительно дорогостоящих закупок.

В целом количество несостоявшихся закупок от количества всех конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в отчетном периоде по сравнению с базисным выросла с 49 до 52%, а стоимостная доля – с 55 до 60%. А значит условия санкционного давления не оказали существенного влияния на признание закупок с использованием конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимися.

Также на 16% увеличилось количество участников закупок и среди них на 19% субъектов малого и среднего предпринимательства, плюс самозанятых граждан. В целом доля МСП от общего количества участников закупок составила 82,6%.

Кроме того, уменьшилось количество и стоимостной объем заключенных договоров при одновременном увеличении количества расторгнутых. А наибольший стоимостной объем составили договоры на выполнение работ по строительству.

По оценке Минфина России, вся контрактная система стабильно функционирует в условиях беспрецедентного санкционного давления.

По полочкам

В отчетном периоде на 41% увеличилось количество проводимых процедур общественного обсуждения закупок при одновременном снижении их стоимостного объема на 18%. При этом увеличилось количество процедур общественного обсуждения, проведенных региональными и муниципальными заказчиками: на 70% и 21%соответственно.

Несмотря на это, на 728 процедурах из 735 проведенных не присутствовало ни одного участника обсуждений (более 95%), а на 7 процедурах в отношении закупок на выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию жилых домов, строительству улично-дорожной сети присутствовало 18 участников обсуждений. То есть, по факту, общественное обсуждение закупок состоялось лишь в 5% случаев.

В то же время сохранилось соотношение причин признания определений поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимися. Наиболее распространенной причиной остается подача единственной заявки на участие в закупке – 59%. А наименьшее количество закупок признано не состоявшимися в связи с признанием заказчиком всех поданных заявок на участие в закупке не соответствующими требованиям – 2%. При этом количество таких случаев уменьшилось на 4%.

По результатам несостоявшихся закупок контракт заключен в 60% случаев, что составляет 64% стоимостного объема всех несостоявшихся закупок.

Следует отметить, что в абсолютном выражении стоимость заключенных контрактов по результатам несостоявшихся закупок почти не изменилась и составляет 1,948 трлн руб.

Среднее количество подаваемых заявок на участие в конкурентных способах определения поставщика (подрядчика, исполнителя) сократилось с 3,25 до 2,77, а среднее количество заявок, которые не были отклонены, сократилось с 3,11 до 2,57.

Также в отчетном периоде на 6% уменьшилось количество контрактов, заключенных по результатам осуществления закупок, в том числе закупок отчетного периода, при одновременном увеличении на 17% их стоимостного объема.

На 6% уменьшилось количество контрактов, заключенных с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при одновременном увеличении на 33% их стоимостного объема.

А совокупный объем российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ и оказании закупаемых услуг, поставка которых осуществляется при исполнении контрактов, заключенных в отчетном периоде, достиг 752,6 млрд руб. И это составляет 57% от стоимостного объема всех товаров, поставляемых при исполнении контрактов, заключенных в данном периоде.

Что касается штрафов, то в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, начислена неустойка (штрафы, пени) на общую сумму 316,3 млн руб., из которых оплачено 48 млн рублей. Списано заказчиками неустоек (штрафов, пеней) на сумму 2,2 млн руб.

Во II кв. в отношении 16 080 контрактов в реестре контрактов, заключенных заказчиками, размещены документы об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта, дата составления которых превышает срок, установленный 44-ФЗ.

При этом на 3% уменьшилось общее количество случаев расторжения контрактов, однако на 7% увеличилось количество расторгнутых контрактов, заключенных в отчетном периоде.

Преобладающий объем в структуре указанных изменений составляют расторгнутые по соглашению сторон контракты, заключенные по результатам осуществления закупок в период до начала 2022 г., что может быть связано с возникновением с учетом изменившихся экономических условий сложностей при исполнении контрактов на ранее сформированных условиях. Вместе с тем доля таких расторгнутых контрактов в общем количестве заключенных не превышает 1,8%.

Увеличилось на 5% количество и на 8% стоимостной объем извещений об осуществлении закупок для целей реализации национальных проектов. Наибольшее количество извещений об осуществлении закупок размещено для целей реализации нацпроекта «Жилье и городская среда» — 33% от всех размещенных извещений.

Наибольшую стоимость составили извещения об осуществлении закупок для реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» — 32%.

В целом на 1% уменьшилось количество заключенных контрактов для целей реализации нацпроектов, при одновременном увеличении их стоимостного объема на 13%. При этом наибольшее количество контрактов заключено для целей реализации нацпроекта «Образование» — 31%.

Проверить и записать

В отчетном периоде увеличилось количество внеплановых проверок, при одновременном уменьшении количества плановых проверок.

 На 40% уменьшилось количество поступающих в контрольные органы в сфере закупок жалоб на действия (бездействие) субъектов контроля.

 На 5% увеличилась доля случаев признания контрольными органами жалоб обоснованными, а также случаев, в которых контрольным органом в сфере закупок отказано в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

По состоянию на конец отчетного периода реестр содержит 65 175 реестровых записей в отношении 34 243 участниках закупок. Это связано с включением в реестр новой реестровой записи при признании недобросовестности участника закупки в отношении одной конкретной закупки. При этом один участник может быть признан недобросовестным одновременно по нескольким закупкам.

В целом количество реестровых записей увеличилось на 49%. При этом по сравнению с I кв. 2022 г. количество реестровых записей, включенных в реестр, во II кв. 2022 г. увеличилось на 5%.

В то же время на 27% уменьшилось количество поданных в ФАС России жалоб. При этом доля обоснованных жалоб по результатам рассмотрения антимонопольным органом в отчетном периоде снизилась на 7% и составила 23%.

Иоланта Вольф

Источник: Агентство новостей "Строительный бизнес"

#госзакупки
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

26
#госзакупки

Автоматизация как средство решения «болевых точек» контрактной системы. Обобщение

Реализация положений оптимизационного законопроекта в сфере госзакупок потребует информатизации и автоматизации значительной части закупочных процессов, что позволит решить ряд основных проблем в работе контрактной системы, заявил заместитель министра финансов Алексей Лавров журналистам в Москве
13
#госзакупки

В госзакупке с проектной документацией не указали эквивалент товара — суды нашли нарушение

Заказчик приобретал работы с проектной документацией. В ней указали товары конкретного производителя, но возможность поставить их эквивалент в закупке не установили