Комментировать

АСНБ: Интеллектуальные дороги — мечта или ближайшее будущее?

Проехать по умной дороге в беспилотном автомобиле — сценарий фантастического фильма или наше недалекое будущее?

В Сочи прошел международный форум «Инновационные технологии и интеллектуальные транспортные системы в дорожном строительстве».

Организатором мероприятия выступила госкомпания «Российские автомобильные дороги» при участии Министерства транспорта РФ, Министерства строительства и ЖКХ РФ, Федерального дорожного агентства, Администрации города Сочи, Инновационного центра «Сколково», собрав более 400 делегатов из 5 стран и более 20 регионов России.

Сегодня автодороги перестают быть неактивными элементами, к ним предъявляются высокие требования по безопасности, экологичности, долговечности, качеству и комфорту. А активное развитие искусственного интеллекта толкает вперед компании, создающие транспортную инфраструктуру.

Уже сейчас современные трассы можно назвать «умными», с множеством различных датчиков и систем. Они оборудованы видеокамерами и устройствами «компьютерного зрения», многочисленными датчиками, передающими информацию о ситуации на дороге и около нее водителю и пассажирам. В дорожное полотно внедряются сенсоры, определяющие тип проезжающего транспортного средства. А ограничения скорости меняются в зависимости от метеоусловий и наличия заторов, что автоматически считывается современными автомобилями. И эти новации станут основой для цифровой трансформации транспортных систем, дорог и автомобилей в единую глобальную интеллектуальную платформу.

Но, конечно, построить идеальную высокотехнологичную дорогу можно только совместным трудом научных институтов, дорожно-строительных компаний, автомобильных, электронных, промышленных и телекоммуникационных «гигантов». Это позволит существенно сократить сроки строительства при повышении безопасности дорожного движения, а также открыть колоссальные возможности для анализа транспортных потоков. И уже в ближайшем будущем — в 2024 г. будет построено около 2 тыс. км таких умных дорог.

За последние 10 лет дорожники реализовали ряд масштабных инфраструктурных проектов. Так, в рекордные сроки завершилось строительство Крымского моста, построены сотни новых километров дорог в Сибири и на Дальнем Востоке, развиваются Московский и Санкт-Петербургский транспортные узлы, введена в эксплуатацию Центральная кольцевая автомобильная дорога и трасса М-11 «Нева», совершенствуются трассы Северного Кавказа и Урала. И их появление на свет было бы невозможно без применения современных дорожно-строительных материалов и инновационных технологических решений.

Качественные и  безопасные дороги

Сегодня мы вступаем в эпоху больших перемен в области дорожной инфраструктуры. Интеллектуальные системы нового поколения, высокоавтоматизированные и подключенные автомобили, электромобили и беспилотники перестают быть фантастикой. В новой реальности на первый план выходит интеллектуальная инфраструктура. А мировой опыт показывает, что без развитой дорожной сети и транспорта нельзя создать современную экономику. Так, эффективно и устойчиво развивающаяся дорожная сеть способствует экономическому подъему, повышает уровень и качество жизни населения.

Именно поэтому Правительство РФ сейчас уделяет большое внимание развитию дорожного хозяйства и транспортного комплекса — в две больших программы «БКАД» и «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» вложен весь объем транспортного строительства.

При этом, как заметил вице-премьер Марат Хуснуллин, несмотря на то, что 2020 г. был для всех очень тяжелым, для дорожной отрасли он стал одним из самых успешных. Это было связано с тем, что работы по строительству дорог не останавливались, в результате в физическом объеме дорожная отрасль в прошлом году выросла на 8%, а в денежном — на 20%.

Он напомнил, что к 2024 г. в нормативное состояние должны быть приведены 85% всех дорог в 105 крупнейших агломерациях, т.е. порядка 100 тыс. км дорог. А к 2025 г. — 85% всех федеральных дорог и 50% — региональных и муниципальных, для чего в настоящее время Правительство изыскивает дополнительное финансирование. Причем ожидается, что достаточно большое количество регионов превысит показатель в 50%, а некоторые даже осилят 85% региональных дорог. При этом Марат Хуснуллин особо подчеркнул, что хотя цены на стройматериалы и растут, но темпы строительства нужно сохранять.

Кроме того, сейчас в жизнь входит практика опережающего финансирования. К примеру, сегодня есть лимиты на 2022-2023 гг., но строить нужно в этом году. И часть регионов и подрядчиков готовы строить быстрее, но из-за лимитов не могут. В итоге по договоренности с Минфином РФ было решено, что неиспользованные в целом по стране остатки передаются тем, кто готов строить быстрее, а в последующие годы эти остатки возместятся. В результате по этой системе Правительство дополнительно профинансировало дорожную отрасль на баснословные 200 млрд руб., что позволяет ввести в эксплуатацию необходимые дороги раньше на целый год.

Что касается развития платных дорог, то самой амбициозной задачей в этой сфере вице-премьер назвал строительство 810 км трассы М-12 «Казань — Москва», которую Президент РФ поручил продлить до Екатеринбурга, а потом и до Челябинска.

Однако, как заявил помощник Президента РФ Игорь Левитин, сегодня интерес частного бизнеса к финансированию строительства дорог пропал. Когда создавалась ГК «Автодор», планировалось, что доля частных инвестиций составит 75%. Но сегодня частники не инвестируют на условиях ГЧП, и компания «Автодор» сама становится инвестором.

И сейчас Россия по количеству дорог высшей категории отстает от США в 14 раз. Так, в США таких дорог построено 95 тыс. км, а в России только лишь около 7 тыс. км. Чего уж говорить о Китае, где дорог высшей категории насчитывается аж 161 тыс. км. Именно поэтому необходимо сделать привлекательным финансирование дорог высшей категории для частных инвестиций, и если нужно, то что-то поменять в законодательстве.

И все-таки безопасность человека — дороже любой дороги.

Как заявил заместитель начальника ГОУБДД МВД России Олег Понарьин, Госавтоинспекция всегда выступает за новые технологии, которые будут способствовать снижению количества смертей на дорогах. Так, 10 лет назад на дорогах России погибало более 27 тыс. человек в год, а по итогам 2020 г. — 15 788 человек. И это колоссальный результат в мировой практике. В целом же с начала реализации «БКАД» ежегодно смертность на дорогах снижается на 6-7%, чего невозможно достичь без использования новых технологий. А по состоянию на сентябрь смертность уже снизилась на 8% по сравнению с 2020 г. Но сегодня перед дорожниками, транспортниками и надзорными органами стоит дилемма по повышению безопасности и качества дорог при увеличении скорости потока.

Так, протяженность сети дорог ГК «Автодор» в настоящий момент составляет 3771 км. Из них 1016 км — скоростные автомагистрали. При этом, по статистике, количество ДТП на трассах Госкомпании снизилось почти на 16%, количество пострадавших в них — на 15%. Да и в целом смертность на высококачественных, скоростных автодорогах почти в 2 раза ниже, чем на других, несмотря на разрешенную скорость 130 км/ч.

Машина без водителя на умной дороге

Цифровая дорога — это наше ближайшее будущее, и уже не такой фантастической картинкой кажется отдельная полоса для подзарядки автомобиля. И даже трудно представить, что через 15-20 лет не будет беспилотных автомобилей на всех видах транспорта. Но эти технологии потребуют огромных изменений.

Для этого, как  рассказал заместитель министра транспорта РФ Кирилл Богданов, в 2021 году была представлена Стратегия цифровой трансформации дорожной отрасли. И Минтранс России — первое министерство в мире, которое действительно занялось продвижением этой новой технологии на государственном уровне.

Так, для развития беспилотного транспорта необходимо проработать нормативные акты и создать развитую инфраструктуру. Конечно, чтобы беспилотник ехал по дороге, она должна быть полностью оцифрована и оснащена технологической связью. Но самая главная проблема — психологическая. Человеку очень сложно сломить сознание, психологически принять, что рядом на трассе может ехать машина без водителя — полноценный участник движения. И первой трассой в России, по которой в 2024 г. поедут грузовые беспилотники, станет М-11 «Нева». У них будет возможность ехать 130 км/ч, выполняя все правила дорожного движения и двигаясь по правой полосе.

Как рассказал генеральный директор ООО «Национальные телематические системы» Алексей Нащекин, был спроектирован умный беспилотный автомобиль 5-го поколения, соответствующий принципам экологичности и экономичности. И со следующего года автомобили планируется вывести в серийное производство.

Но при этом вопрос безопасности остается краеугольным. Ведь современные методы — радары, камеры и нейронные сети — это не искусственный интеллект. И автомобиль в сложных, стрессовых ситуациях не действует, как человек. А тормозной путь грузовика — более 100 м. Именно поэтому возникает вопрос умной инфраструктуры — средства по предупреждению о ДТП, метеоусловиях, рекомендуемой скорости и т.д., в том числе необходимая помощь в управлении в сложных ситуациях. И такая система уже создана и отработана с беспилотниками на ЦКАД. В целом же направления беспилотников и умной инфраструктуры необходимо развивать одновременно. И понятно, что для такого технологического рывка нужны кадры — и это большой вызов для российского образования.

Но все-таки скоростные дороги должны не просто связывать точку «А» с точкой «Б». Их инфраструктура должна притягивать другие элементы жизни, сервисы, которых вдоль дорог еще пока недостаточно.

В частности, по словам председателя Фонда «Сколково» Аркадия Дворковича, необходимо развивать интеллектуальные транспортные системы, в рамках которых за счет интернета вещей и обратной связи становится возможным сбор больших данных. А они, в свою очередь, используются для оптимизации и повышения безопасности движения, снижения издержек и повышения экологичности транспорта в целом. Это направление сегодня самое модное, но движется пока не очень быстро, потому что не понятно, кто будет собственником этих данных и получать выгоду от их сбора.

Что касается интеграции новых видов транспорта в энергетические сети, то здесь подвижки тоже достаточно скромные. Это связано с тем, что существует некий замкнутый круг. Пока не создана инфраструктура, появляется малое количество транспорта и наоборот — нет смысла развивать инфраструктуру, если мало транспорта. И города к переходу на электротранспорт пока не готовы — ожидается, что инфраструктура будет создана не более, чем на 20%, т.е. для 10-12 млн автомобилей.

И все же направление автономного транспорта движется быстро. Появляется и тестируется все большее количество автомобилей в беспилотном режиме. Уже понятно, что эта тенденция будет развиваться быстро, в том числе в связи с внедрением технологий 5G.

Конечно, увидеть полноценную развитую  цифровую транспортную сеть с повсеместным беспилотным и электротранспортом мы сможем только в будущем, но уже в скором времени федеральные скоростные трассы позволят преодолеть 2400 км от Черного моря до Балтийского за 24 часа. А в 2024 г. начнется строительство «юго-восточной хорды»: трассы Екатеринбург — Самара — Волгоград — Краснодар, которая свяжет порты Черного моря и Крым с Уралом.

Источник: Агенство новостей "Строительный бизнес"

Комментировать

Комментарии

Комментировать