Комментировать

Что же всё-таки делать с ТИМ?

Российский ТИМ – это тот же BIM, но без 3D-модели?

В Минстрое России подготовлен проект постановления Правительства России, в котором отменяется обязательное формирование 3D-модели при использовании информационного моделирования.

Минстрой России объясняет эту инициативу, в том числе низкой готовностью регионов к переходу на ТИМ. Это же подтверждает и аналитический обзор НОСТРОЙ – только 7% заключенных госконтрактов на проектирование объектов содержат требование к информационной модели. Всю степень полезности этой инициативы Минстроя России еще должны обсудить эксперты, и журнал «Строительство» представляет мнение одного из них:

— Ничего удивительного в том, что технические задания в рамках отдельных торгов и конкурсов на выполнение работ по проектированию в субъектах РФ оказались, мягко говоря, далеки от ожидаемых.

В первую очередь хотелось бы целиком процитировать фрагмент пояснительной записки к проекту постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020г. № 1431»:

«Данные изменения, помимо прочего, обусловлены отсутствием в нормативных правовых актах положений, предусматривающих подготовку проектной, рабочей и исполнительной документации, проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства в виде трехмерной модели. Соответственно, требования к содержанию такой трехмерной модели также не установлены».

Дабы не быть обвиненным в том, что фраза выдернута из контекста и т.д., цитируемая пояснительная записка была внимательно и неоднократно прочитана, и вывод остаётся прежним – готовность профессионального сообщества к повседневному и массовому использованию ТИМ находится в эдакой квантовой суперпозиции. Автор неоднократно в своих публикациях и выступлениях на различных площадках отмечал, что ответ как условного представителя проектного сообщества на вопрос о готовности к внедрению ТИМ не может быть однозначно «нет» по причине того, что отсутствует техническое задание.

Этой логикой, вероятно, руководствовались и многочисленные представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в ответ на соответствующие запросы Минстроя РФ – мы готовы внедрять ТИМ, но ровно после того, как примем к исполнению ряд нормативно-правовых актов, «предусматривающих подготовку проектной, рабочей и исполнительной документации, проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства в виде трехмерной модели».

Не стоит упускать из внимания и то, что ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» крайне сурово относится к возможным попыткам сформулировать размытое и неоднозначное техническое задание. Государственный или муниципальный заказчик в данном случае находится между молотом и наковальней, и попытка сформулировать требование к предмету закупки в виде «нам нужна проектная документация в виде цифровой модели для использования в программном обеспечении, которое нельзя называть» может привести к серьезным наказаниям.

ТИМ-триада

Рассматривая ситуацию с использованием ТИМ в строительстве комплексно, но при этом не вдаваясь в излишние подробности, можно констатировать, что ситуация в настоящее время выглядит следующим образом: мы вынуждены использовать для строительства и проектную документацию, и рабочую документацию, и цифровые модели.

Проектная документация – наиболее регламентированная часть названной триады, поскольку ей посвящен и ряд статей (частей статей) Градостроительного кодекса РФ, есть отдельное регламентирующее постановление Правительства РФ, масса подзаконных актов и нормативно-технических документов и т.д., требования к проектировщикам по членству в СРО соответствующего вида, подробно прописаны вопросы экспертизы. Есть как минимум три «но»:

1. Проектная документация с формальной точки используется только лишь для получения разрешения на строительство, да и то, следуя п. 3 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, используются лишь отдельные «материалы, содержащиеся в проектной документации», а основная масса профессиональных строителей требует рабочую документацию, поскольку степень проработки проектной документации их не устраивает.

2. Недавнее включение в текст Градостроительного кодекса РФ рабочей документации прямо свидетельствует о том, что обозначенное выше требование профессионального сообщества о наличии документации, «по которой можно строить», нашло свой отклик у законодателя.

3. Весь массив усилий по внедрению ТИМ является явным и неоспоримым свидетельством того, что нельзя оставить всё как есть и использовать исключительно одну лишь проектную документацию в том или ином виде.

Как было отмечено, рабочая документация могла бы послужить тем «инструментом», которым пользуются строители, но соответствующее постановление Правительства РФ (аналогичное проектной документации) так и не родилось, и существующий ГОСТ 21.101-93 «СПДС. Основные требования к рабочей документации» – относительно слабая ему замена; требования по подготовке рабочей документации в части членства в соответствующих СРО (включающее в себя требования к участникам рынка, меры ответственности за некачественную продукцию и т.д.) практически полностью не проработаны, равно как и вопросы экспертного анализа такой документации.

Учитывая преимущества ТИМ в строительстве, вполне очевидно стремление властей сделать его основой проектирования, строительства и последующей эксплуатации, однако, как видим, все прошлогодние лозунги и заверения о том, что «отрасль готова», далеки от действительности.

Очевидно также и то, что в сложившейся ситуации не нужно искать виноватого в цепочке «заказчик-проектировщик-строитель-эксплуатирующая организация», коль скоро нет полноценного механизма, регулирующего общественные отношения между ними – закона.

По этой причине понятно было, что с 1 января 2022 года страна не перейдет на ТИМ в строительстве, и последние события в некоторой степени лишь подходящий повод для того, чтобы поставить этот процесс на паузу. В пользу этого аргумента свидетельствует и то, что летом 2021 на портале оценки регулирующего воздействия мелькнул проект нормативно-правового акта, которым предполагалось обязательное внедрение ТИМ в отношении объектов, сметная стоимость строительства которых превышает 500 миллионов рублей. Не вполне приемлемый по механизму, но отличный по аргументации проект: запасной механизм всё-таки нужен.

Итак, что же делать с ТИМ?

Всё вышесказанное приводит нас к выводу о том, что «ТИМ – это тот же BIM, но без 3D-модели» — явление временное, и у нас есть достаточно времени подумать о том, как жить дальше.  А именно – законодателю нужно не плодить сущности без меры и определиться, что нужно для стройки – и если это цифровая модель, то переформатировать всю систему, отладив отношения на всех этапах – изысканиях, проектировании, экспертизе, строительстве и эксплуатации объектов капитального строительства.

Иными словами, изыскатели и проектировщики формируют именно цифровую модель и обеспечивают защиту принятых решений в экспертных организациях, полученная заказчиком модель используется для получения разрешения на строительства и передается непосредственно строителям, а затем откорректированная по результатам ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию модель передается эксплуатирующей организации (организациям). Проект и «рабочка» не должны кануть в лету, они должны стать частью цифровой модели.

Отдельно стоит заметить, что на 01.01.2022г. – ни один программный продукт – ни зарубежный, ни отечественный – не способны были обеспечить на 100% все потребности в построении полноценной цифровой модели, способной соответствовать всем требованиям, предъявляемым к проектной и рабочей документации. Вполне возможно, работа должна идти на встречных курсах – с одной стороны, отечественное ПО должно совершенствоваться, подстраиваться под потребителя (что практически невозможно с зарубежным ПО), а с другой стороны, требования, предъявляемые к проектной и рабочей документации в виде цифровой модели тоже должны пройти «регуляторную гильотину» — для исключения устаревших и избыточных требований к составу и содержанию проекта.

Понятное дело, что работа колоссальная и не на один год, но если не начинать реализовывать задуманное сейчас – вся строительная отрасль так и вынуждена будет десятилетиями жить в путанице и неопределенности.

Источник: Отраслевой журнал "Строительство"

#ТИМ
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

33
#НОСТРОЙ

«Цифре» вопреки: только 9% госконтрактов на строительство содержат требования к ТИМ

НОСТРОЙ провел мониторинг контрактов в Единой информационной системе в сфере закупок, заключенных после 1 января 2022 года и попадающих под условия постановления Правительства от 05.03.2021 г. №331. Результаты пока весьма далеки от ожидаемых
3
#ТИМ

«Эталон» показал Константину Михайлику, как строить детсад с ТИМ

Заместитель Министра строительства и ЖКХ России Константин Михайлик совместно с вице-губернатором Санкт-Петербурга Николаем Линченко и вице-президентом Группы «Эталон» по региону Санкт-Петербург Дмитрием Володиным 16 марта посетили строительную площадку детского сада в составе ЖК «Дом на Блюхера», который строит Группа «Эталон»
4
#ТИМ

BIM-Cluster помогает Красноярскому краю внедрить технологии информационного моделирования

В 2021 году началась реализация дорожной карты Министерства строительства Красноярского края по внедрению технологий информационного моделирования (ТИМ) в регионе