Комментировать

ГосТИМ упрется в отсутствие полномочий, неготовность заказчиков и разводной ключ сантехника

Третий объединённый Евразийский конгресс «ТИМ-сообщество 2022. Люди. Технологии. Стратегия. Екатеринбург» прошел в Екатеринбурге 29–30 июня на площадке Уральского федерального университета. Одним из самых ярких и резонансных стало выступление замминистра строительства Свердловской области Антона Шафоростова – он очень четко обозначил критические точки для внедрения ТИМ с точки зрения региональной власти.

Прежде всего, Антон Шафоростов в своем выступлении на тему «(Не)очевидные проблемы государственного ТИМ» обратил внимание на тот факт, что, несмотря на огромное количество принятых документов и решений разных уровней,  внедрение и развитие информационного моделирования не стало ни функцией, ни ответственностью органов власти.

Так, в статье 57.5 Градостроительного кодекса «Информационные модели и объекты капитального строительства» про органы власти, которые должны заниматься внедрением ТИМ,  ничего не написано. В базовом постановлении правительства России №331 также ничего нет про органы власти. В Положении о Минстрое России, в которое с 2019 года было внесено 26 изменений, нет ничего об информационном моделировании. Органы власти в регионах также по факту не имеют таких обязанностей – например, в положении о Минстрое Свердловской области такого точно нет, и более того, вписать такие обязанности министерству не разрешают.

Сегодня федеральная инициатива – внедрение информационного моделирования в проектировании и строительстве – для экономического и финансового блока региональных правительств выглядит как некая блажь. Минстрой региона на своем уровне старается выделить время, средства и кадры для внедрения ТИМ, но поручить кому-то этим заниматься не может, потому что нет ни функций, ни полномочий.

Когда Минстрой выступает с инициативой создания ТИМ-отдела и набора специалистов, ему отвечают: коллеги, а где эти полномочия записаны? Нигде. Поэтому необходимо наделить федеральные и региональные органы власти полномочиями в области ТИМ – это, в том числе, и отделы отраслевых региональных министерств (Минздрав, Минкульт, Минтранс), которым потом на этапе эксплуатации придется работать с ТИМ, а они об этом вообще ничего не знают.

Разводным ключом  — по ТИМ

Есть проблема, о которой мало говорят, но она существует уже лет 10 и будет только разрастаться:  а как с точки зрения качества происходит эксплуатация новых и реконструируемых объектов? Об этом тихо говорят субподрядчики, потому что им несколько раз в год приходится выходить на объекты и регулировать или ремонтировать автоматику. Почему так происходит? Потому что на здание приходят слаборазвитые службы эксплуатации с разводным ключом, пытаются там что-то подрегулировать, а потом идет звонок заказчика подрядчику —  у нас ничего не работает, спасайте. Очевидно, что современная инженерная начинка зданий, а тем более ТИМ-моделирование соотносятся с нынешнем уровнем служб эксплуатации как «Мерседес» со специалистом по ремонту телег на резиновом ходу.

По мнению А.Шафоростова, главная суть ТИМ – его внедрение на этапе эксплуатации, где ТИМ-модель должна функционировать десятки лет, но никто не задает вопрос, а кто там будет работать с ТИМ-моделью? «Мы не можем сказать слесарю с разводным ключом: вот тебе ТИМ-модель, иди работай. Такого не будет», — уверен замминистра. Бюджетные нормативны, которые сейчас выделяются на эксплуатацию зданий, копеечные, и никаких ТИМ за эти деньги внедрить и развить невозможно. При этом новые здания – школы, больницы, стадионы — это очень серьезные объекты с точки зрения инженерного обеспечения, их надо уметь эксплуатировать. Сегодня эксплуатация возложена на сами школы и больницы, и кто как умеет, так и эксплуатирует.

Представляется, что передача ТИМ на стадию эксплуатации должна обязательно повлечь за собой переход к профессиональной эксплуатации казенной недвижимости. То есть, должны появиться управляющие компании, которые будут профессионально эксплуатировать здания, а директора школ вернутся к обучению, главные врачи начнут заниматься лечением больных, и никто из них не будет думать о ТИМ-модели и эксплуатации здания. При этом, если говорить о передаче казенного имущества в эксплуатацию управляющим компаниям,  то должна быть проведена огромная организационно-правовая реформа и произойти перераспределение полномочий на всех уровнях: федеральном, региональном и местном.

Если считать, что в 2022 году появятся первые проекты с ТИМ-моделями, то первые ТИМ-модели поступят в службы эксплуатации где-то в 2024-2025 годах, и, исходя из сегодняшней ситуации,  принять их там будет некому. Таким образом, за три года нужно провести проектно-организационную реформу по эксплуатации казенного имущества, причем начинать нужно сейчас, пока объем зданий с ТИМ-моделями еще невелик. Если же подождать еще год-два, потом начнется обвал.

Судьба госТИМ – это централизация и огосударствление?

Но самая большая проблема состоит в том, что до сих пор не обозначено, какие задачи стоят перед ТИМ при внедрении в бюджетное проектирование и строительство, какие задачи ставят перед регионами федеральные власти. Сегодня есть только одна реперная точка: 100% объектов с госфинансированием должно перейти на ТИМ, причем до сих пор не понятно, как эти проекты в отсутствие 3D-модели нужно увязывать с Классификатором строительной информации.

При этом внедрение ТИМ требует от подрядчика совершенно другой квалификации, но стране сегодня нет реального рынка проектирования в ТИМ объектов соцкультбыта с бюджетным финансированием –  серьезные бюро и институты работают с бизнесом и промышленностью, там есть деньги, интерес и нет госэкспертизы. Бюджетные заказы для таких проектировщиков совсем непривлекательны, и они на торги за ними не выходят. То есть, по факту проектированием региональных бюджетных объектов занимаются компании с довольно низким профессиональным уровнем, хотя и имеют при этом допуск от СРО. И все это происходит на фоне супернизкого качества инженерных изысканий для бюджетных объектов – многие заказчики вообще не знают, что это такое. Зато у многих есть опыт, когда строители выходят на объект, там обнаруживаются непроектные грунты, и надо увеличивать объем работ и переделывать все фундаменты.

Конечно, можно отдать изыскания и проектирование на аутсорсинг – многие так и делают, но потом ГИП с ним вообще ничего не может сделать, потому что разделы проекта между собой не стыкуются. При этом заказчики вообще не вникают в такие вопросы, они полагаются на генпроектировщика, который должен сделать хорошо, и на госэкспертизу, которая должна все это проконтролировать. Сами они с архитектурой, функциональностью объекта, инженерией, отделкой, благоустройством работать не готовы. В итоге заказчик заключает контракт, ждет захода в госэкспертизу и надеется, что все будет хорошо, а генпроектировщик не делает ничего сверху, кроме того, что нужно, чтобы пройти госэкспертизу.

«То есть, заказчик сегодня живет в дикой степи, по которой ходят лихие люди с допусками СРО и пытаются через 44-ФЗ получить заказ», — описал ситуацию А.Шафоростов. И в этой ситуации на госзаказчика возлагается задача внедрить ТИМ —  на рынке с неизвестным количеством участников и компетенциями, которых никто не проверял и не установил.

Где же выход? По мнению замминистра, нужно централизовать проектирование региональных и муниципальных объектов на уровне регионов путем создания государственных проектных институтов (видимо, с соответствующим финансированием). Они смогут собрать у себя специалистов, которые умеют проектировать школы, больницы, объекты культурной, спортивной и инженерной инфраструктуры. Все небольшие мощности в области ТИМ, которые можно собрать  по региону, нужно централизовать – невозможно размазать их тонким слоем на всю область – не получится. Поэтому, когда наблюдается острая нехватка специалистов, нужно централизовать проектирование в ТИМ на уровне региона – при этом, видимо, предполагается, что условия труда и уровень зарплат будет такой, что эти специалисты не захотят уехать в Москву. А как иначе их можно задержать?

Если такие государственные проектные институты будут созданы, они станут отличной базой для ведения фонда изысканий и вопросов территориального и градостроительного планирования. И следующая стадия – переход от моделирования объектов к моделированию территорий и работе с ГИСОГД совершенно точно будет проходить гораздо легче.

Источник: Агентство новостей "Строительный бизнес"

#ТИМ
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

11
#цифровизация

«Людей, которые хотят цифровизировать свои компании, необходимо объединять»

25-26 ноября в Астане прошел Форум по цифровизации строительной отрасли стран СНГ, в котором приняли участие более 150 застройщиков. Главными темами стали внедрение «цифры» с нуля, новые и существующие IT-продукты, нюансы законодательства, а также практические кейсы от лидеров рынка. Организатором мероприятия выступил проект «Все о стройке»
35
#ТИМ

«Помноженные на ноль»: как застройщики представляют переход на российский ТИМ

11 октября в онлайн-режиме состоялся круглый стол «Обязательный переход на ТИМ — достигнутые успехи и проблемы, которые остались». Организатор круглого стола – телеграмм-канал «Все о стройке»
46
#НОСТРОЙ

«Цифре» вопреки: только 9% госконтрактов на строительство содержат требования к ТИМ

НОСТРОЙ провел мониторинг контрактов в Единой информационной системе в сфере закупок, заключенных после 1 января 2022 года и попадающих под условия постановления Правительства от 05.03.2021 г. №331. Результаты пока весьма далеки от ожидаемых